1 класс. Познание мира.
Тема: «Семья».
Цель: Доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия
Задачи: 1. Раскрыть понятие «семья», выявить её особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, эстетический вкус.
Оборудование: учебник Познание мира 1класс; плакат с надписями « Семья»,
« Дружная семья», признаками дружной семьи; «Семейное дерево», квадраты разного цвета, изображения солнышек, показывающих разное настроение.
Ход урока.
1 Организационный настрой.
На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение.
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше нравится. Почему выбрали именно это солнышко? Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение. Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
2. Повторение ранее изученного материала.
- Мы прошли тему о труде людей зимой;
- Назовите, каким трудом занимаются люди зимой?
- Чистят снег, ухаживают за домашними животными, обогревают жилье.
- Что еще нужно выполнить для поддержки здоровья?
*тепло одеваться;
*хорошо питаться;
*закаляться с осени.
Молодцы ребята!
Мы закончили изучение раздела « Животные», и сейчас давайте проверим, как вы усвоили материал данного раздела.
Игра « Крестики-нолики». Да – х, нет - о.
1)Волк - домашнее животное. 2)Белка зимой залегает в спячку.
3)У животных осенью начинается линька.4) Корова- млекопитающее животное.
5) Лягушка- пресмыкающееся животное. 6) У насекомых 8 ног.
7) Птенцов, которые находятся в гнезде нельзя трогать руками.
8)Детеныша лягушки называют головастиком.
Ключ. О О Х Х О О Х Х.
3. Сообщение темы урока.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Сегодня мы поговорим о семье. (На доску вывешивается плакат с надписью СЕМЬЯ.)
4. Изучение нового материала.
Как вы понимаете слово семья?
Семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).
Какие два слова спрятались в слове семь-я? (СЕМЬ, Я) Вспомните, где мы его встречаем число 7?
Слово обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей.
2) Взаимоотношения в семье
Индивидуальная работа по карточкам.
- Что необходимо для того, чтобы было тепло и уютно не только в доме, но и в семье? (Учащиеся выражают своё мнение.) Построим «Дом моей мечты».
Дети читают по 1 четверостишью стихотворения И. Молчанова «7 главных правил». Во время чтения на доме в брёвнах записываются слова. В результате выстраивается дом.
Вывод: Дом и семья для каждого из нас — самое главное, самое нужное в жизни. И если там царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее семейное счастье.
Б) Конфликты в семье.
Групповая работа.
Задание для групповой работы: найти выход из создавшейся ситуации. Каждая группа обсуждает свою ситуацию и предлагает пути решения конфликта.
Вывод: Проблемные ситуации в семье можно разрешить. Нужно выслушивать мнение каждой стороны. Идти навстречу друг другу, понимать друг друга.
3) Что объединяет членов семьи?
- Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 11 семей, в которых воспитываетесь все вы. Давайте подумаем и скажем, что объединяет членов семьи. (Заслушиваются ответы детей.)
4) Скажите, дети, какая семья называется дружной?
На доске: Дружная семья.
(Дети называют признаки дружной семьи).
О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.
Чтение легенды « Как появилась дружная семья».
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
На доске: Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта
Забота Помощь Дружба.
Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.
Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.
5) Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете?
- Почему мама ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?
Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.
- Ребята, какой у нас следующий праздник?
Этот праздник тоже посвящается мамам, бабушкам, дочкам.
6) На доске: Сердце матери лучше солнца греет.
- Как вы понимаете эту пословицу?
Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта, забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах, поэты и писатели в своих произведениях.
Не огорчайте своих мам, берегите их.
7) Физкультминутка.
Наша дружная семья:
Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься,
И, конечно, закаляться.
Мы - счастливая семья,
Мама, папа, брат и я
8) Работа по учебнику.
- выразительное чтение учителем;
- беседа по тексту:
* о чем идет речь в прочитанном тексте;
* назовите членов семьи;
* как они относятся друг к другу?
* кто из героев является положительным?
* что вам запомнилось?
- повторное чтение детьми;
9) Выполнение заданий в дневниках наблюдении.
10) Рефлексия урока.
Рассказать притчу.
Однажды луна спросила одиноко светившую звёздочку, почему ты то ярко сверкаешь, то тускло светишь на небе. На что та ответила, когда то я встретила путника спешащего домой. Он рассказал мне, что задержался в дороге, а теперь в темноте ему очень трудно отыскать дорогу домой. Он сказал, что отдал бы многое, чтобы добраться поскорее, до своей семьи, обнять и поцеловать всех членов своей семьи. Ия, звёздочка постаралась изо всех сил, чтобы осветить ему дорогу. Но сил надолго не хватает, и потому я иногда свечу тускло. Луне понравилась эта звёздочка, и она подарила ей в помощь ещё много таких же звёздочек, чтобы они вместе смогли освещать дорогу в темноте путникам спешащим домой.
Давайте же и мы с вами зажжём в честь своих семей звёздочки вокруг Земли (на доске изображение земного шара). Дети вокруг обвешивают звездочки.
11) Итог: - Что такое семья;
- Какая семья считается хорошей.