Файл содержит разработку урока по предмету гражданственность. Данный урок может быть использован в начальной школе. Содержит интересные задания, способствующие всестороннему развитию детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Задачи: - развивать связную речь, творческое воображение учащихся, желание больше узнавать о своем крае, стремление воплотить мечту в жизнь, желание учиться, доводить начатое дело до конца;
- воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Донецкую Народную Республику, любви к родному краю;
- воспитывать умение видеть прекрасное вокруг себя, беречь и сохранять природу родного края, желание приумножать традиции, обычаи Донетчины.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал (лепестки для цветов, цветная бумага), ножницы, инструкция по работе с ножницами.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организация учащихся.
- Дети, проверьте готовность к уроку. Садитесь.
II Мотивирование на учебную деятельность.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших
Такие чистые, нежные, наивные, беззащитные… Хотя не совсем так.
-Дети есть ли у вас маленькие брат или сестра?
Дети: -Да, есть.
-Какие они?
Дети: - Шумные, капризные, миленькие, шустрые…
-Кто о них заботится?
Дети: - Мама, папа, бабушка…
- Я дополню. О них заботится еще и государство, республика в которой мы живем.
IV Целеполагание
Ребенок родился… Появился маленький бутончик, который с каждым днем растет, раскрывается, расцветает и тянется к чистому, прекрасному небу. И теперь малышу необходимы не только забота, тепло и любовь близких. Ему предстоит стать законным гражданином своей страны.
Тема нашего урока так и звучит «Дети – граждане своего государства». Слайд 3
V Изучение нового материала
1. Работа со словарем
-Кто же такой гражданин?
Дети: - это житель страны, тот кто любит родину…
-Толковый словарь сообщает: Слайд 4
-Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
2.Права граждан
-Можно ли назвать ваших маленьких братьев и сестер гражданами? А вас?
Дети: - Да, мы здесь родились, живем, ходим в школу…
-Правильно. У вас есть Родина, которая дала вам право на жизнь, на бесплатное образование, медицинское обслуживание. Какие еще права граждан вы знаете?
Дети: - Право на любовь, воспитание в семье, на отдых, досуг, право выбора. Слайд 5
3. Беседа о Родине
Ученик: Родина – слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я!
-Для нас Родина – Донбасс! Донецкая Народная Республика! Мы гордимся своим краем. Наша республика молодая, у неё еще долгий путь становления и непременно процветания.
-Какой вы хотите видеть нашу Родину? Запишите свои желания на лепестках цветов и прикрепите на доску.
(Дети записывают на лепестках желания и крепят к доске, озвучивая их. Получаются цветы)
-Этот вопрос задала я вам не случайно.
- Все, что у нас есть, - это заслуга наших предков, поколений, которые жили до нас. Они прилагали колоссальные усилия, чтобы наш край процветал.
VI Физминутка Танец под песню «Я, ты, он, она…» Слайд 6.
https://www.youtube.com/watch?v=RVt2xEHrpzg
VII Обобщение и систематизация знаний
-Все последующие поколения, всегда лучше, чем предыдущие, добиваются большего. Знания стали шире, глубже; техника стала сложнее, интереснее, это создает возможности для нового шага.
-Послушайте первый куплет песни Крылатова «Прекрасное далеко»
Слышу голос из прекрасного далёка, Голос утренний в серебряной росе. Слышу голос, и манящая дорога Кружит голову как в детстве карусель.
Прекрасное далеко, не будь со мной жестоко, Не будь со мной жестоко, жестоко не будь. От чистого истока в прекрасное далеко, В прекрасное далеко мы начинаем путь. Слайд 7
-Дети, о чем эта песня?
Дети: - О человеке, который мечтает о прекрасном будущем.
-Существует поговорка: «Жить надо настоящим, а работать – на будущее».
-Скажите, если только мечтать и ничего больше не делать, то исполнятся ваши желания на наших цветах?
Дети: - Нет.
- Послушаем второй куплет песни.
Слышу голос из прекрасного далека, Он зовет меня не в райские края. Слышу голос, голос спрашивает строго: А сегодня что для завтра сделал я? Прекрасное далеко, не будь со мной жестоко, Не будь со мной жестоко, жестоко не будь. От чистого истока в прекрасное далеко, В прекрасное далеко мы начинаем путь. Слайд 8
-Необходимо не только мечтать о хороших поступках, но и совершать их.
-Ваша задача – сделать принципиально новый шаг, добиться не просто лучших результатов, чем прежние поколения, а качественно лучших. Это станет возможным только при условии прилежного и старательного обучения.
VIII Работа в группах. Символы ДНР
-У нас на доске красивая цветочная поляна.Но на мой взгляд, чего то не хватает. Без чего или кого не могут существовать цветы?
Дети: - Без воды, света, бабочек.
-Правильно. В природе все взаимосвязано. Существование одних организмов поддерживает жизнь других. Так и в обществе.
-У вас на партах лежат разноцветные листочки. Покажите их. Объединитесь в три группы.
-Кто догадался, что мы сможем создать?
Дети: - Флаг ДНР
-Обсудите в группе, что символизирует каждый цвет, и вырежьте из листочков бабочек. Вспомните правила работы с ножницами. Они лежат у вас на партах. (Приложение 1)
Группа 1.Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.
(прикрепляют бабочек красного цвета)
Группа 2.Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.
(прикрепляют бабочек синего цвета)
Группа 3.Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.
(прикрепляют бабочек черного цвета) Слайд 9
Ученик: Флаг бывает разный, Но мне всего милей Черно-синий-красный - Флаг Родины моей.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
-Настоящий гражданин должен знать историю своего государства и его символы.
-Какие еще символы есть у нашей Республики?
Дети: - Гимн ДНР
(Звучит запись гимна. Дети стоя поют) Слайд 10
Дети: - Герб ДНР
– За основу герба взят двуглавый орёл. У него подняты крылья. Орел показывает свою силу и мощь. На груди орла расположился щит красного цвета. На щите изображён Святой Архистратиг Михаил. Слайд 11
-Послушайте третий куплет песни.
Я клянусь, что стану чище и добрее, И в беде не брошу друга никогда. Слышу голос и спешу на зов скорее По дороге, на которой нет следа. Слайд 12
IX Работа в тетради
-Как можно назвать гражданина, который преданный своей родине, любит свой родной край?
Дети: - Патриот. Слайд 13
-Откройте тетради на стр.18. Допишите незаконченные предложения. Работайте в парах. Не шумите.
(Дети заполняют тетрадь, затем проходит проверка)
Дети: -Патриот – это тот гражданин, который:
любит свое отечество,
хранит народные традиции,
уважает интересы своей страны,
переживает за будущее родины,
гордится своим народом,
помогает пожилым людям.
X Обобщение и систематизация знаний
- Подведем итог урока.
- Кто такой гражданин?
-Быть патриотом – это значит…
-Назовите символы ДНР. Слайд 14
XI Рефлексия
-Мы говорили сегодня о вашем будущем и о будущем республики, которое, несомненно, зависит от вас, от её граждан, от вашей мечты, от вашей настойчивости и упорства в достижении цели.
-Посмотрите, какие красивые цветы, летают бабочки. А ведь такое может быть только на чистой полянке, только на ухоженной клумбе; где не рвут цветы, не топчут траву, не ловят бабочек.
-Я желаю: пусть сбудутся все ваши мечты. Человек – строитель своей жизни, и от того, какой он выбрал материал, зависит его будущее. Если это добро и справедливость, то его будущее будет счастливым.