kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цель:Добиться осмысленного восприятия идейно-художественного содержания рассказа; развивать творческое мышление, умение излагать свои мысли, обобщать, выделять главное;воспитывать любовь к природе, милосердие, чувства сострадания «к братьям нашим меньшим».

Тип урока: комбинированный

Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо»

Приемы: беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.

Формы организации учебной деятельности: (коллективная, групповая, индивидуальная)

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка, жетоны.

Подготовка к уроку: подготовить биографию Мамина-Сибиряка.

Эпиграф: «Нежнее в мире нет любви, чем лебединая любовь»

Структура урока:

І.Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Организационный этап.

 - Сегодня у нас гости! Мы спокойны, мы уверены в себе. Урок пройдет удачно, успехов нам! Присаживайтесь.

2. Психонастрой.

 - Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок.

(у  вас на столе жетоны, поднимите тот, что соответствует вашему настроению)

? - радостное

? - грустное

? - мне не здоровится, я болею

(хорошо, спасибо)

 - А теперь ваша подготовка к уроку.

? - я готов к уроку

? - я готов к уроку, но не уверен;

? - я не готов к уроку.

 - Мы работаем в режиме стратегии «Критическое мышление через чтение и письмо».

Класс разделен на две группы:

1группа:

2 группа:

-Перед вами оценочные бланки. Спикеры команд проставляют в них оценки

ІІ.2. Проверка домашнего задания.

  • Что вы знаете о Мамине – Сибиряке?

(хорошо, спасибо, вы отлично справились с домашним заданием)

ІІІ.Актуализация знаний.

1.- А какие его произведения вы помните?

   -« Серая шейка»

   -« Аленушкины сказки»

   -« Приваловские миллионы»

   -« Волки»

   -« Вертел»

2. – Какие ассоциации возникают у вас к слову Лебедь?

(символ красоты, гордая птица, царь-птица, поэтический образ, символ верности)

-Прекрасно. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Мозговая атака

-Лебедь

-Гордая птица

-Царь-птица

-Как называют человека, у которого нет родителей?

-Сирота

-А сироту, которого усыновили?

-Приемыш

-Правильно, тема нашего урока Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

3.-Какую цель поставим сегодня перед собой?

а) познакомиться с рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш»

б)понять идейное содержание рассказа;

в)проанализировать рассказ.

(прекрасно, спасибо)

-Эпиграфом к уроку станут слова Роберта Рождественского:

«Не навреди, человек

Ни березе, ни морю,

Влажной тропинке и птице,

Летящей во тьму».

І?. Формирование новых знаний.

У вас на столах лежат вопросы, каждая группа читает свою часть и отвечает на вопросы.

                            (режим работы в парах, групповой)

   Задание 1 группе:

1.Назовите главных действующих лиц в рассказе?

В рассказе главные действующие лица:

Соболька, Лебедь, Тарас, автор.

2.С каким чувством Тарас произносит слово «гуляка»?

Тарас произносил слово «гуляка» с нежностью, с любовью.

3.Откуда Тарас достал лебедя?

Охотники застрелили лебедя с лебедушкой, он остался один. Тарас подумал, что он пропадет и поймал его.

4.Подружился ли лебедь с Соболькой?

Да,сначала он боялся, а потом привык.

5.Почему автор сравнивает Тараса с ребенком?

Потому что только дети могут искренне смеяться от души.

6.Каким предстает Тарас в этой части рассказа?

Тарас в первой части рассказа предстает добрым, заботливым, любящим животных.

7.За что автор любил Тараса?

Тарас очень хорошо рассказывал, много знал, он был хороший и умный старик.

8.Озаглавьте І часть.

«Соболько,лебедь и Тарас»

«Близкий человек»

«Жить втроем»

«Хороший человек»

«Дружба»

Задание 2 группе:

1.В какое время года автор вновь попал на Светлое озеро?

Автор снова попал на Светлое озеро поздней осенью, когда выпал первый снег.

2.Каким мы видим Тараса во 2 части?

Он имел утомленный, дряхлый, жалкий вид.

3.О чем рассказал Тарас автору?

О своем горе,как прилетели стая лебедей.Приемыш привязался к ним и улетел с ними вместе.

4.Как автор описывает тоску Приемыша?

Потом вижу, мой Приемыш затосковал. Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места.

5.Почему Тарас думал, что Приемыш пропадает?

Тарас думал, что Приемыш не выдержит перелета, выбъется из сил, отстанет от стада и пропадет.

6.Как писатель описывает прощанье Приемыша с Тарасом?

В последний то раз от берега останавился и как крикнет по- своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль.! Первое время сильно тосковали, по ночам казалось, что Приемыш у берега крылышками хлопает.

7.Как вы назовете свою часть?

«Опять один»

«Приемыш улетел»

«Тоска лебедя»

«Рассказ про свое горе»

(Хорошо, вы отлично справились с заданием)

V. Физминутка

VІ. Закрепление новых знаний.

1.Составьте синквейн(пятистишие) к слову «Лебедь»

(режим работы групповой)

1группа:

1.лебедь

2. белый, чистый

3. плавает, летает, поет,

4.ждет свою любимую

5. верный

2группа:

1.лебедь

2. нежный, красивый

3. плавает, сторонится, тоскует

4.спасибо, дедушка, за хлебом, за соль.!

Лебедь-очень сильная и храбрая птица. Он смело вступает в бой не только с хищными птицами, но и с лисицами и собаками. Ударами своих огромных крыльев и клюва лебедь способен даже их убить. В начале июня у лебедей выводятся птенцы. Нескладными и некрасивыми появляются на свет лебедята. Они грязно-серого цвета, неуклюжи и беспомощны – первые дни не могут ничего есть. Не беда! Потом из них вырастут красивые, гордые птицы.

VІІ. Контроль.

Напишите мне письмо-эссе о сегодняшнем уроке.

(режим работы индивидуальный)

Спасибо, спикеры групп оцените работы своих товарищей.

VІІІ. Рефлексия.

1.Что для себя вы взяли с этого урока?

-Нельзя обижать лебедей;

-Надо помогать птицам и животным;

-Если к птицам относиться хорошо, то они будут нашими друзьями;

-Надо заботиться о птицах.

2.Интересен ли мне Мамин – Сибиряк, буду ли я читать его рассказы?

ІХ. Оценивание.

Д\з:Задание 1 группе.

-Найдите материал и подготовьте сообщение о детском писателе Анатолии Алексине.

Задание 2 группе.

-Подготовьте сообщение о артистах Казахстана.

-Прочитать рассказ «Актриса».

Вывод:

          Известно, что казахи всегда трепетно относились к лебедям, считая их неприкосновенными птицами.

Хочу прочитать цитату С.Сейфуллина, который собрал большой материал о них.

«Прекрасный лебедь, рассекающий гладкую поверхность глубокого серебрянного  озера, обрамленного шелестящим, как зеленый шелк, тростником, пробуждает мечты кочевников, ласкает взор. Лебедь гордо и отрешенно плывет над таинственной глубиной, волны которой обнимают его грудь. Трубя звонкую песню, плещется он в алмазных брызгах, затем белые красавцы ныряют в холодную прозрачную глубину и рвут молодые листья камыша. Колыхающихся подводных растений, чтобы после снова нежно курлыкать от радости жизни. Они отдыхают за плотной как занавеска новобрачных, зеленой стеной камыша и рогоза. Невинные и прекрасные чистые птицы с серебряным мелодичным голосом украшают озеро, делают его привлекательным. Кочевник-казах, выросший и живущий в объятиях чудесной природы, превращает лебедя в символ чистоты, благородства, безупречной красоты».

P.S. Природа беззащитна, человек остается в ответе за все его окружающее. И я думаю, что ни у кого из вас после сегодняшнего урока не поднимется рука,на это прекрасное создание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш» »

Абдугаликова К.М. Школа – лицей им.А.Иманова

Майского района, Павлодарской области

6 класс

Тема раздела:Уроки доброты

Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Цель:Добиться осмысленного восприятия идейно-художественного содержания рассказа; развивать творческое мышление, умение излагать свои мысли, обобщать, выделять главное;воспитывать любовь к природе, милосердие, чувства сострадания «к братьям нашим меньшим».

Тип урока: комбинированный

Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо»

Приемы: беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.

Формы организации учебной деятельности: (коллективная, групповая, индивидуальная)

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;

Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка, жетоны.

Подготовка к уроку: подготовить биографию Мамина-Сибиряка.

Эпиграф: «Нежнее в мире нет любви, чем лебединая любовь»



Структура урока:

І.Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Организационный этап.

- Сегодня у нас гости! Мы спокойны, мы уверены в себе. Урок пройдет удачно, успехов нам! Присаживайтесь.

2. Психонастрой.

- Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок.

(у вас на столе жетоны, поднимите тот, что соответствует вашему настроению)

 - радостное

 - грустное

 - мне не здоровится, я болею

(хорошо, спасибо)

- А теперь ваша подготовка к уроку.

○ - я готов к уроку

○ - я готов к уроку, но не уверен;

○ - я не готов к уроку.

- Мы работаем в режиме стратегии «Критическое мышление через чтение и письмо».

Класс разделен на две группы:

1группа:

2 группа:

-Перед вами оценочные бланки. Спикеры команд проставляют в них оценки

ІІ.2. Проверка домашнего задания.



  • Что вы знаете о Мамине – Сибиряке?

(хорошо, спасибо, вы отлично справились с домашним заданием)



ІІІ.Актуализация знаний.

1.- А какие его произведения вы помните?

-« Серая шейка»

-« Аленушкины сказки»

-« Приваловские миллионы»

-« Волки»

-« Вертел»

2. – Какие ассоциации возникают у вас к слову Лебедь?

(символ красоты, гордая птица, царь-птица, поэтический образ, символ верности)


-Прекрасно. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Мозговая атака


-Лебедь

-Гордая птица

-Царь-птица


-Как называют человека, у которого нет родителей?

-Сирота


-А сироту, которого усыновили?

-Приемыш


-Правильно, тема нашего урока Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»


3.-Какую цель поставим сегодня перед собой?

а) познакомиться с рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш»

б)понять идейное содержание рассказа;

в)проанализировать рассказ.


(прекрасно, спасибо)


-Эпиграфом к уроку станут слова Роберта Рождественского:


«Не навреди, человек

Ни березе, ни морю,

Влажной тропинке и птице,

Летящей во тьму».







ІҮ. Формирование новых знаний.

У вас на столах лежат вопросы, каждая группа читает свою часть и отвечает на вопросы.

(режим работы в парах, групповой)

Задание 1 группе:

1.Назовите главных действующих лиц в рассказе?

В рассказе главные действующие лица:

Соболька, Лебедь, Тарас, автор.


2.С каким чувством Тарас произносит слово «гуляка»?

Тарас произносил слово «гуляка» с нежностью, с любовью.


3.Откуда Тарас достал лебедя?

Охотники застрелили лебедя с лебедушкой, он остался один. Тарас подумал, что он пропадет и поймал его.


4.Подружился ли лебедь с Соболькой?

Да,сначала он боялся, а потом привык.


5.Почему автор сравнивает Тараса с ребенком?

Потому что только дети могут искренне смеяться от души.


6.Каким предстает Тарас в этой части рассказа?

Тарас в первой части рассказа предстает добрым, заботливым, любящим животных.


7.За что автор любил Тараса?

Тарас очень хорошо рассказывал, много знал, он был хороший и умный старик.


8.Озаглавьте І часть.

«Соболько,лебедь и Тарас»

«Близкий человек»

«Жить втроем»

«Хороший человек»

«Дружба»


Задание 2 группе:

1.В какое время года автор вновь попал на Светлое озеро?

Автор снова попал на Светлое озеро поздней осенью, когда выпал первый снег.


2.Каким мы видим Тараса во 2 части?

Он имел утомленный, дряхлый, жалкий вид.


3.О чем рассказал Тарас автору?

О своем горе,как прилетели стая лебедей.Приемыш привязался к ним и улетел с ними вместе.


4.Как автор описывает тоску Приемыша?

Потом вижу, мой Приемыш затосковал... Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места.

5.Почему Тарас думал, что Приемыш пропадает?

Тарас думал, что Приемыш не выдержит перелета, выбъется из сил, отстанет от стада и пропадет...


6.Как писатель описывает прощанье Приемыша с Тарасом?

В последний то раз от берега останавился и как крикнет по- своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль...! Первое время сильно тосковали, по ночам казалось, что Приемыш у берега крылышками хлопает.


7.Как вы назовете свою часть?

«Опять один»

«Приемыш улетел»

«Тоска лебедя»

«Рассказ про свое горе»

(Хорошо, вы отлично справились с заданием)


V. Физминутка


VІ. Закрепление новых знаний.


1.Составьте синквейн(пятистишие) к слову «Лебедь»

(режим работы групповой)

1группа:

1.лебедь

2. белый, чистый

3. плавает, летает, поет,

4.ждет свою любимую

5. верный

2группа:

1.лебедь

2. нежный, красивый

3. плавает, сторонится, тоскует

4.спасибо, дедушка, за хлебом, за соль...!


Лебедь-очень сильная и храбрая птица. Он смело вступает в бой не только с хищными птицами, но и с лисицами и собаками. Ударами своих огромных крыльев и клюва лебедь способен даже их убить. В начале июня у лебедей выводятся птенцы. Нескладными и некрасивыми появляются на свет лебедята. Они грязно-серого цвета, неуклюжи и беспомощны – первые дни не могут ничего есть. Не беда! Потом из них вырастут красивые, гордые птицы.


VІІ. Контроль.


Напишите мне письмо-эссе о сегодняшнем уроке.

(режим работы индивидуальный)

Спасибо, спикеры групп оцените работы своих товарищей.


VІІІ. Рефлексия.


1.Что для себя вы взяли с этого урока?

-Нельзя обижать лебедей;

-Надо помогать птицам и животным;

-Если к птицам относиться хорошо, то они будут нашими друзьями;

-Надо заботиться о птицах.


2.Интересен ли мне Мамин – Сибиряк, буду ли я читать его рассказы?


ІХ. Оценивание.


Д\з:Задание 1 группе.


-Найдите материал и подготовьте сообщение о детском писателе Анатолии Алексине.


Задание 2 группе.

-Подготовьте сообщение о артистах Казахстана.

-Прочитать рассказ «Актриса».


Вывод:

Известно, что казахи всегда трепетно относились к лебедям, считая их неприкосновенными птицами.

Хочу прочитать цитату С.Сейфуллина, который собрал большой материал о них.

«Прекрасный лебедь, рассекающий гладкую поверхность глубокого серебрянного озера, обрамленного шелестящим, как зеленый шелк, тростником, пробуждает мечты кочевников, ласкает взор. Лебедь гордо и отрешенно плывет над таинственной глубиной, волны которой обнимают его грудь. Трубя звонкую песню, плещется он в алмазных брызгах, затем белые красавцы ныряют в холодную прозрачную глубину и рвут молодые листья камыша. Колыхающихся подводных растений, чтобы после снова нежно курлыкать от радости жизни. Они отдыхают за плотной как занавеска новобрачных, зеленой стеной камыша и рогоза. Невинные и прекрасные чистые птицы с серебряным мелодичным голосом украшают озеро, делают его привлекательным. Кочевник-казах, выросший и живущий в объятиях чудесной природы, превращает лебедя в символ чистоты, благородства, безупречной красоты».


P.S. Природа беззащитна, человек остается в ответе за все его окружающее. И я думаю, что ни у кого из вас после сегодняшнего урока не поднимется рука ,на это прекрасное создание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

Автор: Абдугаликова Карлыгаш Максутовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190411


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства