Просмотр содержимого документа
«"Дециметр и метр"»
дециметр и метр
Цели: познакомить с единицей измерения длины «метр»; учить чертить отрезок длиной 1 дециметр; совершенствовать умения дополнять отрезок до 1 метра; развивать пространственное мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Решите задачу.
Ребята поехали на экскурсию в двух автобусах.
В первый автобус сели 26 ребят, из них 16 мальчиков. Во второй автобус сели 29 ребят, из них 9 девочек.
– Подумайте, на какие вопросы вы ответите, выполнив действия.
1) 26 – 16
3) 29 – 9
2) 29 – 26
4) 16 – 9
– На какие еще вопросы выможете ответить, пользуясь данным условием?
2. Значения каких выражений будут меньше, чемчисло 50? Найдите значения выражений.
59 – 3
52 – 8
55 – 7
56 – 4
57 – 5
52 – 4
53 – 7
59 – 5
53 – 3
3. Соедините 4 точки так, чтобы получился четырехугольник.
4. Подчеркните «лишнее» слово.
а) слагаемое, сумма, вычитаемое;
б) круг, треугольник, квадрат;
в) плюс, число, минус;
г) длина, масса, циркуль.
III. Сообщение темы урока.
– Прочитайте величины на доске.
а) 5 см, 7 дм, 9 см, 4 см;
б) 6 см, 3 см, 2 м, 8 см.
– В каждой строчке найдите «лишнюю» величину.
– Мы с вами умеем измерять длины небольших предметов с помощью обычной линейки, получая результаты в сантиметрах. А как быть, если нам надо пойти в магазин и купить отрез ткани на пальто? Неужели продавец будет отмерять ткань такой линеечкой, как наша? Ни один продавец такой линейкой не пользуется, так как в сантиметрах длину большого куска ткани отмерять очень неудобно. Продавцы всегда используют деревянную линейку, которая называется портновским метром.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с крупной единицей измерения – метром.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Назовите известные единицы длины.
– Сколько сантиметров в 1 дециметре?
– Начертите отрезок длиной 1 дециметр.
– Сколько это сантиметров? (1 дм = 1 см.)
– Десять дециметров называются метром.
1 дм = 10 дм
1 м = 10 дм
– Можно ли сказать, что 1 метр – это 10 десятков сантиметров? (Можно.)
Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах измеряют, например, длину куска ткани или обоев, длину и ширину комнаты. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку – длинную ленту, свернутую в рулон, на которую нанесена шкала. Рулетки бывают разной длины – метровые, двухметровые, трехметровые, пятиметровые, двадцатиметровые и другие.
– Назовите известные вам единицы измерения длины в порядке их увеличения.
– Как обозначаются сантиметр и дециметр? (См и дм, при этом обозначения записываются без точек на конце.)
– Метр обозначается буквой м (без точки).
– Прочитайте записи на доске:
4 м, 45 м, 4 м 8 дм, 42 м 8 дм 9 см.
2. Задание 2.
– Рассмотрите рисунок. Здесь изображен складной метр. Из скольких звеньев он состоит? (10 звеньев.)
– Чему равна длина каждого звена? (10 см.)
– Сколько сантиметров в 1 м? (100 см.)
3. Задание 3.
Учащиеся изготавливают складной метр из картона.
– Из скольких частей состоит эта лента? (10 частей.)
– Какова длина каждой части? (1 дм.)
4. Задание 4.
– Дополните до 1 м и заполните таблицу.
1 метр
5 дм
4 дм
7 дм
8 дм
3 дм
1 дм
9 дм
2 дм
6 дм
5 дм
6 дм
3 дм
2 дм
7 дм
9 дм
1 дм
8 дм
4 дм
Физкультминутка
5. Путешествие в прошлое.
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.
(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получилось разное.)
– Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, то есть условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,54 см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см 48 мм, или 12 дюймов) в переводе с английского – «нога»; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.
Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.
В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
– А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин.) О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Он равен 71 см.
Учитель может предложить следующие вопросы-задания:
1. Измерить длину парты в локтях, ладонях.
2. Какого роста была Дюймовочка?
3. Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?
4. 7 футов под килем – это сколько метров?
Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей:
сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см
фут = 12 дюймов = 30 см 48 мм
аршин = 71 см
вершок = 4 см 45 мм
дюйм = 2 см 54 мм
7. Работа в парах.
Необходимо закончить фразы, вставив пропущенные единицы длины.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем учитель организует проверку.
Высота дерева 2 (метра).
Спортсмены пробежали дистанцию 100 (метров).
Длина спички 4 (сантиметра).
Школьники приняли участие в заплыве на 50 (метров).
8. Практическая работа.
Под руководством учителя дети измеряют свой рост, длину своего шага и записывают в тетрадь результаты измерений.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сколько дециметров содержит 1 метр?
Домашнее задание: составить и решить задачу по круговой схеме.