Просмотр содержимого документа
«Деление слов на слоги. Ударный слог»
Обучение грамоте
11 урок
Тема: Слово делится на слоги. Ударение
Цель: научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности
Задачи:
- формирование знаний у детей, что слово делится на слоги, умения в постановке ударение;
– развитие речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, навык письма, мелкую моторику;
– воспитывать аккуратность, прилежание в работе, организационные навыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
1.Организационный момент
Проверь–ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
2.Повторение
- Из чего состоит наша речь? (из слов и предложений)
- Что такое слово? (Слово – это единица языка, служит для выражения мысли, для общения)
- Что называет слово? (Слово называет предмет)
- Как на схеме обозначается слово? (прямоугольником)
- Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно слушая слова, назвать тот предмет, о котором идет речь.
пушистый, серенький, длинноухий – заяц;
виляет, прыгает, грызёт, сторожит - (собака);
холодный, белый, мягкий – (снег).
- Какой вывод можем сделать из этого задания? (по описанию можно определить предмет)
3.Сообщение темы цели урока
- Сегодня на уроке познакомимся с новыми понятиями «Слог», «Ударение», будем учиться делить слова на слоги, ставить ударение в словах.
4.Новый материал
- Отгадайте загадку.
Из меня куличик печь удобно,
Только есть его нельзя, дружок.
Я сыпучий, желтый, несъедобный.
Догадались, кто я? Я … (песок)
- Что такое песок? Где он используется?
Песок – полезное ископаемое, которое используется в строительстве, из песка изготавливают стекло.
- Попробуем все вместе, хором произнести это слово.
- А теперь послушайте, как я произношу это слово: пе-сок. Произнесите так же.
- Сколько частей в этом слове вы услышали? (две)
- Какая первая часть? (пе)
- А вторая часть? (сок)
Части, на которые делятся слова при их произношении, называются слогами.
- Как называются части, на которые делятся слова? (слоги)
Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха. Например, У-ра, го-ра, ма-ши-на.
- Посмотрите, как я показываю деление слова на слоги. Мы знаем, что слово на схеме – это прямоугольник. В слове песок – два слога. Я делю наше слово пополам, на две части (слога).
- Ребята, какой слог звучит в слове сильнее? (второй)
Тот слог, который произносится сильнее, чем другие слоги в слове обозначается - ударением.
Ударение - это выделение ударного слога силой голоса.
Физминутка
Яркий красный мячик
Прыгает как зайчик (прыжки на месте).
Покатился по дорожке (бег на месте),
Подождал меня немножко (остановиться).
Наклонюсь, возьму его (наклон)
И подброшу высоко (движение руками)
5.Работа в «Добуквариках»
с.14
- Кто изображен первый? (гусь, конь)
- Сколько слогов в словах гусь и конь? (Один)
- Почему нет знака ударения? (Только один слог - знак ударения не ставится)
- Коза и баран – сколько слогов? (Два)
- Какой ударный слог? (Второй)
- Сколько слогов в словах корова, собака? (Три)
- Какой слог ударный? (Второй)
Итак, знак ударения ставится над ударным слогом. На односложном слове ударения не ставится. - Почему на два слова одна слоговая схема? (Потому что у них одно и то же количество слогов (один, два, три) и ударение совпадает)
Игра «Позови слово»: выдели ударный слог. (с. 14)
- Произнеси слово так, чтобы мы услышали, как «позвали слово». Используются картинки для рисования: назови нарисованный предмет, раздели слово на слоги: ба-боч-ка, гриб, ар-буз, лан-ды-ши.
6.Письмо
Пальчиковая гимнастика – Рыбки
Про тетрадку
с.15 Письмо элементов буквы и письмо палочек с закруглением. (1, 3)
7.Итог урока
- Что называет слово? (предмет)
- На что делятся слова? (на слоги)
- Что такое слог? (это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха)
- Что такое ударение? (выделение ударного слога силой голоса)
- Зачем надо уметь правильно ставить ударение в словах?