Классный час для 2 класса. Государство и права детей
Тема: Государство и права детей.
Направление: Модуль « Я - человек»
Цель:
способствовать воспитанию любви к своей Родине, знать свои права и обязанности ;
дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности; совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи; развивать самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
1.Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
2. Сообщение темы классного часа. Формулировка цели.
Ну, раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас. Как называется тема нашего классного часа?
- Государство и права детей.
Ваша задача – узнать как можно больше о своих правах и о том, как их можно защитить.
3. Актуализация знаний.
А сейчас мы немного поиграем , разгадаем ребусы, ответим на вопросы.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
- Как называется наша Родина? (Россия)
- Как звучит полное название государства?
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- Какой город является столицей нашей Родины?
Столица России город МОСКВА
3. Выбери изображения символов России: флага, герба.
Ключ к ребусу: флаг России – изображение 2, герб России – изображение 1.
4. Прослушайте три музыкальных сюжета и выберите гимн России.
5. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане (берёза)
6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)
IV. Закрепление знаний о своих правах.
- Ребята, вот вы и вспомнили, в каком государстве живёте.
- Россия – это правовое государство.
- Кто объяснит, что это значит?
- Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.
- Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?
- Верно, это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.
- Кто знает, какие права есть у детей?
Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:
1. Право на жизнь.
2. Право на имя, отчество и фамилию.
Иванов Александр Петрович
- Право жить и воспитываться в семье.
- Право на образование.
- Право на медицинское обслуживание.
- Право на защиту своих прав
- Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.
- Право на отдых и досуг
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.
Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?
Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.
Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об образовании".
V. Закрепление.
Оказывается не всегда в России, да и в других государствах были у людей права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы Америки, крепостные крестьяне старой России.
Как это было нам рассказывает писатель А.П.Чехов в рассказе «Ванька»
- Расскажите о ваших впечатлениях.
- Почему вам стало жалко Ваньку?
- Какие права ребёнка были нарушены и кем?
- Возможна ли такая ситуация в наше время, почему?
- Кто хочет прочитать этот рассказ полностью, в школьной библиотеке есть эта .
VI. Игра-заключение
У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.
Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети.
А. Барто «Любочка». Отрывок
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
Э.Успенский "Разгром"
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц». Отрывок
Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.
Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.
Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".
Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!
5. А. Барто «Любочка». Отрывок
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
VII. Итог
Кто считает, что он не зря провёл время на классном часе. Объясните, почему?
Классный руководитель : Соколова Валентина Михайловна