Просмотр содержимого документа
«Длина пути в единицу времени, или скорость»
Тема: Длина пути в единицу времени, или скорость.
Личностные УУД
Формирование интереса к познанию математических зависимостей в окружающем мире
Возможность для формирования представления о значении математики для познания окружающего мира
Формирование умения понимания предложений и оценок учителя и одноклассников
Формировать интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности
Регулятивные УУД
формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок, выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Коммуникативные УУД Обучающиеся научатся или получат возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе:
- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;
- стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- контролировать свои действия в коллективной работе; осуществлять взаимный контроль.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
1. Проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение
2. Строить объяснение в устной форме по предложенному плану.
3. Использовать таблицы, проверять по таблице.
4. Строить логическую цепь рассуждения
Ход урока
1 Организационный момент
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Садитесь.
-Сегодня мы с вами отправимся дальше в путешествие по стране математике за новыми знаниями..- Какие слова с таким же смыслом мы можем подобрать к слову путешествие? (путь, дорога)
2. Мотивация к учебной деятельности
Эпиграфом к нашему путешествию будут слова известного американского писателя Рея Бредбери « Победа там, где есть движение вперёд».- Как вы понимаете эти слова?
Мы будем тоже двигаться вперёд, узнавать новое и тогда нас ждёт успех, а может быть даже победа.
3. Актуализация опорных знаний
-Чтобы двигаться вперёд к новым знаниям, нам сначала необходимо повторить, что мы уже знаем, и эти знания нам обязательно пригодятся.
- Математическая разминка – это движение мысли.
-Над каким разделом мы работали? (величины)
Какие величины вы знаете? (Длина, время, масса, площадь)
а) Работа в парах
Посмотрите внимательно на доску. В парах заполняем таблицу. Необходимо распределить единицы измерения по категориям, в порядке возрастания.
(на интерактивной доске размещено следующее задание:
Ед времени
Ед. веса(массы)
Ед.длины (расстояния)
Ед. площади
мм, ч, см, км/ч, кг, дм, км, мм², км/с, т, ц, сут., см/мин, г, с, мин, м, км², м/с
Ед времени
Ед. веса(массы)
Ед.длины (расстояния)
Ед. площади
с
г
мм
мм²
мин
кг
см
км²
ч
ц
дм
сут.
т
м
км
- Назовите величины в порядке возрастания (ед длины, ед. времени)
-Скажите, почему не всем единицам измерения нашлось место в таблице?
- Какая величина лишняя? ( на доску)
Что это за единица измерения? (скорость движения)
Куда же их отнесем? ( В отдельную группу.)
Учитель: Какой возникает вопрос? Какова же будет тема урока?
Ученик: Скорость.
Учитель: Да, мы сегодня познакомимся с новой величиной, которая называется «скорость»
4. Постановка темы и задач урока
- Кто догадался, какова тема нашего урока? Определение темы (СКОРОСТЬ)
- А для чего нам нужно знать о скорости движения? Важная ли эта тема для изучения? Как вам это может пригодится в жизни?(движение машин, столкновение поездов, чтоб не опоздать, скорость важна для спортсменов)
- Вы замечали, что в окружающем мире всё постоянно что-то движется. И мы с вами не сидим на месте, куда-то ходим. Иногда спешим, пользуемся транспортом, чтобы быстрее добраться до места. Или прогуливаемся, идём не спеша, рассматриваем всё вокруг. Что- то двигается быстро, как ракета или очень медленно, как улитка. Почему?
Исходя из темы, поставим учебные задачи.
1. Узнать, что такое скорость?
2.Чем она измеряется - единицы скорости.
3.Научиться находить скорость
5.Актуализация знаний, постановка проблемы: Где и при каких обстоятельствах вы слышали слово «скорость»? Приступим к решению наших задач. Но сначала оцените + или- свои знания.
- А теперь представьте, что вам надо куда-либо доехать быстро. Что вы выберите: велосипед или автомобиль?( автомобиль)
- Почему? (т.к. движется быстрее, с большей скоростью)Но в математике этого недостаточно. Математика – наука точная. Значит, нам гадать нельзя, когда мы приедем. Когда можно точно рассчитать.
- Значит, что мы будем сравнивать при выборе транспорта? (скорость движения)
5. Изучение нового материала
Работа с понятием СКОРОСТЬ. (чтение словаря)
Как вы поняли, что такое скорость?
Скорость Расстояние Время (таблички вывешиваю).
– Если скорость величина, значит, есть единицы измерения скорости. Можем их записать? В каких единицах измеряется скорость?
90 км/ ч
Прочитаем вслух 90 километров в час.
№ 271 (работа у доски)
• Просим учеников прочитать первый абзац задания.
• Спрашиваем: какой путь преодолел автомобиль за 1 ч? (90 км.)
• А какую величину называют скоростью? Ожидаемый полный ответ: длину пути, пройденную за единицу времени, называют «скоростью». Единицей времени может быть 1 с, 1 мин, 1 ч.
• Обращаем внимание на то, что, определяя скорость движения, мы будем исходить из предположения, что весь процесс движения происходит с постоянной скоростью, которую мы называем средней скоростью. Например: автомобиль двигается со скоростью 90 км/ч, но где-то он двигался со скоростью 80 км/ч, где-то — 100 км/ч, а где-то – 92 км/ч. Если подсчитать его скорость на всем участке пути, получится около 90 км/ ч. Ее мы и будем считать средней скоростью.
• Предлагаем ученикам прочитать словарную статью «Скорость» (У-1, с. 118) и еще раз повторить, что средняя скорость — это длина пути, пройденная в единицу времени:
• Предлагаем учащимся прочитать второй абзац задания, найти и записать, сколько километров в час можно проехать на другом автомобиле. Ожидаемый ответ: 1 ч в 3 раза больше, чем 20 мин, значит, путь, который проделает автомобиль за 1 ч, будет в 3 раза больше, чем путь, который проделал автомобиль за 20 мин (25 км · 3 = 75 км). Автомобиль проедет 75 км за 1 ч, это и есть скорость автомобиля, так как скорость — длина пути, пройденная в единицу времени. • Делаем вывод, что средняя скорость автомобиля — 75 км/ч.
20 мин – 25 км
1 ч - ? км
Как определить скорость этого автомобиля в час?
В 1 часу 60 минут
60 › 20 в 3 раза значит, 25 •3 = 75 км /час
№ 272 (самостоятельно)
Читают задачу
- Что нужно сделать чтобы найти скорость самолёта?
Краткую запись чертим в виде таблицы, делим на три части: скорость, время расстояние.
1800 : 2 = 900 км/ч
Физминутка математическая:
Учитель: Если я назову единицы времени – дети вытягивают руки вперед, если назову единицы длины – поднимают руки вверх, если единицы скорости – приседают:
м, ч, дюйм, м/с, дм, мин, км/ч,с, км, мм, сажень, сутки, см, год, век, м/мин.
6. Закрепление изученного
№ 273 (у доски)
• Сами читаем первую часть задания: спортсмен пробегает дистанцию 100 м за 10 с. Какое расстояние он пробегает за 1 с, если предположить, что всю дистанцию он двигается с одинаковой скоростью?
— Нужно найти скорость, с которой бежал спортсмен, если известно расстояние (100 м) и время (10 с).
— Записываем на доске таблицу.
• Читаем вторую часть задания: Какое расстояние он смог бы пробежать за 1 мин, если все это время бежал бы с такой же скоростью, что и первые 10 с? Пишем на доске: V = 10 м/с t = 1 мин S = ? Рассуждаем так: 1 мин = 60 с. Если за 1 с спортсмен пробегает 10 м, то за 60 с — в 60 раз больше: S = V · t, 10 м/с · 60 с = 600 м.
Что известно?
100 м за 10 с
За1 сек?
За 1 мин
Чтение задачи
100:10 = 10 м/ сек
В 1 мин = 60 сек
10 • 60 = 600 м
- Как же найти скорость. Кто поможет мне сделать? V = S : t, где V — скорость, S — длина пути, t — время пути.
7. Частично-поисковый метод
№ 274 Объясни (работа в парах) и объяснение фронтальное
1 м/ с = 60 м / мин
1м/мин = 60 м / ч
1 м/с = 3600 м /ч
• Объясняем первый случай: 1 м/с = 60 м/мин. — Время дано в секундах и минутах: 1 мин = 60 с. — 1 м/с означает, что за 1 с преодолевается путь в 1 м. Но за 1 мин путь, пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз больше, следовательно, 1 м/с = 60 м/мин. Или: 60 м/мин означает, что за 1 мин пройден путь в 60 м. Но 1 мин = 60 с; за 1 с путь, пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз меньше: 60 м : 60 с = 1 м/с. Делаем вывод: единицу скорости, равную 60 м/мин, можно приравнять к единице скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 60 м/мин.
• Предлагаем самостоятельно доказать справедливость второго соотношения: 1 м/мин = 60 м/ч. Даем время на выполнение задания и проверяем на доске: 60 м/ч означает, что за 1 ч пройден путь, равный 60 м. Но 1 ч = 60 мин; за 1 мин, путь пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз меньше: 60 м : 60 мин = 1 м/мин. Делаем вывод: единицу скорости, равную 60 м/ч, можно приравнять к единице скорости 1 м/мин, то есть 1 м/мин = 60 м/ч.
• Далее на доске доказываем соотношение 1 м/с = 3600 м/ч: 3600 м/ч означает, что за 1 ч пройден путь, равный 3600 м. Но 1 ч = 3600 с; путь, пройденный за 1 с с той же скоростью, будет в 3600 раз меньше: 3600 м : 3600 с = 1 м/с. Делаем вывод, единицу скорости, равную 3600 м/ч, можно приравнять к единице скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 3600 м/ч.
№275, 276(в группах)
Делимся на 4 группы.
По команде учителя каждый ищет своего партнера из другой группы (одинаковые карточки по цвету).
Выразить 1задание скорость в км/ч
2 задание скорость в м/с (время – 5 минут)
- Вспомним алгоритм работы в группе. (Распределение ролей, слушаем, помогаем, говорим тихо)
В задании 279 учащимся предлагается проанализировать ситуацию на основе сравнения скоростей. Для этого сначала нужно установить, что 5 м/с = 18 км/ч (об этом речь шла в задании 275). Учитывая, что скорость попутного ветра совпадает со скоростью движения велосипедиста, можно сделать вывод о том, что ветер двигаться велосипедисту не помогает (но и не мешает).
Для выполнения задания 280 учащимся сначала нужно определить интересующую нас скорость (180 : 3 = 60 (км/ч)). После этого можно уже искать и соответствующее транспортное средство. Это может быть автомобиль, мотоцикл, поезд, электричка, теплоход, моторная лодка).
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
– Подведём итог нашей работе. Вспомним задачи урока и дадим на них грамотные ответы.
- Удалось ли вам её выполнить?
- Что такое скорость?
- Как найти скорость?
- Какие единицы измерения запомнили?
Согласны ли вы, что скорость измеряется в ….
Км/ч
Предположите, что будет происходить со скоростью, если объект будет двигаться быстрее.
больше
Согласны ли вы с тем, что если знаем скорость и время в пути, то можем узнать …
Какое расстояние он преодолеет за это время
Объясните чем больше скорость….
тем меньше времени будем в пути
Правда ли что, если знаем расстояние и время в пути, то можем узнать…
С какой скоростью двигались
А теперь самооценка:
«Отличная скорость!» - все понятно, могу объяснить другому показываем КЛАСС!
«Хорошо, но нужна скорость! - все понятно – заводим мотор
«Пока отстаю!» - ничего не понятно – машем рукой
10. Постановка домашнего задания и выставление оценок