Дети высказывают свои предположения о содержании (прогнозирование).
– Рассмотрите иллюстрацию к произведению.
- Что можете сказать?
- А как вы думаете, эта иллюстрация ко всему тексту или отдельному эпизоду?
Ответы детей.
Первичное чтение рассказа детьми
1. Словарная работа.
(выполняется по ходу чтения).
2. Первичное восприятие.
- Понравилось это произведение?
- Что понравилось?
- Какой момент вам показался самым волнующим?
- Кто написал?
- Как озаглавил?
3. Самостоятельное моделирование
Случай с кошельком
- Что мы читали?
- О чём этот рассказ?
- Сравните свои модели с моделью на доске.
- Кто выполнил верно?
- У кого есть ошибки, исправьте их.
Кошёлка Выронила Растеряха Неблагодарная Сунула
Ответы детей.
- Е. Пермяк.
- «Случай с кошельком»
Учащиеся выполняют модель обложки:И. Ф. автора Рассказы о детях жанр и темазаголовок
- Рассказ о детях.
Ответы детей. Самопроверка. Самоанализ.
1) Анализ по вопросам к тексту.
- Кто главный герой?
- Как звали его сестру?
- Какой вы представляете Катю?
- Каким вы представляете Костю?
- Почему случай с кошельком Костя запомнил на всю жизнь?
2) Выборочное чтение.
- Перечитай 1-ый абзац текста.
- Какой была старушка?
- Прочитай 2-ой абзац.
- Что произошло?
- Прочитайте слова Костиной сестры. Права ли она?
- Какова главная мысль произведения?
3) Деление на части и составление плана
- Сколько будет частей?
Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим.
Пересказ по плану.
- О чём будете рассказывать в 1-ой части?
во 2-ой части? в 3-ей части?
4) Обобщающая беседа.
- Чему учит нас рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?
- Кто бы из вас хотел оказаться на месте Кости? Почему?
5) Чтение по ролям.
- Давайте определим действующих лиц.
Биография автора.
- Е.А. Пермяк родился на Урале. Прожил там более 30 лет. Ещё в детстве он познакомился с жизнью заводов, приисков Урала.
Е. Пермяк изучил пять ремёсел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Большинство его произведений посвящено труду, взаимоотношениям в семье.
Произведения Е. Пермяка
- А какие произведения Е. Пермяка вы знаете?
- «Дедушкины очки», «Чужая калитка», «Пичугин мост», «Торопливый ножик» и др.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Индивидуальная работа
– Собери пословицу из слов «дана», «жизнь», «на добрые», «дела».
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Что дано человеку?
- Для чего?
- Для каких дел?
- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
- Для чего дана жизнь человеку?
2) Творческая работа.
- Нарисуй план рассказа
(рабочая тетрадь с. 37, № 3)
- Жизнь дана на добрые дела».
- Жизнь.
- Жизнь дана для дел.
- Для добрых.
Ответы детей.
ИТОГ УРОКА.
- С каким новым произведением познакомились сегодня на уроке?
- Чему учит рассказ Е. Пермяка «Случай с кошельком»?
Домашнее задание: пересказ рассказа Е. Пермяка «Случай с кошельком».