Просмотр содержимого документа
«"Экологическое воспитание в начальной школе"»
Экологическое воспитание.
Экология- это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны жить. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов : «экос», что значит «дом», и «логос» - наука.
Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна была пища. Наши далекие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи.
Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому, первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, Оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу.
Поэтому, на сегодняшний день в мире сложилась сложная экологическая ситуация.
А к т у а л ь н о с т ь
Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.
Необходимо вырастить новое поколение людей, способных жить в согласии со своей средой обитания;
Владея теоретическими знаниями, учащиеся не осознают собственной роли в устранении экологических проблем; Эффективность экологического воспитания связана с ранним обучением экологии.
При этом основная проблема современного общества состоит в небрежном отношении людей к природе, отсутствии у людей элементарного экологического воспитания.
Именно в дошкольный и начальный периоды обучения происходит запечатление различных важных для них знаний о природе, умений и навыков, необходимых в последующей жизни.
Каждый из нас мечтает жить в процветающей стране.
Основная цель экологического воспитания:
научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием .
Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:
-углубить и расширить экологические знания
-привить начальные экологические навыки и умения, поведенческие, познавательные, преобразовательные,
-развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
-сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Одна из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т. е. воспитание у школьников экологической культуры .
Что же такое «Экологическое воспитание?» - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
«Ребёнок по своей природе –
пытливый исследователь,
открыватель мира.
Так пусть перед ним
откроется чудесный
мир в живых красках
ярких и трепетных звуках»
В.А.Сухомлинский
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края .
Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС. Экологическое образование определяется такими понятиями, как “сознание – мышление – знание – деятельность”, а экологическое воспитание – “ценности – отношение – поведение”.
- Процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием.
Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СОСТАВЛЯЮТ ОСНОВУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий.
. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Для этого мы дополняем действующий учебник экологическими вопросами, формируя у детей представления:
- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;
- для чего существуют различные элементы природных сообществ; - как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.
Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведённые в убеждения, формируют экологическое сознание.
Исходя из этого, работа по формированию экологического отношения к природе на уроках была направлена на:
- cтимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего использовались на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (составление проектов по выявлению редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы - восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).
В нравственно - экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.
Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки - праздники и тематические уроки (Праздник леса, Лесной карнавал, Береги природу, и др.).
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на массовые, групповые, индивидуальные.
К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.
К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если основой образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то основой программ экологического воспитания – становление нравственно - экологической позицией личности, “объём” и “качество” её взаимодействия с окружающей средой.
В целом выполнение этих задач позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний.
Экологически ориентированная деятельность младших школьников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.