Урок
Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш».
Цель: продолжить работу над рассказом, научиться выделять главную мысль
. Речевая разминка:
Работа над скороговоркой.
Говори – не торопись и смотри – не ошибись.
Жалобно щенок пищит,
Тащит он тяжёлый щит.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
Палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.
-Все ли слова понятны?
-А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:
Читаем шёпотом
Немного громче
А теперь читаем громко и внятно
Читаем скоро и быстро ( 2 -3 ученика)
Вспомним биографию Д.Н.Мамина-Сибиряка
https://www.youtube.com/watch?v=a-DGbBCcrag
Работа над произведением.
Я предлагаю вам план исследования содержания произведения «Приёмыш».
-познакомиться с героями
-определить, кто такой Приёмыш
-выяснить главную мысль-
высказать своё отношение
Словарная работа.
Внимание! Мамин-Сибиряк писал давно, в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными некоторые слова, попытаемся заранее объяснить их смысл.
- сайма - рыбацкая стоянка
- доспехи - снаряжение
- заводь - речной залив
- бобылём - одинокий
- муштровать - обучать
- протока - речка, соединяющая два водоёма
- Церемония-торжественный обряд, порядок совершения чего-то
- Увечить-физически расправляться, калечить
- Хиреет-болеет, чахнет
- Божья тварь - всё живое, созданное Богом.
Первая часть
- Ответы на вопросы.
- Где происходят события?
-почему хозяина не было дома?
- кто встречает гостя?
Чтение второй части.
- Кто оказался Приёмышем?
- Оказывается приёмыш- это не только человек, в нашем рассказе – это ?
- Как Приёмыш оказался у Тараса?
- Почему Тарас забрал его к себе? Как собака относится к лебедю?
Чтение третьей части.
- Прочитав третью часть, попробуйте несколькими словами высказать предположение:
- как Тарас относится к приёмышу и ко всему окружающему?
- как он описывает птицу?
Работа над четвёртой частью произведения.
Прогнозирование.
-А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
Чтение 4 части - учителем.
- Прослушав заключительную часть мы узнаем, совпало ли ваше мнение с авторским? (чтение)
- Совпало?
- А мог ли Тарас не отпустить птицу?
-А легко ли расстаться с другом?
Какова же главная мысль этого произведения?
- В какой из пословиц определена идея произведения.
«Легко подружиться, тяжело разлучиться».
Найдите отрывок рассказа, который подходит к иллюстрации