Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младшего школьника.
Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младшего школьника.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младшего школьника.»
Диагностика уровня сформированности самоконтроля у младшего школьника.
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.
При анализе контрольных работ по предметам и наблюдении за учебной деятельностью учащихся было выявлено, что совершаемые учениками действия и операции никак не контролируются, часто оказываются неправильными, а допущенные ошибки не замечаются и не исправляются.
Треть учащихся часто допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибки ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, т.к. не способны соотнести свои действия и их результаты с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Большинство младших школьников некритически относятся к указаниям учителя и исправлению ошибок, в своих работах, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное.
С целью выявления уровня сформированности внимания и самоконтроля можно провести диагностическую работу «Проба на внимание»
(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 8—9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос. Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т. п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые идти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Обращается внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т. п.
Уровни сформированности внимания и самоконтроля:
1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания и самоконтроля.
2. 3—4 — средний уровень внимания и самоконтроля.
3. Более 5 пропущенных ошибок — низкий уровень внимания и самоконтроля.
С целью определения, умеют ли учащиеся контролировать свою учебную деятельность, рекомендуется предложить заполнить анкету.
Анкета
1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание, решил задачу, составил план?
а) Часто; б) иногда; в) никогда.
2.Что ты делаешь в таком случае?
3. Проверяешь ли себя при выполнении какого-нибудь задания?
а) Часто; б) иногда; в) никогда.
4. Как ты себя проверяешь?
5. Зачем ты себя проверяешь?
6. Что значит – проверить выполненную работу?
7. Есть ли что-нибудь общее в том, что ты делаешь, чтобы проверить выполнение задания по математике, русскому языку, окружающему миру и т. д.?