kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ» КАЗАХСТАНА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие "Зеленой экономики" Казахстана, как важнейший фактор развития Страны. 

Новая концепция, связанная с переходом Республики Казахстан к направлению «Зеленая экономика» закрепляет основы для серьёзных систематических обновлений с целью перехода к новой экономике и новой формации с помощью увеличения благосостояния, качества жизни населения страны и вхождения государства в число тридцати самых развитых государств мира при минимальных нагрузках на экологию и деградации природных ресурсов, этими факторами объясняется актуальность данной темы [2].

Зеленая экономика — это такое направление в экономической науке, которое сформировано в последнее десятилетие, в его рамках считается, что экономика это зависимая часть природной среды, и в её пределах она существует и является её составляющей.

Основные приоритетные задачи, связанные с переходом к «зеленой экономике», которые стоят перед Казахстаном:

  • повысить эффективность потребления ресурсов (земельных, водных, биологических и т. д.) и рационально управлять ими; модернизировать существующую и постройка новой инфраструктуры; повысить благополучия населения страны и качества окружающей экологической среды через рациональные пути уменьшения давления на окружающую экологию; — повысить национальную безопасность Республики Казахстан, и в том числе водной безопасности.

 «Зеленая экономика» подразумевает высокий уровень качества жизни населения, рациональным и бережным распоряжением природными ресурсами в интересах современного и будущего общества и принятые государством международными экологические обязательства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ» КАЗАХСТАНА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ. »

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЁНОЙ ЭКОНОМИКИ» КАЗАХСТАНА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ


Введение


  В обществе все  чаще стало употребляться выражение «зеленая» экономика. После прошедшего Саммита «РИО + 20» Президент нашего государства предопределил этому понятию высокий приоритет как один из первостепенных факторов на пути дальнейшего развития страны. В настоящее время общество по-разному понимает суть выражения «зеленая» экономика.  Одни  считают, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. Другие понимают это выражение как новые технологии, своего рода экосистемы, которые призваны помогать и приносить пользу природе. Третьи считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистых продуктов.

Все эти подходы к определению понятия очень близки к значению выражения.  «Зеленая» экономика  - это экономика, направленная на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл.  В первую очередь, «зеленая» экономика направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые в настоящее время подвержены истощению (полезные ископаемые – нефть, газ) и рациональное использование неисчерпаемых  ресурсов. В основе зеленой экономики – чистые или «зеленые» технологии. По словам специалистов, развитие «зеленой» экономики позволит избежать нашей стране экологического кризиса, который затронул своими масштабами уже многие постиндустриальные страны.


1 Глава Что такое «зеленая» экономика?



Новая концепция, связанная с переходом Республики Казахстан к направлению «Зеленая экономика» закрепляет основы для серьёзных систематических обновлений с целью перехода к новой экономике и новой формации с помощью увеличения благосостояния, качества жизни населения страны и вхождения государства в число тридцати самых развитых государств мира при минимальных нагрузках на экологию и деградации природных ресурсов, этими факторами объясняется актуальность данной темы .

Зеленая экономика — это такое направление в экономической науке, которое сформировано в последнее десятилетие, в его рамках считается, что экономика это зависимая часть природной среды, и в её пределах она существует и является её составляющей.

После проведенного  Саммита «РИО + 20» силы казахстанского общества направлены на реализацию стратегии по переходу к «зеленой» экономике.  По инициативе Президента Н.А. Назарбаева была разработана Концепция по переходу к «зеленой» экономике.  В первую очередь, в Концепции представлен перечень приоритетных задач, главным образом нацеленных на реформирование определенных отраслей экономики.

В рамках перехода к «зеленой» экономики, предполагается:

  • повысить эффективность ресурсов;

  • усовершенствовать казахстанскую инфраструктуру;

  • улучшить благосостояние населения;

30 мая 2013 года вышел Указ Президента Республики Казахстан от № 577, которые повествует о концепциях, связанные с переходом Республики Казахстан к «зеленой экономике» [3].

Реализация Концепции планируется в три этапа:

  • первый этап - 2013–2020 гг. – оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры;

  • второй этап - 2020–2030 гг. – рациональное использование природных ресурсов, внедрение возобновляемой энергетики на базе высоких технологий;

  • третий этап - 2030–2050 гг. – переход национальной экономики на принципы «третьей промышленной революции», в основу которой положено использование природных ресурсов в случае их возобновляемости.

1.1 Семь ключевых направлений развития «зеленой» экономики

Первое направление - внедрение возобновляемых источников энергии.

Огромные масштабы приобретает вопрос о дальнейшем сохранении полезных ископаемых. Наше государство признано как страна с очень богатыми природными ресурсами. Нефть, газ – во всем мире классифицируют как один из крупнейших энергетических ресурсов, но даже они в свое время исчерпываются, а значит необходимо находить новые ресурсы  для жизни. При этом, тот факт что Казахстан обладает наличием хорошей экосистемы, почвой, водой и лесом, значительно повышает свою позицию перед другими странами.

Основные приоритетные задачи, связанные с переходом к «зеленой экономике», которые стоят перед Казахстаном:

  • повысить эффективность потребления ресурсов (земельных, водных, биологических и т. д.) и рационально управлять ими; модернизировать существующую и постройка новой инфраструктуры; повысить благополучия населения страны и качества окружающей экологической среды через рациональные пути уменьшения давления на окружающую экологию; — повысить национальную безопасность Республики Казахстан, и в том числе водной безопасности.

Реализация концепции, связанная с переходом Республики Казахстан к «зеленой экономике» будет осуществлена в три этапа:

  1.  — в данный этап главным приоритетом страны будет оптимизироваться использование природных ресурсов и повышение результативности природоохранной деятельности, также формирование «зеленой» инфраструктуры;

  2.  — на базе организованной «зеленой» инфраструктуры возникнет преобразование национальной экономики Республики Казахстан, направленное на рациональное использование водных ресурсов, премирование и стимулирование развития, а также обширное внедрение технологий восстанавливаемой энергетики, а также строительство передовых технологий на базе высококачественных стандартов энергоэффективности;

  3.  — перейти национальной экономике на новые принципы «третьей промышленной революции», которые требуют употребления природных ресурсов при условии возобновляемости и их устойчивости .

Далее рассмотрим семь основных и ключевых направлений формирования «зеленой» экономики:

  • первое направление — внедрить возобновляемые источники энергии. Огромный масштаб приобретает вопрос о дальнейшем сохранении полезных ископаемых. Республика Казахстан является страной с очень богатыми природными ресурсами. Нефтяные и газовые природные ресурсы — во всем мире котируются как один из крупнейших энергетических ресурсов, но они в свое время истощаются, а из этого следует, что необходимо обнаруживать новые ресурсы для жизнедеятельности. Казахстан располагает хорошей экосистемы, лесными ресурсами, водными, почвой, всё это, существенно увеличивает свою позицию перед другими государствами.

  • второе направление — энергоэффективность в жилищно–коммунальном хозяйстве. Так как существенная часть городского жилого фонда была сооружена в постсоветское время, большое число жилых комплексов снабжены недействительными теплоизоляционными устройствами и системами теплоснабжения, что ведёт к существенным тепловым расходам. Сейчас в Казахстане функционируют энергосервисные предприятия, которые осуществляют различные действия в области ремонтных работ и устранения неполадок приборов теплоснабжения.

  • третье направление — органическое земледелие в сельском хозяйстве. Здесь имеется в виду, что этот вид назначения анализирует отказ от синтетических продуктов удобрения (пестициды), всевозможных кормовых добавок. О том, чтобы прекратить использование органических удобрений для снабжения урожайности, роста культурных растений. «Озеленение» сельского хозяйства дозволит снабдить продовольствием население, не причиняя вред при этом природным ресурсам и экологии. Казахстан рассчитывает работать по следующим направленностям:

  • управлять плодородием почв;— эффективно использовать воду;

  • управлять здоровьем животных и растений;— автоматизация техники хозяйств.—

  • четвертое направление — совершенствовать систему управления отходами. Специальную популярность завоевала проблема управления отходами. Необычайно часто встречаются засорённые улицы, свалки и отсутствие любого контроля над вывозом мусора .

Поэтому при сформировавшихся обстоятельствах рассмотрено применить отходы как вторичный продукт производственного цикла. На пример, технология комплексной переработки твёрдых бытовых отходов и приобретения альтернативного топлива уже осуществляется в Алмате.

  • пятое направление — совершенствовать систему управления водными ресурсами. Вода является ключевым природным компонентом снабжения жизни человечества и единства экосистем. Поэтому рациональное потребление водных ресурсов является проблемой, заслуживающей огромное внимание.

  • шестое направление — развить направление «чистый» транспорт. Сейчас большинство перевозок реализовывается на основе бензина (дизеля). Это содействует высокому выбросу парниковых газов.

  • седьмое направление — сохранить рациональное и эффективное управление экосистемами. Данная деятельность в этом направлении главным образом устремлена на сохранение уникального природного богатства Казахстана.

1.2 План основных мероприятий по введению «Зеленой экономики»

Был сформирован план основных мероприятий по осуществлению Концепции, связанной с переходом Республики Казахстан к «зеленой экономике» в период с 2013 по 2020 годы:

  • разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменениями дополнения в отдельные законодательные акты Республики Казахстан по проблемам перехода Республики Казахстан к «зеленой» экономике»:

  • разработка плана действий по улучшению оперативного сбора и прозрачности общегосударственной и ведомственной информации по статистики, также административной информации по всем показателям «зеленой экономики», которая включает итоги энерго аудитов, уровень и состав отходов большими корпорациями, показатели уровня водных ресурсов, продуктивности сельского хозяйства, положение свалок твёрдых бытовых отходов и промышленных остатков;

  • внесение предложений по произведению комплексного «зеленого» показателя уровня жизни населения страны для областей, который будет содержать уровень экономического развития, здоровье населения государства, экологическую обстановку и обеспечение чистой водой;

  • определение потребности в трудовых ресурсах в пяти промышленных областях в структуре регионов и специальностей до 2020 года;

  • разработка Государственной программы по управлению водными ресурсами в период с 2014 по 2040 годы, которая направлена на повышение результативности водопользования;

  • принять установленные законодательством Республики Казахстан меры по снабжению субъектов естественных монополий и установку потребителям персональных и обще домовых приборов учета водопотребления;

  • внесение предложений по доступным тепличным технологиям и устройству приоритетных решений, наиболее привлекательных для Казахстана;

  • внесение предложений по механизму стимулирования для увеличения инвестиционной привлекательности тепличного хозяйства среди местных фермеров и международных инвесторов;

  • внесение предложений по определённым инструментам долгосрочного финансирования сельскохозяйственных проектов, в том числе в форме гарантий по займам, субсидирования процентных ставок или других мер государственной поддержки для стимулирования и внедрения принципов и практик устойчивого сельского хозяйства;

  • внесение предложений и составление «дорожной карты» по переходу от затратных механизмов ценообразования на электрическую и тепловую энергию к механизмам, стимулирующим рациональность их генерации и передачи, разработка предложений по применению сравнительного анализа операционных и инвестиционных показателей для выявления тарифов, а также продолжить практику рассмотрения дифференцированных тарифов по группам потребителей с целью стимулирования потребителей к бережному потреблению тепловой и электрической энергии;

  • внесение предложений по обновлению и расширению видов поддержки для социально уязвимых слоев населения (инвалидов, одиноких престарелых граждан и т. д.);

  • внесение предложений в целях дополнения имеющихся механизмов государственной поддержки для стимулирования увеличения энергоэффективности в зданиях такими способами, как гранты, субсидирование процентных ставок и т. д.;

  • произвести оценку технического состояния уличного освещения городов Казахстана, с целью увеличения энергоэффективности и энергосбережения;

  • разработка прогнозного баланса тепловой энергии до 2030 года с перспективой до 2050 года с учетом индикаторов развития и принципов сектора, предусмотренные в Концепции перехода Республики Казахстан к «зеленой» экономике;

  • разработка совместно с производителями электроэнергии, тепловой энергии и прочими крупными индустриальными предприятиями предложений по обновлению стандартов по выбросам (оксидам азота, оксидам серы, твердым частицам и прочим), приближенным к европейским;

  • разработка Программы развития лесного сектора экономики Казахстана до 2020 года;

  • внесение предложений по исполнению плотного проекта «Экокомплекс «Жандану» .

Переход к «зеленой» экономике приобретает все большую популярность и вызывает масштабный интерес. «Зеленая» экономика в первую очередь способствует экономическому прогрессу и обеспечит:

  • осуществление роста внутреннего валового продукта; увеличение прибыли страны; создание рабочих мест для населения Казахстана, при уменьшении при этом показателя безработицы в Республике.

При этом переход на «зеленую» экономику снижает риски от глобальных угроз, таких как изменение климата, истощение полезных ископаемых и дефицит водных ресурсов.

В рамках программы развития «зеленой» экономики, Казахстан планирует инвестировать средства в 10 ключевых секторов экономики:

  • сельское хозяйство;

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • энергетика;

  • рыболовство;

  • лесное хозяйство;

  • промышленность;

  • туризм;

  • транспорт;

  • утилизация и переработка  отходов;

  • управление водными ресурсами.

Данная концепция, связанная с переходом Республики Казахстан к направлению «зеленая экономика» будет реализована в течении трёх этапов.

В период первого периода — с 2013-го по 2020-й год — основной приоритет стран это— оптимизирование потребления ресурсов и увеличение результативности природоохранной деятельности, а также организация «зеленой» инфраструктуры;

В период второго этапа — с 2020-го по 2030-й год — на базе развитой «зеленой» инфраструктуры возникнет реорганизация национальной экономики, направленной на бережное использование водных ресурсов, поощрение, стимулирование, развитие и свободное внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энерго эффективности;

В период третьего этапа — с 2030-го по 2050-й году будет осуществлен переход национальной экономики на принципы «третьей промышленной революции», призывающие применения природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости.

Меры, осуществляющие переход к «зеленой экономике», согласно концепции, будут осуществлены из следующих направлениях:

  • устойчивого использования водных ресурсов;

  • развития высокопроизводительного и устойчивого сельского хозяйства, энергосбережения и повышения энерго эффективности;

  • развития электроэнергетики;- системе управления отходами;— снижения загрязнений воздуха;— сохранение и результативное управление экосистемами.

Вопросы, связанные с реализацией будут регулироваться законодательными актами Казахстана по проблемам перехода к направлению «зеленая экономика» .

Инструментами решения определенных задач концепции по секторам экономики возникают действующие программные документы с учётом модификаций и дополнений в части внедрения главных направлений концепции, такие как программа по развитию агропромышленного комплекса в Казахстане на 2013—2020 годы «Агробизнес 2020», государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию республики на 2010—2014 годы, государственная программа развития образования Казахстана на 2011—2020 годы, программы развития территорий, стратегические планы государственных органов, отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010—2014 годы и другие отраслевые программы, которые будут скорректированы и в которых будут даны новые акценты по таким вопросам, как совершенствование качества воздуха, управление отходами производственных предприятий и потребления, борьба с опустыниванием, деградацией земель и увеличение почвенного плодородия, развитие рыболовства, аквакультур и воспроизводство рыбных ресурсов

А также будут осуществлены разработки государственных программ по управлению водными ресурсами в период с 2014 по 2040 годы.

Первое заседание состоялось 12 апреля 2013 года, Министр охраны окружающей среды Республики Казахстан Нурлан Каппаров принял участие в работе конференции «Создание «зеленой» экономики в Казахстане», которая была организована Американской торговой палатой по экономической политике.

Министр охраны окружающей среды отметил, что ЭКСПО-2017 станет платформой для демонстрации достижений третьей индустриальной революции и разрешит Казахстану продемонстрировать технологии «зеленого» роста.

Конференция стала 10-м форумом, проведенным Американской торговой палатой в Казахстане. Эти интерактивные мероприятия привлекают широкий спектр участников — бизнес лидеров, правительственных служащих, ученых, неправительственные организации, исследовательские центры и средства массовой информации. Спикеры затрагивают актуальные темы, обсуждаемые затем в широком кругу международных экспертов.

Следующий «Международный Инвестиционный Форум по «Зеленой экономике» состоялся 8 ноября 2013 г. в Конгресс-центре г. Шымкент состоялся. Организаторами данного форума выступили Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов совместно с Акиматом Южно-Казахстанской области.

Данный форум раскрыл широкие возможности для диалога между ведущими экспертами развития «зеленой» экономики на международном уровне. Также цель форума обсуждение роли регионов в переходе Казахстана к «зеленой» экономике; обсуждение опыта зарубежных стран в сфере разработки и реализации стратегий создания «зеленой экономики» и новшества в области развития зеленой экономики, внедряемые в Казахстане и зарубежье. Одной из важных тем форума стала роль регионов в проведении Международной специализированной выставки Астана ЭКСПО-2017. Наравне с этим, в рамках данного форума была продемонстрирована выставка зеленых технологии и инновационных проектов в сфере ВИЭ, строительства, ЖКХ, сельского хозяйства и управления отходами.

Новым политическим курсом состоявшегося государства стало принятие Стратегии «Казахстан-2050». «Стратегия 2050» формирует четкие ориентиры на строительство эффективной и устойчивой модели экономики, главной задачей которой является переход страны на «зеленый» путь развития.

«Зеленая экономика» подразумевает высокий уровень качества жизни населения, рациональным и бережным распоряжением природными ресурсами в интересах современного и будущего общества и принятые государством международными экологические обязательства, в том числе с Рио-де-Жанейрскими

3 декабря 2013 года в столице г. Астане прошла конференция «Построение зеленой экономики» в Казахстане», посвященная завершению общего проекта Программы развития ООН и Министерства окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан «Содействие Республике Казахстан в развитии межрегионального сотрудничества для продвижения «Зеленого роста» и реализации Астанинской Инициативы».

В мае 2012 г. начал работу проект по оказанию институциональной поддержки Министерству в организации работы Программы партнерства «Зеленый Мост» и разработке Концепции РК по переводу к «зеленой экономике».

«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов. «Зеленая экономика» названа одной из важных частей устойчивого развития стран в XXI веке. Для Казахстана переход на «зеленую экономику» позволит решить цели и задачи по вхождению в число 30-ти наиболее развитых стран мира. По расчетам экспертов к 2050 году ВВП увеличится дополнительно на 3 %, будут созданы 500 тысяч новых рабочих мест, сформируются новые отрасли промышленности и сферы услуг. «Зеленая экономика» означает глубокие системные преобразования в экономическом развитии, в государственном управлении и сознании общества. При этом выгоды полученные в виде повышения качества жизни человека и окружающей среды помогут построить более устойчивую к внешним кризисам экономику.

В настоящее время общество по-разному понимает суть выражения «зеленая» экономика. Одни считают, что это новые отрасли экономики, которые улучшат природу страны. Другие понимают это выражение как новые технологии, своего рода экосистемы, которые призваны помогать и приносить пользу природе. Третьи считают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистых продуктов.

Все эти подходы к определению понятия очень близки к значению выражения. «Зеленая» экономика — это экономика, направленная на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл. В первую очередь, «зеленая» экономика направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые в настоящее время подвержены истощению (полезные ископаемые — нефть, газ) и рациональное использование неисчерпаемых ресурсов.

2 Глава « Зеленая экономика » Жамбылской области

На данный момент экологическая обстановка в РК неблагоприятна и требует кардинальных изменений. Казахстан находится на втором месте по общему объему загрязнений окружающей среды органическими веществами среди стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, на 3 месте по объему выбросов парниковых газов в атмосферу среди стран.

Очевидно, что экономика, в которой охрана окружающей среды играет малозначительную роль, изживает себя. По некоторым данным при нынешней ситуации запасов угля хватит примерно на 270 лет, нефти  -  на 35-40 лет, а газа  -  на 50 лет. Возникает вопрос: «Что же делать, когда полезные ископаемые полностью исчерпают себя?». Ответом на данный вопрос является разработка альтернативных источников энергии. Казахстан обладает большим  потенциалом развития возобновляемых источников.  Он  составляет около одного триллиона киловатт-часов в год. При этом потенциал малых гидроэлектростанций оценивается в 8 млрд. кВт/ч, потенциал использования ветроэнергетики – около 920 млрд. кВт/ч, а потенциал солнечной энергии достигает порядка  2500-3000 солнечных часов в год. Причем из 2 тысяч рек республики около 5% пригодны для строительства малых ГЭС.  К 2014 году, в соответствии с ГПФИИР, планируется довести показатель производства электроэнергии на возобновляемых источниках до 1 миллиарда киловатт/часов. Относительно ветрового потенциала  Казахстана можно отметить, что метеорологические исследования, проведенные датским исследовательским центром RISO, подтвердили экстраординарные ветровые условия в Джунгарских воротах, которые определены как одни из самых лучших в мире, и как очень хорошие – в Шелекском коридоре (среднегодовая скорость ветра составляет 7 м/с, в Джунгарских Воротах около 8 м/с). Данный ветровой потенциал позволяет обеспечить высокий коэффициент использования мощности ветростанции (более 30 %). Годовое производство электроэнергии может составить для Джунгарских ворот – 4400-4500 МВт.час.

 При достаточном технологическом оснащении возможно повышение производства альтернативной энергии в разы. Обладая таким потенциалом, невозможно не реализовывать данную сферу.

Так, например, в Жамбылской области,  одной из актуальных проблем на текущий период остается обеспечение стабильной и бесперебойной подачи электроэнергии.  Продукция Жамбылской ГРЭС им. Батурова (самый мощный энергоисточник в регионе) высокозатратно, и потому цена ее киловатта значительно выше, чем на оптовом рынке. Нехватка электроэнергии  довольно сильно препятствует развитию промышленности. Так, например, станция простаивала из-за высокой себестоимости вырабатываемой электроэнергии. При дефиците электроэнергии на 44%, собственная электростанция области была загружена менее чем на 20%.

Энергодефицит электроэнергии в Жамбылской области связан, с одной стороны – с высокой электроемкостью экономики области и высоким уровнем удельного потребления электроэнергии населением на бытовые нужды, с другой стороны – с неоптимальной структурой энергоисточников и, как следствие, неконкурентоспособностью собственного производства электроэнергии.

Тарифы на электроэнергию в среднем выше на 30% среднего по Казахстану уровня, учитывая более низкий уровень доходов населения области в сравнении с другими регионами Казахстана, представляет относительно большую нагрузку на бюджет домохозяйств. Высокая стоимость производства электроэнергии на собственной электростанции связана с использованием дорогого топлива, импортируемого из стран Центральной Азии. Доля мазута в структуре энергоисточников электростанции занимает 70%, остальные 30% приходятся на газ. При этом стоимость электроэнергии, получаемой из мазута и газа, превышает стоимость электроэнергии, получаемой из угля, в 18 и 7 раз соответственно.

Высокий износ фондов в производстве и распределении электроэнергии в Жамбылской области при медленном темпе обновления приводит к высоким эксплуатационным затратам и можно ожидать в будущем увеличения количества сбоев энергооборудования. Среднегодовые инвестиции в производство и распределение электроэнергии в Жамбылской области на 25% ниже среднего по Казахстану показателя, скорость обновления фондов ниже более чем на 70%.

Основными мероприятиями по энергоэффективности и энергосбережения в энергетике должны послужить:

• техническое перевооружение генерирующих мощностей, основанное
на широкомасштабном внедрении установок, обеспечивающих
комбинированное производство электрической и тепловой энергии,
внедрение газопоршневых установок;

• изменение структуры энергетического баланса и повышение ее
диверсификации – подготовка к использованию прогрессивных и
экологически чистых технологий сжигания угля и мазута, ориентация
на применение и развитие возобновляемых и нетрадиционных видов
топлива и источников энергии;

• строительство новых и реконструкция существующих линий
электропередачи и подстанций, внедрение современных систем учета
(АСКУЭ) с целью снижения потерь при передаче и распределении
электроэнергии.

На сегодняшний день планируются к реализации следующие проекты:

- в рамках проекта МЭМР и ПРООН «Казахстан – инициатива развития
рынка ветроэнергетики» планируется строительство ветровой
электростанции мощностью 35 мВт в Кордайском районе.

- намечено строительство гидроэлектростанции на Тасоткельском
водохранилище в Шуском районе мощностью 10 мВт. Сумма
необходимых инвестиций составляет – 1250,0 млн. тенге.

В г.Тараз планируется на площадке РК-4 строительство
когенерационной газопоршневой электростанции мощностью по выработке
электроэнергии 50 мВт, тепловой энергии 40 Гкал. Срок окупаемости 5-7 лет.
В городе Тараз также планируется строительство когенерационной
газопоршневой электростанции (КГТЭС) электрической мощностью 200 мВт
и тепловой 160 Гкал на площадке ТЭЦ-4. Срок окупаемости 5-7 лет.  В городе Каратау рассматривается вопрос о возможности  строительства когенерационной газопоршневой электростанции (КГТЭС) мощностью 50 мВт и 40 Гкал. Реализация данных проектов позволит более эффективно использовать ресурсы топлива (до 90%) за счет совместной выработке электрической и тепловой энергии, соответственно приведет к снижению затрат на производство тепла и электроэнергии.

Если учесть, что с принятием Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана до 2014 года, в рамках которой в регионе намечается ввод в эксплуатацию крупных производств, причем энергоемких, что дефицит электроэнергии с каждым годом будет прогрессировать, а значит, объем покупки со стороны электроэнергии по относительно высоким ценам будет увеличиваться, который однозначно окажет негативное влияние на тарифообразование.

В связи с этим подотрасли характерны следующие проблемы:

-нарастающий дефицит электрической энергии;

-относительно высокие тарифы на электрическую энергию;

-низкий удельный вес использования альтернативных источников электрической энергии (солнца, ветра).

Решение данных проблем можно увидеть в создании первой на территории РК солнечной электростанции промышленного масштаба «Отар», расположенной в Кордайском районе Жамбылской области. Солнечная электростанция «Отар» состоит из 51 солнечных установок, каждая из которых имеет 42 панели. Они могут производить 235 Вт. Срок эксплуатации солнечных модулей около 25 лет. В ясные дни объект способен обеспечивать электроэнергией приблизительно двести домохозяйств, а после выхода на проектную мощность их количество увеличится до 2500. Стоимость электроэнергии СЭС «Отар» составит 23,4 тенге с НДС за 1 кВт*ч, в то время как в Европе стоимость солнечной электроэнергии превышает 60 тенге за 1 кВт*ч. В ближайшее время планируется реализовать четыре проекта гидро-, ветро- и солнечной энергетики общей мощностью 165 МВт, где намечено привлечение инвестиций в сумме около 370 млн долларов.

 Но, несмотря на это, переход Казахстана к «зеленой экономике» имеет ряд сложностей. Это:

Ø                     Рискованность образования предприятия в данной отрасли. В силу относительной новизны, малой информированности и отсутствия компетенции в сфере «зеленой экономики», предприниматели с осторожностью осваивают данный рынок;

Ø                     Потребность в огромных финансовых вливаниях для создания предприятия;

Ø                     Нехватка кадров в данной сфере означает, что на начальном этапе необходимо будет привлекать иностранных специалистов, переобучать существующие кадры, что в свою очередь, также требует достаточных материальных затрат;

Ø                     Долгий период окупаемости основных производственных фондов. Важно учитывать степень конкурентоспособности выпускаемой экологически чистой продукции и энергетики по сравнению с ее зарубежными аналогами. Сможет ли отечественная продукция в этой сфере, не уступая по качеству, быть дешевле иностранной?

Очевидно, что на начальном этапе перехода к «зеленой экономике» реальный сектор не в состоянии самостоятельно справиться со сложностями. Только активная комплексная поддержка со стороны государства способна создать условия для развития  экологически чистого производства. На наши взгляд, решением существующих ограничений по переходу к «зеленой экономике» является следующее:

Во-первых, одним из важнейших инструментов по развитию экологически безопасных отраслей экономики  является, несомненно, государственная поддержка в виде субсидий и сниженных налоговых ставок, налоговых каникул относительно новых предприятий, решивших осуществлять свою деятельность в этой сфере.

Во-вторых, как  возможный вариант можно рассмотреть  опыт того же КНР по введению «зеленого» налогообложения. В его основе лежит переход основной налоговой нагрузки с труда на потребляемые ресурсы.

В-третьих, торговля квотами на выброс являются также одним из возможных  инструментов по стимулированию развития этой отрасли. Таким образом, можно направлять средства от продажи вышеупомянутых квот на развитие комплекса возобновляемых источников энергии.

 



Заключение

В основе зеленой экономики — чистые или «зеленые» технологии. По словам специалистов, развитие «зеленой» экономики позволит избежать нашей стране экологического кризиса, который затронул своими масштабами уже многие постиндустриальные страны.

По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3 %, создать около 500 тысяч рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты жизненного уровня населения.

Я считаю, что развитие направления «Зелёная экономика» следует начать в первую очередь с анализа экономического и экологического состояния в странах, которые уже добились успеха в этой области, рассмотреть историю возникновения «Зелёной экономики» возможные пути решения её основных проблем, совершенствование основных направлений, и проблемы с которыми столкнулись эти страны. Необходимо установить сотрудничество с государствами, у которых уже есть опыт ведения «Зелёной экономики» и теми странами, которые только пытаются ввести в действие эти новшества, это необходимо для Казахстана, так как все государства развиваются в разном темпе, а переменяя опыт других стран, мы сможем не только добиться улучшений в этой области, но и избежать ошибок, которые были допущены странами, применяющих данную политику.

В Казахстане имеются богатые лесные, водные, земельные ресурсы, для того чтобы не только сохранить, но и приумножить эти богатства, на мой взгляд необходимо произвести следующие новшества. Для сохранения и рационального использования водных ресурсов первую очередь нужно проанализировать настоящее состояние ресурсов, выявить все отрицательные моменты в использовании воды и рассмотреть возможные пути выхода из ситуаций, например в Атырау и Шымкенте достаточно эффективно очищают питьевую воду, но необходимо не только очищение питьевой воды, но и воды рек, озёр, морей, нужно следить за состоянием сточных вод, до сих пор есть промышленные предприятия, которые сливают воды от своих производственной деятельности, и даже не ставят в известность государство, это выявляется только с помощью проверок и дополнительных ревизий. Государство хоть и очень строго оценивает нанесённый природе ущерб, но система штрафных санкций всё равно не покрывает убыток, причинённый окружающей среде и в частности здоровью людям. По моему мнению, необходимо ввести систему позволяющую разработать необходимые меры, т. е. ужесточить меры по незаконным сливанием вод от промышленных производств, также возможно сотрудничество со странами, и заключением контрактов по покупке know-how для эффективной очистке вод, так как государству необходимы средства на покупку этих технологий, средства нужно собирать с промышленных предприятий, которые осуществляют данную деятельность. Также необходимо открыть дополнительные лаборатории по изобретению очищающих машин и создать постоянно действующий комитет по разработке и совершенствованию «зелёной экономики» отдельно для контроля над правильным использованием водных ресурсов.

Лесные ресурсы заслуживают отдельного внимания, так как Казахстан славится своими степными просторами и широких лесных массивов у нас не так много, необходимо ввести запрет на вырубку лесов, потребление бумаги, мебели, пиломатериалов всё увеличивается, а ресурсы быстро сокращаются, по моему мнению, необходимо ввести в действие посадку деревьев, которые специально будут предназначены для использования человека. Тем самым лесной массив не будет сокращаться, а потребление древесины останется на прежнем уровне, но это займёт не один год, а десятилетие.

Земельные ресурсы — это основа для всей окружающей среды. Плодородность земель является очень важным фактором в становлении сельского хозяйства, которое за последнее время начало набирать большие обороты. Нужно уменьшить выветривание сельскохозяйственных земель, остановить не рациональное их использование. Необходимо научиться использовать каждый кусочек уже обработанных полезных ископаемых, создать отечественный институт, который сам будет перерабатывать вторичное сырьё. Опять же для начала без зарубежных технологий нам не обойтись, и здесь необходимо финансирование и инвестирование, привлечение партнёров по развитию «Зелёной экономике».

В целом для развития «Зелёной политике» необходимо создавать новые технологии, делать открытия и разработки, без них Казахстан не сможет встать на новый уровень развития и в полной мере осуществить развитие в направлении «Зелёная политика».

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семенова Елена Алексеевна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114452


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства