Тема: Д. Н. Мамин- Сибиряк. « Приемыш».
Цель:1. Расширить знания детей о творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка.
2. Отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; учить анализировать характеры и поступки героев, пользоваться словарем .Развивать память , речь, мышление.
3. Прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Ход урока.
1.Организация класса.
2.Сообщение темы и цели урока.
- Мы с вами на прошлом уроке закончили изучение «Поэтической тетради». Произведение каких поэтов мы читали?
А сегодня приступаем к изучению новой , интересной темы , которая называется так : (на доске –Природа и мы.)
-Как вы понимаете это название? О чем и о ком будут произведения , которые нам предстоит изучить?
( На доске рисунки детей о взаимосвязи природы и человека.)
-Что вы хотели передать своими рисунками?
-Да, ребята, все мы –и дети и взрослые –дети одного большого царства природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего с вами диалога при изучении данной темы.
-Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами , тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь.
-А начнем мы с речевой разминки .( зарядка для глаз )
Подарили собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили,
Очень славного щенка.
Он малюсенький пока…
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках.
Подрастет щеночек мой-
Он поправдашний, живой.
( И. Токмакова. )
-Прочитайте вполголоса.
-С интонацией удивления.
-С интонацией восхищения.
-С ускорением.
-С замедлением.
-Шепотом.
-Выразительно.
-Ребята, как вы понимаете чувства рассказчика?
-Дарили ли вам такие подарки?
-Что при этом вы испытывали?
-Что стало с этим подарком?
( рассказы детей)
-Да, когда животные маленькие, они все хорошие и милые. Но когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло?
( ответы детей)
-Правильно, самое главное – не забывать о своих питомцах, окружать их заботой и вниманием.
-А чтобы узнать , кто автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, надо решить кроссворд. Слова- отгадки -это слова, обозначающие предметы живой природы.
Дед в шубу одет,
Наружу мех.
2.Неговорит. не поет
А кто к хозяину идет
Она знать дает.
3.В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий, весь день хлопочет
Себе город строит.
4.Лежит под плетнем
И крутит хвостом
Ничего не болит
А все стонет.
5.Днем спит
Ночью летает
Прохожих пугает.
-Что получилось в рамке?
-Мамин.
-Правильно, сегодня мы будем читать рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка « Приемыш» Настоящая его фамилия-Мамин. Сибиряк-это его псевдоним. А о творчестве этого писателя нам расскажет..
-А на этой выставке вы видите книги., которые мы либо уже читали, либо те, которые вы сможете прочитать, если обратитесь в библиотеку.
-Ребята, чтобы при прочтении рассказа нам все было понятно, проведем словарно-лексическую работу.
-Вы уже знаете. Что если в тексте встречаются слова в голубой рамочке. Надо найти значение слова в словарике учебника.
-А какие еще словари вы знаете?
( орфографический, толковый ,антонимов, синонимов)
-Для чего нужны эти словари?
-Вот мы сейчас при помощи словарей найдем лексическое значение слов:
Доспехи, протока, муштровать, сайма.
-Подберите синонимы к словам:
Грезилось, схиреет, ремесло, оригинальный.
-А к этим словам – антонимы:
Утомленный, особенн
Физминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И читать друзья начните.
-Ну а теперь начнем читать, вы внимательно слушайте , а после чтения ответите на вопрос:
-Почему автор назвал свой рассказ « Приемыш»?
(чтение учащихся и учителя).
-Вы обратили внимание на то, что при чтении последней части текста я включила музыку. Это было произведение П. И. Чайковского из цикла « Времена года». В цикле 12 пьес, по числу месяцев в году.
-Как вы думаете, какому времени года посвящена эта пьеса?
( осени)
Почему вы так считаете? Что вы услышали в этих звуках?
( шелест листьев, увядание природы)
-Почему эта пьеса может быть иллюстрацией к последней части « Приемыша» ?
( там говорится о поздней осени)
-Хорошо. Это произведение так и называется « Осенняя песенка».
-Ну а теперь я хочу услышать ответ на вопрос , который задала перед чтением
(Ответы детей)
-Как вы думаете, почему Тарас отпустил птицу, хотя и он и Соболько очень привязались к лебедю?
( он очень любил лебедя и хотел, чтобы ему было лучше.)
-Правильно, Тарас хорошо понимал природу животных, ведь он всю жизнь провел среди них. Он понимал, что как бы ему не было трудно, но лебедь должен быть в своей стае.
-Есть замечательная сказка А. Экзюпери « Маленький принц», в ней есть строки, которые вы должны запомнить: «Зорко одно лишь сердце. Мы в ответе за тех, кого приручили.»