kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экология Морские чудеса

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«Экология Морские чудеса»


Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности


Топ/Группа: Подготовительная.

Облысы/Область: «Познание»

Бөлімшесі/Подобласть: Экология

Тақырыбы/Тема: « Морские чудеса».

Мақсаты/Цель:. познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

Развивать память, логическое мышление, связную речь.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, навыки культурного и организованного поведения, заботливое отношение к природе.

Сөздік қоры (словарная работа): прилипалы, млекопитающие, живородящие, актиния

Билингвалдық компоненті/ Билингвальный компонент: рыба – балык, вода - су , сәлеметсіз бе – здравствуйте, сау болыңыз – досвидание, тұрындар – всаньте, отырындар – садитесь

Іс-әрекет кезендері

Этапы деятельности


Тәрбиешінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық-

Козғаушы

Мотивационно-

побудительный

Организационный момент

- Ребята, у нас сегодня в группе присутствуют гости давайте их, поприветствуемих на трёх языках (добрый день, сәлеметсіз бе,helloy). А теперь поприветствуем, друг друга (дети работают в паре).

Релаксация:

Армысын Алтын Кун!

Армысын Жер Ана!

Армысын Көк Аспан!

Армысын балабақша!


Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй мать земля!

Здравствуй детский сад!


Целепологание: Сообщение цели и темы занятия


приветствуют друг друга и гостей на трёх языках.


Іздену-

Ұйымдастырушы

Организационно-

поисковый


























- Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его, кто будет читать?

«Здравствуйте, любители моря. Я морской царь Нептун. Хочу показать вам своё подводное царство. Если это вас заинтересовало, то жду вас у себя на морском дне».

- Ребята, посмотрите на карту.

(слайд1) Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это моря и океаны. Существует 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый. Морей очень много: Средиземное, Черное, Красное, Азовское, Мертвое и другие моря.

- Каким цветом изображены моря и океаны на карте? (Синим, голубым.)    

- Ну не всегда море бывает голубым. В бурю море становиться черным. (слайд 2)

Море полно чудес, оно, как волшебное, меняет свой цвет. Оно бывает голубым (слайд 3), зеленоватым (слайд 4), лиловым (слайд5), с белыми гребешками (слайд 6).    

- Ребята, кто из вас был на море?

- А как называется наше море, на котором мы отдыхаем летом? (Слайд 8-10)

- Расскажите, какое вы видели море?

- Кто знает, какая рыба водится на Бухтарминском водохранилище?


Игра «Угадай, кто это»?


На дворе зима ли, осень,

В глубине родной реки,

Мы тельняшки гордо носим,

Как лихие моряки.

(слайд 11)


С серебристой чешуёй,

Не плотва. Какой большой!

А копчёный – это вещь!

Догадались? Это..

(слайд 12)


Хвостом виляет,

Зубаста, а не кусает

(слайд 13)


На рыбалку я пошёл,

Место классное нашёл.

Да, хороший я рыбак!

Что в моём садке?..

(слайд 14)


Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд

(слайд15)




- А кто пробовал, какая морская вода на вкус?

- А можно морскую воду пить. Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод. Очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при изготовлении лекарств, но пить морскую воду нельзя. Поэтому в наше долгое путешествие давайте запасемся пресной водой, как это делают настоящие путешественники.

Деффириенцирование звуков

насосы - ш-ш-ш

водичка - с-с-с

Запаслись пресной водой и отправляемся в морское путешествие в подводный мир

- Представьте, что мы – команда на научно – исследовательском  судне подводной лодке «Искатель». Вы хотите искать и находить чудеса?

- Ведь море – это страна невероятных чудес, даже ученые далеко не все знают о морях и океанах. Мы узнаем, какие бывают моря, какие жители там живут и как мы должны охранять моря и океаны нашей планеты. 

- Сейчас я предлагаю вам ощутить море.

У вас на столах по два стакана с водой. Нужно попробовать воду и сказать в каком стакане морская вода и почему вы так решили.

- Наше путешествие может оказаться опасным, поэтому мы должны быть внимательными и дружными. Лодка готова к погружению. Морские волны качают ее. слайд 16

- На счет «три» — погружаемся.

Звучит «Шум моря» (аудиозапись).

- Слышите музыку? Это голос моря.

- Ребята, смотрите, начинаются чудеса

.

- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Почему здесь светло?

- Как вы думаете, это теплый этаж или нет?



- Смотрите, справа по борту через море-океан плывет чудо-великан. Кто это? слайд 17

- Это животное такое огромное! Оно, наверное, сможет нас проглотить




- Да, вот так рыба!!!

- А кто же это?


- Почему? А я думаю, рыба!




- А может, это все-таки рыба, ведь у него хвост, плавники?




Это синий кит – самое крупное животное в мире; длина его около 30 метров, весит он около160 тонн, он в 23 раза крупнее африканского слона.

слайд 18-19

- Ох, и умные эти рыбки!!!


- Дельфинов издавна считают спасателями. Мореходы нередко видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность. Дельфиниха – мать точно так же подталкивает своего новорожденного дельфиненка к поверхности воды, где он делает первый вдох. Дельфины спасают своих раненых товарищей, да и дружны они на редкость.


- Почему киты и дельфины обитают у поверхности воды, на ее верхних этажах?



Давайте представим, что мы с вами дельфины и киты.

Игра «Мы дельфины и киты».

 Где мы живем?






- Но вот закончился воздух. Что мы сделаем?






- Набрали воздуха киты и дельфины и опять нырнули под воду.





- Что-то задержались мы на верхнем этаже. Предлагаю опуститься поглубже.

Здесь уже темнее. Как вы думаете, почему?




- Что можно сказать о температуре воды, если сравнить этот этаж и верхний?

слайд 20 - 23

- Ой, ребята, а это кто?

- Это гигантская хищница. У нее прекрасное обоняние, благодаря которому она добывает пищу. Кроме того, у акулы не один, а несколько рядов острых, загнутых назад зубов.

Она млекопитающее?


- Чем она питается?

- Китовая акула – самая крупная рыба, достигает в длину 18метров, весит около 40 тонн, это рыба – долгожитель, живет около 70 лет.

- Акулы могут напасть на человека?

Давайте уплывем подальше от этого опасного животного. Погружение продолжается.


- Ребята, что это за деревья такие огромные на дне морском, целый лес? Слайд 24

- А вы знаете, ребята, что морские водоросли очень полезны. Кто из вас пробовал морскую капусту? В морской капусте содержится целая аптека с витаминами. А вы знаете, что почти каждый день вы встречаетесь с водорослями в своей тарелке? Это растение необычайно богато протеинами. Паштеты, конфитюры, рыбные консервы, супы, яичный порошок. Все эти продукты содержат переработанные водоросли. Водоросли содержатся также в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке для колбас и т. д. А еще из водорослей делают мое любимое лекарство, которого больше всего на свете боятся маленькие дети. Кто догадается, что это за лекарство?

- Ребята, посмотрите, какие красивые рыбы. Какие они все диковинные! Вот рыба – змея, (слайд 25-26)в кромешной темноте у нее светятся глаза, плавники.

- А вот рыба – топор, (слайд 27)она может излучать зелено – синий свет особыми органами.

- Рыбу – камбалу(слайд 28) совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и сливается с морским пейзажем.

- А эти маленькие рыбки называются прилипалами, (слайд 29-30 ) потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния.


- А эти рыбки похожи на бабочек или на птиц; это летучие рыбы.

(слайд 31 – 32) Четырехкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние для рыб полеты; дальность такого рекордного полета – 1109 метров, высота – 11 метров.

Мы с вами на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

- Что же можно придумать, чтобы путешествовать по морскому дну?



- Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы. Выходим из корабля. Погуляем, разомнем наши ножки и ручки.

и поиграем с маленькими рыбками.


Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

Лежало большое бревно на песке


Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко


Третья сказала:- мне хочется спать

Четвертая стала чуть-чуть замерзать


Пятая крикнула:- здесь крокодил

Плывите скорее, чтоб не проглотил

- Красивые морские рыбы! Но вы знаете, ребята, что они бывают еще и опасны? Давайте, с вами поднимемся на борт нашей лодки

- Вот, например, эта красивая крылатка (слайд 33-34) очень ядовита. Дотронешься – и сразу погибнешь.

- А эта рыба – морской кот (слайд 35) – имеет длинный хвост, на конце хвоста – колючка. Этой колючкой  она колет всякого, кто на нее нападает.

. - А это что за чудики такие? (Слайд 36.) Морские коньки – это тоже рыба, но плавают они вертикально. Морские коньки показывают нам чудесную раковину, а в раковине – жемчужина(слайд 37– 38). Это драгоценные жемчужины. И бусы, которые вы видите на мне, тоже сделаны из натурального жемчуга. Жемчуг – это чудо морской природы. Он бывает белый, голубой, розовый, серый, черный.



- Посмотрите, какой красивый цветок! (слайд 39 - 42) Но если это растение, то у него должны быть листья и стебелек. Вы видите листья и стебелек?

- А может, это рыбка?

- Кто же это? Это хищный морской организм - актиния

Сидит она на одном месте, словно спит. Но как только приблизятся к ней шустрые мальки, актиния поднимает свои щупальца и “цап”. Прощай, рыбка».

- А знаете ли вы, что актиния может научить вас дружить?

- У нее есть друг — рыбка-клоун. (слайд 43 - 44) Вы теперь поняли, почему ее так назвали?


- Так вот, этих рыб актиния не трогает, даже наоборот — защищает. Разрешает им прятаться у себя под щупальцами. Но рыбка-клоун тоже ей помогает: щупальца от остатков пищи очищает, объеденные косточки подальше уносит, чтобы около подруги чисто было; добычу к ней подманивает.


Проводится игра «Мы актинии»













- Смотрите, ребята, кого я увидела. (слайд 45 - 46)

- Можно потрогать медузу? Как она интересно плавает — набирает под свой зонтик воду, потом сокращается; вода из-под зонтика резко выбрасывается, а медуза получает толчок вперед. Давайте попробуем передвигаться как медузы.

Проводится игровое упражнение «Мы медузы».








- Такой способ передвижения называется реактивным. Именно этот способ лежит в основе космических полетов: ракеты отрываются от земли, выбрасывая из хвостовой части столб пламени.

- Какое богатство находится во владениях морского царя – Нептуна. Море даёт нам много полезного и очень необходимого для нашей жизни и мы должны беречь всё это.


Я хочу прочитать вам рассказ «Нефть в море».

Плыл по морю огромный корабль. (слайд 47)Он вез в трюмах столько нефти, что его можно было целую зиму отапливать большой горд.

Беда случилась перед рассветом. Корабль затрясся от удара – он наскочил на подводную скалу. (слайд 48) Послышались грохот, скрежет металла, испуганные крики, а потом – плеск воды, заливающей судно. Матросы спустили спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. От моря пахло не солью и водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. (слайд 49 – 53)А утром пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.

Настало страшное время для жителей прибрежных городов, и для все обитателей моря. Первыми пострадали птицы. (Слайд 54 – 56)Чайки, гагары, утки садились на воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь ,потому что нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам – ловили, отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось всего лишь несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть, лежали мертвые птицы.

Потом настала очередь мелководных ракушек – мидий, устриц. Они стали задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли водоросли – они также не могли жить  в отравленной нефтью воде. А рыбы и прочие морские животные уплыли подальше.

Во всем мире газеты писали о том, что из – за гибели одного – единственного корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой катастрофы, а экологической. Ведь погибло все прибрежное сообщество морских растений и животных.

Пройдут многие годы, прежде чем эти берега очистятся от нефти, и в чисто морской воде снова будут жить водоросли, ракушки и рыбы.

Эта катастрофа заставила людей еще раз задуматься о том, как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

- Ребята, мы с вами проделали большое путешествие в подводном царстве. Послушайте стихотворение о морских обитателях.


В море.

Я – акула – тоже рыбка,

Только хищная улыбка!

Покажу я вам сейчас,

В море кто живёт у нас.

Посмотрите на дельфина –

Прыгнул вверх и выгнул спину!

У медузы бледный вид –

Как желе она дрожит!

Краб махнул друзьями клешней:

«Поздоровайтесь со мной!»

Восемь ног у осьминога –

он не думает, что много.

Кит от радости пыхтит –

Вверх фонтан пускает кит!

Игра «Допиши слово»

Работа по таблице

Предлагаю детям ответить на вопрос и дописать слово.

Кто самый большой?

.к - -

У кого много ног?

О - - - - - - -

У кого острые зубы?

А- - - -

Кто умеет прыгать?

Д - - - - - -

У кого есть клешни?

К - - -

У кого прозрачное

тело?

М - - - - -


- Морских обитателей вы хорошо запомнили, а теперь я предлагаю вам такое задание:

Игра « Чьё это и для чего?»

Показываю картинку части тела морского жителя, дети должны отгадать хозяина и сказать какую функцию выполняет эта часть тела.




ребёнок читает письмо























Рассказы детей.




отгадывают загадки








































произносят звуки с разной силой голоса














пробуют воду, определяют, где морская вода, делают выводы






Дети громко считают до трех.



Солнце его освещает.

Теплый, так как солнце его согревает.





Это кит.


Нет, киты питаются мелкими водорослями, моллюсками.


Это не рыба. Млекопитающее, зверь. Детей кит кормит молоком, дышит легкими


Это водное животное, хвост и плавники — это его приспособления к жизни в воде.








Это не рыбки, а млекопитающие.





У них нет жабр, они выплывают, чтобы глотнуть воздух.









В воде

Дети поднимают руки вверх, замыкают кисти рук в замок, делают наклоны в стороны, вперед-назад – «плавают».

Не размыкая «замка», дети опускают руки и делают дыхательные упражнения — вдох через нос, выдох через рот

После глубокого вдоха дети поднимают руки, сцепленные в замок над головой, и выполняют наклоны (4—5 раз).

Мы погрузились глубже. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом, поэтому стало темнее.


Вода стала прохладнее, ведь солнца меньше.

Акула.




Нет, акула — рыба, дышит жабрами.


Рыбами, морскими животными.








Это водоросли.

















Йод.


























Нет, у человека нет жабр.

Надеть акваланги, водолазные костюмы.



Дети имитируют надевание водолазных костюмов.




имитация рыб

развести руки в стороны.

имитация ныряния

грозят указательным пальцем

руки под щёку

потереть кистями плечи

руками имитируют пасть крокодила

























Листьев и стебля у нее нет.

У нее нет плавников и чешуи.








Ее окраска похожа на одежду цирковых клоунов.









Дети сидят на коленях тихо, спокойно, руки опущены вниз. По команде «Рыбка» встают на колени, поднимают руки и делают захваты, в зависимости от команды вверх или влево, вправо. На команду «Клоун» дети не реагируют. Можно повторить игру 2—З раза.

Это медуза.


Лучше не надо, обжечь может.





Дети находятся в положении приседа, руки в стороны, немного согнуты в локтях ,чтобы получился купол. Затем резко опускают руки вниз и подпрыгивают (3—4 раза)















слушают рассказ











































































показывают нужную картинку, делают выводы



Рефлексивтік-

Коррекциялаушы

Рефлексивно-

коррегирующий

Итог:

Вот и закончилось наше путешествие по подводному миру. Мы возвращаемся в детский сад.

- Ребята, скажите, вам было интересно в гостях у морского царя Нептуна?

- Что больше всего вам запомнилось?

- Как мы должны относится к морским богатствам?

- Молодцы, сегодня вы отлично поработали на

занятии, вам Нептун приготовил свои подарки со дна морского.



ответы детей





рассуждения



Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат:

Білуі тиіс/Знать некоторых морских обитателей, их характерные особенности и ,образ жизни,

Талапты болуы/Иметь: представление о многообразием морских обитателей их приспособленности к жизни в воде

Қолынан келуі тиіс/Уметь: отвечать полными предложениями, делать выводы, рассуждать, доброжелательно относиться к сверстникам

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Экология Морские чудеса

Автор: Пшеничникова Марина Ивановна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422927

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект  занятия на тему "Царство морских рыб" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-tsarstvo-morskikh-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "171898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423739161"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект НОД тема: "Морские чудеса""
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_nod_tema_morskie_chudesa"
    ["file_id"] => string(6) "475237"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1532367351"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Поле чудес"
    ["seo_title"] => string(15) "polie-chudies-1"
    ["file_id"] => string(6) "296806"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456081425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Классный час: Изображаем летнюю природу "
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyi-chas-izobrazhaiem-lietniuiu-prirodu"
    ["file_id"] => string(6) "189480"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426929062"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект классного часа "Экологические проблемы" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-ekologhichieskiie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "159484"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421913290"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства