Дидактический материал к урокам для учителей начальных классов
Дидактический материал к урокам для учителей начальных классов
Дидактический материал предназначен для использования учителями начальных классов на уроках математики, русского языка и литературного чтения, как дополнительный развивающий материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к урокам для учителей начальных классов»
Дидактический материал
(1 – 4 классы)
Весёлая арифметика
Задачи в стихах на сложение и вычитание в пределах 100. Их можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях по математике. Они систематизированы по темам программы для 2-х классов по системе Л.В. Занкова:
Двадцать два щенка купались в ванне,
Два сидели на диване.
У кого ответ готов –
Сколько у меня щенков?
Вот двадцать четыре лягушонка
И ещё одиннадцать – в сторонке.
Сколько братьев-лягушат
У воды рядком сидят?
Ищет гриб колючий ёжик.
Ходит, бродит у дорожек.
Тридцать три в корзинку положил
Пять на спинку насадил
И скорей домой идёт.
Сколько он грибов несёт?
Ёж спешит домой с грибами:
Тридцать пять грибов нашёл я маме!»
Вдруг споткнулся и упал,
Семь грибочков потерял.
Сколько он принёс грибов?
У тебя ответ готов?
Двадцать жёлтеньких цыплят
Рядом с курицей сидят.
Вот одиннадцать цыплят отошли погулять,
Свежей травки поклевать.
Сколько же теперь цыплят
Рядом с курицей сидят?
Я дыню разрезала на двадцать кусков.
Теперь посчитай-ка, вопрос мой таков:
Все двадцать кусков ароматны и сладки.
Один дам вам.
Сколько будет в остатке?
Если один, то ответ мой таков:
Останется жадности девятнадцать кусков.
Задачи-шутки. Развивают внимание, логическое мышление. Задачи рассчитаны на учащихся начальных классов:
Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?
Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом? В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько девочек сможет покататься на лыжах?
Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывет по воде?
На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
Горело 24 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
Весёлая геометрия
Задание «Треугольник, круг, овал, квадрат и другие геометрические фигуры». Интересные геометрические задания в стихотворной форме помогут закрепить учащимся 2-х классов знания геометрических фигур.
Выходи скорей во двор, -
Мяч, колеса, помидор,
Разноцветные шары
Для веселой детворы.
Познакомься, милый друг,
Эти все фигуры – …
(КРУГ)
Если мишка сел на круг,
ТО изменится круг вдруг.
Посмотри – другим он стал,
Называется – …
(ОВАЛ)
Есть у каждого подружка –
Это мягкая подушка,
Ей в кроватке каждый рад,
А фигура та – …
(КВАДРАТ)
Шкаф, картина, чемодан,
Полотенце и диван.
Их внимательно сравни –
И геометрическую фигуру назови.
(ПРЯМОУГОЛЬНИК)
Прибежал лохматый пес,
И фигуру нам принес.
На фигуру посмотри,
Сосчитай углы – их три,
А еще три стороны –
Могут разной быть длины.
О какой фигуре идет речь?
(ТРЕУГОЛЬНИК)
Грамматические пятиминутки
Тема: «Безударные гласные»
***
Кроет уж лист з_л_той
Влажную землю в л_су…
Смело топчу я н_гой
Вешнюю леса кр_су.
С хол_ду щеки горят:
Любо в л_су мне б_жать,
Слышать, как сучья тр_щат,
Листья н_гой загр_бать!
(А.Н. Майков)
Лес осенью
Меж р_деющих в_рхушек
Пок_залась с_н_ва.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая л_ства.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обл_мившийся сучок,
И, хв_стом м_лькая, белка
Легкий делает прыжок…
(А.Т. Твардовский)
***
Отг_в_рила роща з_л_тая
Березовым, в_селым языком,
И жур_вли, печально прол_тая,
Уж не ж_леют больше ни о ком…
Не обгорят р_биновые кисти,
От желтизны не проп_дёт тр_ва,
Как дер_во р_няет тихо л_стья,
Так я р_няю грустные сл_ва.
(С.А. Есенин)
Кроссворд по русскому языку
«Парные согласные звуки»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
На пекарне из муки
Выпекали пирожки,
Пышки, пряники и плюшки,
И печенье и пампушки,
А еще нам пекарь испек
Вкусный яблочный … (Пирог)
Заморский тропический фрукт,
Похож на большую сосновую шишку
И замечательный на вкус. (Ананас)
Не кузнец, а с клещами,
С длинными усами,
Когда он черен – куслив и задорен.
А лишь покраснеет, так и присмиреет. (Рак)
Хожу с края на край,
Режу черный каравай.
Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. (Нож)
С этой буквой не дружат буквы Ж и Ш. (Буква Ы)
У меня один рог,
И зовусь я… (Единорог)
Если дождик, мы не тужим, - бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять – нам под вешалкой стоять. (Сапог)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (Осьминог)
Шапка набекрень,
Спрятался за пень,
Кто проходит близко,
Кланяется низко.
В лесу пошаришь –
Дома нажаришь. (Гриб)
Летом – в зеленых платьицах,
Осенью – в цветных сарафанах,
Зимой – в белых шубах. (Лес)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. (Сад)
Вот гора, а у горы две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Эта буква есть во всех ниже перечисленных словах:
лыжи, бусы, сыр, мышь.(Буква Ы)
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот … (Енот)
Принялась пила за дело:
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, … (Зуб)
«Ну, погоди!» Зубами - щёлк!
Зайчишку ловит серый … (Волк)
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу, поправить недоделки
И навести на брюки стрелки. (Утюг)
И не ёжик, и не ёлка, но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
На кого-то он сердит,
У него надутый вид!
Нас решил он напугать, и за нами побежать!
Это птица. Записано в мужском роде.
Носит галстук, не на шее, как человек,
Галстук свисает у него с клюва. (Индюк)
Весёлые задания
по русскому языку
Задание№1: «Скажи по – другому!» Тема урока: «Синонимы и антонимы» Соединить выражения, записанные на доске из первого столбика с одинаковыми по смыслу словами из второго столбика:
Смелый Влажный
Грустный Храбрый
Сырой Скучный
Неинтересный Печальный
Длинный языкУмелый
Острые глаза Болтливый
Железные нервы Умный
Золотые руки Спокойный
Светлая голова Зоркий
Соединить слова, записанные на доске из первого столбика со словами противоположного смысла второго столбика:
Горячий Старый
Новый Кислый
Сладкий Холодный
Тонкий Худой
Толстый Широкий
Шершавый Гладкий
Грустный Злой
Добрый Весёлый
Задание №2: «Другими словами». Заменить данные сочетания слов на словосочетания (имя прилагательное + имя существительное):
Суп из лука – луковый суп;
Заправка из чеснока – чесночная заправка;
Пюре из картофеля – картофельное пюре;
Жаркое из мяса – мясное жаркое;
Рагу из грибов – грибное рагу;
Икра из кабачков – кабачковая икра;
Салат из овощей – овощной салат;
Торт из шоколада – шоколадный торт;
Пирог с яблоками – яблочный пирог;
Варенье из клубники – клубничное варенье;
Чай с лимоном – лимонный чай;
Компот из абрикосов – абрикосовый компот;
Ребусы
«Имя прилагательное»
Цель:развитие умения правильно писать окончания имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Игры
по русскому языку
Игра «Вставь имя» – развивает логическое мышление. Используют на уроках русского языка в начальных классах.
Задание: Вставьте женское имя так, чтобы получилось новое слово.