Просмотр содержимого документа
«"экономика и экология "»
экономика и ЭКОЛОГИЯ
Цели: познакомить учащихся с задачами экологии и экономики; воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: у детей – по одной шоколадной конфете, у учителя – коробки из-под конфет.
Ход урока
I. Организационный момент.
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
журчанье струй
средь камушков у брода, –
О, люди, мыслю я,
у всех у нас
есть Мать одна
по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
в душе
ее прекрасные черты –
поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
вода,
земля и воздух –
три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
все возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что это «если» значит!
О Человек!
Природа-мать ни рек
и ни морей от глаз твоих
не прячет
Ни ясных трав,
ни голубых озер…
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес
входи,
как в храм под мраморные своды!
С. Викулов
II. Введение в тему урока.
– Что такое экология? (Наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.)
– Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио и в телепередачах, прочитать в газетах и журналах.
Произошло это не случайно.
С развитием экономики воздействие людей на природу становилось все более и более мощным. Природа уже не может сама залечивать нанесенные ей раны.
Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, аварии нефтяных танкеров в морях, отравленные стоками промышленных предприятий реки, исчезающие леса, загрязненный воздух… Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.
III. Изучение нового материала.
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 81–85). Чтение текста.
2. Б е с е д а по прочитанному.
– Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, почве, воде, растительному миру, животным, человеку?
– Как экономить и охранять воду?
– Как нужно охранять почву?
– Как загрязняется воздух? Что необходимо делать для его очистки?
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Разверните свою конфету (ее можно съесть).
– Сколько оберточных материалов в вашей конфете?
– Из чего они сделаны?
– Можно ли их быстро уничтожить?
– Каким путем: естественным (с помощью природных тел, бактерий) или искусственным (сжигание)?
Те же вопросы после рассмотрения коробки из-под конфет.
– Влияет ли в этом случае удовлетворение потребностей на окружающую природу?
4. Э к о л о г и ч е с к и е п р о г н о з ы.
– Дайте свои экологические прогнозы для следующих случаев:
а) в одной стране фермеры решили уничтожить всех волков;
б) на берегу озера, в лесной зоне было решено построить бумажный комбинат.
– Какие рекомендации даст эколог фермерам и проектировщикам?
IV. Итог урока.
– Что необходимо делать, чтобы уменьшить вред от экологических катастроф?