I . Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. -Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течении всего урока. Слайд Ну-ка проверь, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять». -Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. А большой ли багаж знаний вы унесете с урока, это зависит от вас. Спорте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам. -А с какой целью вы пришли на урок? Слайд Век живи – век учись! -Что записано на доске? Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Я предлагаю считать эту пословицу девизом нашего урока. II. Актуализация знаний. На моем столе вперемешку лежат картинки с изображением домашних и диких животных. Я загадываю загадки, ученик который отгадал правильно, выходит к столу, находит нужную картинку и крепит ее на доске. Её мы утром гоним в стадо. Не обижается … Так надо. Набродится по травке вольной И к нам домой придёт довольной. Она для нас, как член семьи. Мы с ней на «ты», мы с ней – свои. Хлопочет бабушка над ней, Чтоб та была здорова, И поит много-много дней Нас молоком … Что за зверь со мной играет? - Не мычит, не ржёт, не лает, Нападает на клубки, Прячет в лапах коготки. Вперевалку зверь идет По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга. Любит в лужице купаться, Травкой сочной наслаждаться. В тепле на солнышке лежать, Громко хрюкать и визжать. Он, конечно же, не львёнок, А капризный.... Не мой бы труд, не мой бы бег, Ты плохо жил бы, человек. Но в век машины и мотора, Боюсь, в отставке буду скоро. Хвост пушистою дугой, — Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. -Перечислите еще раз отгадки. – Как, одним словом, можно их назвать? -Как вы думаете, на сколько групп можно разделить этих животных? -Чем отличаются домашние животные от диких? -О каких животных мы с вами разговаривали на прошлых уроках? III Введение в тему. 1.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ. -А о каких животных мы с вами сегодня поведем разговор вы узнаете, если расшифруете это слово. Слайд И Д Ж К Е
-Каких диких животных вы знаете? -А о каком именно, животном, вы узнаете, если расшифруете ребус. Слайд -Так о ком мы будем говорить? 2.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Слайд -Посмотрите, какой красавец (показываю иллюстрации). Лось самый крупный и сильный зверь наших лесов. Это зверь растительноядный, но вступить с ним в бой осмелится не всякий волк или медведь. Взрослые самцы бывают более 2м в высоту и весят до 570кг. -Посмотрите на картинку и скажите, какие большие части тела есть у лося? а) СТРОЕНИЕ ЛОСЯ. -Поговорим о каждой части. ГОЛОВА какая? Учитель обобщает: крупная массивная. -Что есть на голове? ДОПОЛНЕНИЯ. Нос волосатый, за исключением маленького, голого ромбовидного промежутка между ноздрями. Для чего нужен нос? ОБОНЯНИЕ Глаза маленькие. -Как вы думаете, у лося хорошо или нет, развиты обоняние и зрение? Уши большие, подвижные, длиной до 25 см, слух у них развит очень хорошо. Двигая ими во все стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходят в заросли, где чувствуют себя более безопасно. Рога у самцов лопатообразные, они похожи на человеческую ладонь с раздвинутыми пальцами, по количеству этих отростков можно вычислить года зверя. Зимой рога у самцов отпадают, а к лету вырастают заново. Самки безроги. -Кто знает как по другому называют лося из-за рогов? -СОХАТЫЙ. Рот, губы. Обратите внимание - верхняя губа очень большая и массивная, как бы вздутая, и сильно нависает над нижней. -Что есть во рту? Лоси травоядные или хищные животные? Да, эти животные травоядные, жвачные. Как вы понимаете – жвачные? С какими из жвачных животных мы с вами уже знакомы? Почему их называют жвачными? -Что идет после головы? -Какая она? ШЕЯ короткая, толстая и мускулистая. Голову лось держит невысоко, поэтому холка у него сильно выделяется, а удлиненный волос на ней делает фигуру зверя сгорбленной и какой-то угрюмой. На нижней части шеи и у самца и у самки имеется кожный вырост — «серьга», назначение которой неясно. «Серьга» бывает не у каждого лося и достигает особенно большого размера, до 30—40 сантиметров, у трех-четырехлетних особей. -Шея плавно переходит … -Какое оно? ТУЛОВИЩЕ у лося мощное, но относительно короткое, спина прямая, крестец несколько возвышенный. Оно покрыто толстым, грубым, слегка волнистым волосяным покровом. Спина и бока буровато-черные, подбрюшина сероватая. Окраска волосяного покрова непостоянная, волос ломкий. На холке и по верху шеи волосы образуют своего рода гриву - почти черный волосяной покров длиной около 15-20 см. Зимой у лося короткий (около 2 см) подшерсток. -За тем идет … ХВОСТ очень короткий, длиной около 5-10 см из далека не виден. -Про что мы еще не говорили? НОГИ у лося очень высокие. Они имеют парное число пальцев, покрытых копытами. Поэтому лось относится к парнокопытным животным. Каких парнокопытных животных вы еще знаете? Копыта лося острые и глубоко рассечены. Боковые копытца и кожистая перепонка между пальцами помогают лосю пробираться через лесные болота и топи. Но зимой под тяжестью тела лось проваливается в снег, покрытый настом, что очень затрудняет спасение от врагов. Ударом передних копыт лось может разбить противнику голову, рассечь грудь. б) СРЕДА ОБИТАНИЯ. -Где проживает? Чем питается? Лоси населяют самые различные леса, заросли ивняков по берегам степных рек и озер, так - как лоси очень любят воду, они отменные пловцы! С удовольствием лакомятся водными растениями. Летом лоси предпочитают гари и лесосеки, где богатая поросль лиственных деревьев, буйно разрастается высокотравье. Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском или хорошим подростом молодняка, особенно сосны, осины или березы, рябины и др. Зимой лоси держатся группами, обороняясь от основных врагов – медведей и волков. в) ПОЛЬЗА. -Как вы думаете, какую пользу приносит этот лесной великан человеку и приносит ли вообще? Может мы просто им любуемся? Лось - ценный зверь во всех отношениях. Охотиться на него начали еще древние люди. Мясо лося - лосятина вкусна и питательна. Добытый лось использовался полностью: из крови делали колбасу, из молодых рогов готовили студень, из шкуры – кожу, из которой шили прочную обувь и одежду. А лосиное молоко исключительно полезно не только для лосят, но и для людей! 3.ФИЗМИНУТКА. 4 .ОБОБЩЕНИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ. а) Беседа, закрепляющая рассказ учителя: - С каким зверем мы познакомились сегодня на уроке? -Что интересного вы о нем узнали? б) Тестовое задание (на карточках), выбрать правильный ответ. Лось – это дикое животное; домашнее животное. Лось имеет следующие части тела: ноги, рога, хвост; голову, длинную тонкую шею, мощное тело, ноги и очень короткий, почти не заметный хвост; голову, шею, туловище, хвост, длинные ноги. Рога опадают: летом; зимой; весной; осенью. Лось – хищное животное; травоядное животное. Лось живет в лесу; тундре; горах; пустыне. в) Самопроверка, взаимопроверка. 5.ИТОГ. - Составление рассказа по плану. План: 1.Кто это? 2.Какие части тела у него есть? 3.Это животное домашнее или дикое? 4.Где оно живет? 5.Чем питается (хищное или травоядное)? 6.Как называют его детенышей? 7.Какую пользу оно приносит
|