Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цель:Добиться осмысленного восприятия идейно-художественного содержания рассказа; развивать творческое мышление, умение излагать свои мысли, обобщать, выделять главное;воспитывать любовь к природе, милосердие, чувства сострадания «к братьям нашим меньшим».
Тип урока: комбинированный
Методы: «Стратегия критического мышления через чтение и письмо»
Приемы: беседа, анализ текста, чтение, устные выступления учащихся.
Формы организации учебной деятельности: (коллективная, групповая, индивидуальная)
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание;
Оборудование: портрет Д.Н. Мамина-Сибиряка, иллюстрации к рассказу, музыка, жетоны.
Подготовка к уроку: подготовить биографию Мамина-Сибиряка.
Эпиграф: «Нежнее в мире нет любви, чем лебединая любовь»
Структура урока:
І.Ориентировочно-мотивационный этап.
1.Организационный этап.
- Сегодня у нас гости! Мы спокойны, мы уверены в себе. Урок пройдет удачно, успехов нам! Присаживайтесь.
2. Психонастрой.
- Давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок.
(у вас на столе жетоны, поднимите тот, что соответствует вашему настроению)
? - радостное
? - грустное
? - мне не здоровится, я болею
(хорошо, спасибо)
- А теперь ваша подготовка к уроку.
? - я готов к уроку
? - я готов к уроку, но не уверен;
? - я не готов к уроку.
- Мы работаем в режиме стратегии «Критическое мышление через чтение и письмо».
Класс разделен на две группы:
1группа:
2 группа:
-Перед вами оценочные бланки. Спикеры команд проставляют в них оценки
ІІ.2. Проверка домашнего задания.
- Что вы знаете о Мамине – Сибиряке?
(хорошо, спасибо, вы отлично справились с домашним заданием)
ІІІ.Актуализация знаний.
1.- А какие его произведения вы помните?
-« Серая шейка»
-« Аленушкины сказки»
-« Приваловские миллионы»
-« Волки»
-« Вертел»
2. – Какие ассоциации возникают у вас к слову Лебедь?
(символ красоты, гордая птица, царь-птица, поэтический образ, символ верности)
-Прекрасно. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Мозговая атака
-Лебедь
-Гордая птица
-Царь-птица
-Как называют человека, у которого нет родителей?
-Сирота
-А сироту, которого усыновили?
-Приемыш
-Правильно, тема нашего урока Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»
3.-Какую цель поставим сегодня перед собой?
а) познакомиться с рассказом Д.Мамина-Сибиряка «Приемыш»
б)понять идейное содержание рассказа;
в)проанализировать рассказ.
(прекрасно, спасибо)
-Эпиграфом к уроку станут слова Роберта Рождественского:
«Не навреди, человек
Ни березе, ни морю,
Влажной тропинке и птице,
Летящей во тьму».
І?. Формирование новых знаний.
У вас на столах лежат вопросы, каждая группа читает свою часть и отвечает на вопросы.
(режим работы в парах, групповой)
Задание 1 группе:
1.Назовите главных действующих лиц в рассказе?
В рассказе главные действующие лица:
Соболька, Лебедь, Тарас, автор.
2.С каким чувством Тарас произносит слово «гуляка»?
Тарас произносил слово «гуляка» с нежностью, с любовью.
3.Откуда Тарас достал лебедя?
Охотники застрелили лебедя с лебедушкой, он остался один. Тарас подумал, что он пропадет и поймал его.
4.Подружился ли лебедь с Соболькой?
Да,сначала он боялся, а потом привык.
5.Почему автор сравнивает Тараса с ребенком?
Потому что только дети могут искренне смеяться от души.
6.Каким предстает Тарас в этой части рассказа?
Тарас в первой части рассказа предстает добрым, заботливым, любящим животных.
7.За что автор любил Тараса?
Тарас очень хорошо рассказывал, много знал, он был хороший и умный старик.
8.Озаглавьте І часть.
«Соболько,лебедь и Тарас»
«Близкий человек»
«Жить втроем»
«Хороший человек»
«Дружба»
Задание 2 группе:
1.В какое время года автор вновь попал на Светлое озеро?
Автор снова попал на Светлое озеро поздней осенью, когда выпал первый снег.
2.Каким мы видим Тараса во 2 части?
Он имел утомленный, дряхлый, жалкий вид.
3.О чем рассказал Тарас автору?
О своем горе,как прилетели стая лебедей.Приемыш привязался к ним и улетел с ними вместе.
4.Как автор описывает тоску Приемыша?
Потом вижу, мой Приемыш затосковал. Станет на одну ногу у самой двери и стоит, пока не сгонишь его с места.
5.Почему Тарас думал, что Приемыш пропадает?
Тарас думал, что Приемыш не выдержит перелета, выбъется из сил, отстанет от стада и пропадет.
6.Как писатель описывает прощанье Приемыша с Тарасом?
В последний то раз от берега останавился и как крикнет по- своему! Дескать, спасибо, дедушка, за хлеб, за соль.! Первое время сильно тосковали, по ночам казалось, что Приемыш у берега крылышками хлопает.
7.Как вы назовете свою часть?
«Опять один»
«Приемыш улетел»
«Тоска лебедя»
«Рассказ про свое горе»
(Хорошо, вы отлично справились с заданием)
V. Физминутка
VІ. Закрепление новых знаний.
1.Составьте синквейн(пятистишие) к слову «Лебедь»
(режим работы групповой)
1группа:
1.лебедь
2. белый, чистый
3. плавает, летает, поет,
4.ждет свою любимую
5. верный
2группа:
1.лебедь
2. нежный, красивый
3. плавает, сторонится, тоскует
4.спасибо, дедушка, за хлебом, за соль.!
Лебедь-очень сильная и храбрая птица. Он смело вступает в бой не только с хищными птицами, но и с лисицами и собаками. Ударами своих огромных крыльев и клюва лебедь способен даже их убить. В начале июня у лебедей выводятся птенцы. Нескладными и некрасивыми появляются на свет лебедята. Они грязно-серого цвета, неуклюжи и беспомощны – первые дни не могут ничего есть. Не беда! Потом из них вырастут красивые, гордые птицы.
VІІ. Контроль.
Напишите мне письмо-эссе о сегодняшнем уроке.
(режим работы индивидуальный)
Спасибо, спикеры групп оцените работы своих товарищей.
VІІІ. Рефлексия.
1.Что для себя вы взяли с этого урока?
-Нельзя обижать лебедей;
-Надо помогать птицам и животным;
-Если к птицам относиться хорошо, то они будут нашими друзьями;
-Надо заботиться о птицах.
2.Интересен ли мне Мамин – Сибиряк, буду ли я читать его рассказы?
ІХ. Оценивание.
Д\з:Задание 1 группе.
-Найдите материал и подготовьте сообщение о детском писателе Анатолии Алексине.
Задание 2 группе.
-Подготовьте сообщение о артистах Казахстана.
-Прочитать рассказ «Актриса».
Вывод:
Известно, что казахи всегда трепетно относились к лебедям, считая их неприкосновенными птицами.
Хочу прочитать цитату С.Сейфуллина, который собрал большой материал о них.
«Прекрасный лебедь, рассекающий гладкую поверхность глубокого серебрянного озера, обрамленного шелестящим, как зеленый шелк, тростником, пробуждает мечты кочевников, ласкает взор. Лебедь гордо и отрешенно плывет над таинственной глубиной, волны которой обнимают его грудь. Трубя звонкую песню, плещется он в алмазных брызгах, затем белые красавцы ныряют в холодную прозрачную глубину и рвут молодые листья камыша. Колыхающихся подводных растений, чтобы после снова нежно курлыкать от радости жизни. Они отдыхают за плотной как занавеска новобрачных, зеленой стеной камыша и рогоза. Невинные и прекрасные чистые птицы с серебряным мелодичным голосом украшают озеро, делают его привлекательным. Кочевник-казах, выросший и живущий в объятиях чудесной природы, превращает лебедя в символ чистоты, благородства, безупречной красоты».
P.S. Природа беззащитна, человек остается в ответе за все его окружающее. И я думаю, что ни у кого из вас после сегодняшнего урока не поднимется рука,на это прекрасное создание.