Сценарий урока
Автор – Мисс Марина Юрьевна
Образовательное учреждение – г. Томск, МАОУ лицей №7
Предмет – Математика.
Раздел: Многозначные числа.
Класс – 3 класс
Тема - «Деление многозначного числа на однозначное число».
Задачи занятия:
Образовательные – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
Вывести алгоритм деления многозначного числа на однозначное с остатком; закреплять умения делать проверку деления умножением; тренировать вычислительные навыки; анализировать и решать текстовые задачи.
Определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.
Развивающие – развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала;
продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы.
Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные – развивать коммуникативные способности учащихся, их умения аргументировано обосновывать свои ответы, уместно используя математические понятия.
Воспитывать личность через взаимодействие в коллективе, обучать самоанализу.
Учебно-методическое обеспечение – Л.Г.Петерсон «Математика», 3 класс, часть 2, 2012г.
Время реализации дистанционного урока – 45 мин.
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок – игра.
Методы:
Объяснительно-иллюстративные
Частично - поисковые
Проблемно – сообщающие
Проблемно-эвристические
Репродуктивный
Креативный (метод конструирования правила)
Когнитивный (сравнение, анализ, синтез, классификация)
Метод обучения: интерактивный.
Авторский медиаресурс – презентация к уроку
Среда : программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Вид медиаресурса : наглядная презентация учебного материала
III. Структура медиаресурса :
№
п/п
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
№слайда
1
Организационный момент.
3
2
Актуализация опорных знаний.
1) Беседа о приближающемся празднике.
2) Игра «Укрась ёлочку». (Устный счет).
4
3) Повторение алгоритма деления многозначного числа на однозначное.
5, 8, 9
3
Определение темы урока.
2
4
Физминутка.
10, 11, 12
5
Работа по теме урока. Выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное с остатком.
Выведение алгоритма.
13,14
2) Выполнение деления с проверкой.
15,16
6
Решение задачи.
17,18
7
Повторение изученного материала.
19
8
Рефлексия.
20
9
Домашнее задание
21
III.
Схема взаимосвязи слайдов:
2
2
3
3
4
4
1
1
5
5
6
6
8
8
7
7
9
9
10
10
11
11
12
12
13
13
15
15
14
14
16
16
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
22
22
IV. Содержание слайдов :
№
п/п
Структурные элементы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
1
Организационный момент.
1мин.
2
Актуализация знаний. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
Какой праздник приближается?
Что является атрибутом праздника?
Новый год.
Новогодняя ёлочка.
2мин.
3
Игра «Укрась елочку»
1)В каком случае сумма двух чисел равна одному из слагаемых?
2)В каких случаях делимое равно частному?
3)Делимое уменьшили в 5 раз. Что произойдет с частным?
4)В каком случае произведение двух чисел равно одному из множителей?
5)400 увеличить в 3 раза.
6)Найти произведение 376 и 10.
7)Произведение чисел 825 и 0 увеличьте на единицу.
8)К частному 0 и 936 прибавить произведение 89 и 1.
9)Найти частное чисел 8600 и 100.
10)Делимое 89000, делитель 1000. Чему равно частное?
1)Второе слагаемое равно нулю.
2) Делитель равен 1.
3) Уменьшится в 5 раз.
4) Второй множитель равен 1.
5) 1200
6) 3760
7) 1
8) 79
9) 86
10) 89
4мин.
4
Повторение алгоритма деления многозначного числа на однозначное.
В какое время года встречают люди праздник Новый год?
Назовите признаки зимы.
К нам в класс залетели снежинки. Они не простые, а математические.
Что интересного заметили?
Зимой.
Признаки Зимы:
- дни короткие, ночи длинные
- стало холодно
- постоянный снеговой покров
- почва и водоемы замерзли
5194 : 7 = 742
4518 : 6 = 753
87900 : 3 = 29300
816 : 9 = 90 (ост.6)
725 : 9 = 80 (ост.5)
634 : 9 = 70 (ост.4)
543 : 9 = 60 (ост.3)
Во всех выражениях делители равны 9.
6мин.
5
Определение темы урока.
6
Физминутка.
3мин.
7
Работа по теме урока. Выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное с остатком.
Выполни деление с проверкой.
Алгоритм деления с остатком:
1.Найти первое неполное делимое.
2.Определить число цифр в частном.
3.Найти цифры в каждом разряде частного.
4.Сравнить остаток и делитель.
476 : 6 = 79 (ост.2)
625 : 7 = 89 (ост.2)
2639 : 9 = 293 (ост.2)
9358 : 4 = 2339 (ост.2)
7мин.
8
Решение задачи.
Какого украшения не хватает на нашей ёлке?
Решивший задачу первым получает право украсить верхушку ёлки.
Звезды на верхушке.
Решение:
84 : 3 = 28 (г.) за 1 день
28 × 20 = 560(г.) за 20 дней
84 : 3 × 20 = 560(г.)
Ответ: 560 гирлянд изготовят.
6мин.
9
Повторение изученного материала.
Что вы ждете от Новогоднего праздника?
Дед Мороз прислал мешочек с подарками. Но они не простые, а математические.
Праздничного настроения, подарков.
2т 250 кг 2050 кг
145 дм 14 дм 5мм
7300 кг 73 т
705 × 9 = 6345 32480 : 8 = 4060
6мин.
10
Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной задачи.
2мин.
11
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.
У каждого ребенка по три ёлочных игрушки(желтая, красная, синяя).
2мин.
12
Домашнее задание:
1мин.
План урока
Этапы урока
Временная реализация
Организационный момент: приветствие, установка на успешную работу.
1 мин
Актуализация знаний. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
2 мин
Игра «Укрась елочку».
4 мин
Повторение алгоритма деления многозначного числа на однозначное.
6 мин
Физминутка. Кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак, ребро, ладонь»
«Лезгинка»
3 мин
Работа по теме урока. Выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное с остатком.
7 мин
Решение задачи.
6 мин
Физминутка в движениях.
2 мин
Повторение изученного материала.
6 мин
Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной задачи.
2 мин
Диагностика усвоенного за урок, эмоциональное отношение к уроку.
3 мин
Рефлексия
2 мин
Домашнее задание.
1 мин.
Ход урока:
Урок проводится в компьютерном классе, дети сидят по двое за компьютером.
Презентацию дети смотрят на компьютере.
Ответы на вопросы дети могут представить учителю устно или отправить по электронной почте.
1. Организационный момент.
Закройте глаза, представьте себе что-то очень хорошее. Улыбнитесь.
Я рада видеть ваши улыбки на лицах. Только с хорошим настроением можно успешно учиться.
Наш девиз:
1. Я думаю!
2. Ты думаешь!
3. Мы думаем! (слайд № 3)
Кинезиологические упражнения для активизации мозговой деятельности.
2. Актуализация знаний. Введение в тему урока. Подготовка к формулированию задачи на урок. Формулировка задачи детьми.
Какой праздник приближается?
Что является атрибутом праздника?
Сегодня на уроке мы начнем украшать нашу елочку. (слайд №4)
а) Игра «Укрась елочку»
( На доске прикреплен рисунок новогодней елочки.
Каждый правильно ответивший, прикрепляет к елке игрушку).
В каком случае сумма двух чисел равна одному из слагаемых?
В каких случаях делимое равно частному?
Делимое уменьшили в 5 раз. Что произойдет с частным?
В каком случае произведение двух чисел равно одному из множителей?
400 увеличить в 3 раза.
Найти произведение 376 и 10.
Произведение чисел 825 и 0 увеличьте на единицу.
К частному 0 и 936 прибавить произведение 89 и 1.
Найти частное чисел 8600 и 100.
Делимое 89000, делитель 1000. Чему равно частное?
б) Повторение алгоритма деления многозначного числа на однозначное.
В какое время года встречают люди праздник Новый год?
Назовите признаки зимы. (слайд № 5)
К нам в класс залетели снежинки. Они не простые, а математические: (слайд №8)
5194 : 7 = 4518 : 6 = 87900 : 3 =
Трое учащихся работают у доски. Остальные в это время выполняют следующее задание: (слайд №9)
816 : ? = 9(ост.6)
725 : ? = 8(ост. 5)
634 : ? = 7(ост.4)
543 : ? = 6(ост.3)
(Проверяется работа учащихся у доски, верно выполнившие добавляют игрушки на елку).
Деление многозначного числа на однозначное с остатком.
(слайд №2)
3. Физминутка. ( слайд № 10, 11, 12)
4. Работа по теме урока. Выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное с остатком.
Выведение алгоритма: ( слайд № 13, 14)
Найти первое неполное делимое.
Определить число цифр в частном.
Найти цифры в каждом разряде частного.
Сравнить остаток и делитель.
Правильно выполнившие прикрепляют к елке игрушку.
476 : 6
625 : 7
2639 : 9
9358 : 4
5. Решение задачи: ( слайд №17)
На электроламповом заводе за три дня работы изготовили 84 комплекта елочных гирлянд. Сколько комплектов елочных гирлянд изготовят за 20 рабочих дней?
6. Физминутка в движении.
7. Повторение изученного материала.
Что вы ждете от Новогоднего праздника?
Дед Мороз прислал мешочек с подарками. Но они непростые, а математические. (слайд № 19)
(Дети достают номера заданий и выполняют: один ученик на закрытой доске, а остальные – в тетрадях).
2т250кг ? 2050кг
145дм ? 14дм5мм
7300кг ? 73т
х * 9 = 6345
х :8 = 4060
8. Подведение итога. Вывод. Анализ выполнения поставленной задачи.
9.Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке: ( слайд № 20)
(У каждого по три елочных игрушки (желтая, красная, синяя))
Желтая – Мне было на уроке легко
Синяя – Мне было немного трудно, но я справился
Красная – Мне было трудно, необходима помощь
10. Домашнее задание:
Составьте занимательные задачки для первоклассников
(счет до 20), связав математику с зимой, Новым годом.
Литература:
Л.Г.Петерсон «Математика 3 класс» методические рекомендации.