kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чудо поэзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте! Мне всегда нравились стихи поэтессы. И далее буду  работать над стихами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чудо поэзии»

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №5 г.Кызыла

Чудо поэзии, или Необычное в обычном

(по лирике Новеллы Матвеевой)

Цель урока: знакомство детей с жизнью и творчеством поэтессы Новеллы Матвеевой.

Планируемые результаты обучения:

обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять специфику стихотворного текста;

  • Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • Демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения;

  • Определять последовательность событий и составлять постой план текста;

  • Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

  • Осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Основные понятия:метафора, эпитет, олицетворение, образное сравнение, поэзия, лирический герой.

Межпредметные связи:окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:песня Золушки «Ночь, ночь новогодняя…» в исполнении Новеллы Матвеевой; песня на стихи автора «Девочка и пластилин», П.И.Чайковский «Времена года.Апрель.»; презентация.





























Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД

(самоопределение)

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Целеполагание

Личностные УУД

(освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу)

-Что такое чудо?

-Что испытывает человек при встрече с чудом?

-Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?

-Мы сегодня прикоснёмся к чудесному. К чуду поэзии. Какая цель урока ? Поможет нам в этом поэзия удивительного автора-Новеллы Матвеевой.


-Необычное, небывалое,чудесное,

волшебное,фантастическое и т.д.

-Восторг, радость, счастье.

-Будем учиться слышать и видеть его. Понимать, как оно рождается.

Актуализация знаний

Познавательные УУД (умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде)

Чтобы лучше понять замысел поэтессы, изучая её творчество, следует немного познакомиться с самой создательницей стихов.

-Вы узнали некоторые факты из биографии Новеллы Матвеевой. Теперь послушайте её голос, посмотрите фотографии и скажите, какими основными качествами , на ваш взгляд, будут наделены стихотворения Новеллы Матвеевой (исполнение песни Золушки «Ночь, ночь новогодняя…»).











-Наверное , это будут очень добрые, нежные и необыкновенно красивые стихотворения.

«Открытие» нового знания детьми

Познавательные УУД (осмысление способов переработки информации, преобразования её)

Личностные УУД

(эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать)

-Сегодня прикоснуться к прекрасному нам поможет стихотворение Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…». Давайте вспомним, какое стихотворение приоткрыло нам дверь в мир поэзии Новеллы Николаевны.

-Послушайте песню на стихи автора.

-Мы уже проводили с вами литературные исследования.

Сегодня нам предстоит продолжить эту работу.Давайте попробуем почувствовать себя настоящими литературоведами и посмотреть на стихотворение Новеллы Николаевны Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» глазами самых внимательных читателей и ценителей искусства. В конце нашего разговора постарайтесь определить настроение этого стихотворения и понять, какие чувства хотела пробудить в читателе Новелла Николаевна.

(Чтение стихотворения).






Стихотворение «Девочка и пластилин».


Слушают песню «Девочка и пластилин».













Слушают стихотворение Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…», определяют настроение этого стихотворения.


Словарная работа

Познавательные УУД (осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения:поиск фактов и неизвестных слов)

-А теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно, чтобы понять, есть ли в нём слова, незнакомые вам.

Лощина-неизменность, низко расположенная долина.

Слюда-слоистый минерал, в чистом виде выглядит как стекло Его структура –слоистые кристаллы.

Конопатый-покрытый крапинками.

Читают текст стихотворения с целью поиска незнакомых слов.

Слова:лощина, конопатый, слюда.

Физкультминутка

Личностные УУД (проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения).

-Закройте глаза. Попробуйте представить себе, как через мох (ваши ноздри) в легкие леса входит воздух, как лес медленно вдыхает и выдыхает.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Первичное закрепление

Регулятивные УУД

(планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей)

-Прежде всего , давайте определим, от чьего лица общается нами автор.

-То есть все, что мы видим в стихотворении , мы видим глазами лирического героя (героини? В конце урока попробуйте определить настроение лирической героини, а может быть, даже её характер.

-От первого лица: «Я прутиком разбила лёд ручья».

Самостоятельная работа с проверкой (работа в парах)

Регулятивные УУД

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно)

Коммуникативные УУД

(оформление своих мыслей в устной и письменной форме)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной и письменной форме)

Познавательные УУД

(уметь применять простейшие приемы анализа различных видов текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение , метафора), выражающие отношение автора к герою, событию)

Коммуникативные УУД

(применение навыков работы в группе , пооперационный контроль учебной работы, как своей , так и своего товарища).


На данном этапе проходит поисково-исследовательская деятельность

Коммуникативные УУД(построение речевого высказывания в устной форме с помощьюучителя)

Познавательные УУД

(понимание смысла текста; осмысление возможности применить первоначальные способы поиска информации)

Изобразительные средства языка.Работа в парах

-Перед работой возьмите оценочные листы и дайте диагностическую оценку тому, как вы хорошо умеете находить выразительные средства.


-Обратите внимание на особенности языка в стихотворении.Найдите высокопарное словосочетание «умерит муку». А теперь обратите внимание на характерные для разговорного стиля слова: «конопатый», «прутик» или «стянул» (вместо «взял без спроса»). Как вы думаете, для чего автор ставит рядом эти слова, явно смешивая стили?



-Какие интересные эпитеты хочется отметить, перечитывая это стихотворение?









-«Ручей виноватый».Чем необычен этот эпитет?




-Образное сравнение-сравнение, в котором присутствуют два объекта (сравниваемый и тот, с которым сравнивают).

Давайте обратим наше внимание на обилие образных сравнений. Найдите их.






-А сколько здесь интересных сравнений, связанных со льдом!Найдите их!

-А сейчас попробуем в тексте стихотворения найти метафоры.

Итак, где же в стихотворении метафора?

-Каким воображением , какой наблюдательностью должен обладать лирический герой Новеллы Матвеевой, чтобы точно почувствовать этот нежный момент рождения весны!

А ведь это не просто весна! Не просто природа.Это живой организм.Используя приём олицетворения, поэтесса заставляет нас поверить в чудо-в чудо рождения Весны. Давайте и мы сейчас попробуем вместе с Новеллой Николаевной почувствовать жизнь природы. Найдите в стихотворении моменты, где автор использует приём олицетворения.

Осуществляют предварительную оценку в оценочных листах.









-Видимо, поэтесса , любуясь природой, преклоняется перед ней, перед временем. И одновременно Новелла Николаевна чувствует природу, видит в ней своего друга.

-«Сочащийся надрез», «снег конопатый», «ручей виноватый».




Здесь о ручье поэтесса говорит, как о провинившемся ребёнке, используя приём олицетворения.

-Ручей протягивает свою струю-руку для того, чтобы «стянуть…кусок коры, хвоинку-что-нибудь, что первых поисков умерит муку».Мы видим, как ручей волнуется, испытывает чувства, словно он живой.И лес дышит «ноздрями мха».Или вот ещё:»Краснеет пня сочащийся надрез…».Создается ощущуение раны в теле живого существа.

- «Ручей надбил скорлупу льда», «лёд на воде не толще паутины».

-Лучи в ветвях плетут свои корзины». (Солнечные блики автор сравнивает с корзинками.)

Работа с текстом после чтения

Личностные УУД

(оценивают жизненные ситуации с точки зрения эстетических ценностей)

Познавательные УУД

(использование разных видов чтения:сплошного , выборочного, с комментированием)

Коммуникативные УУД

(поиск ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и различной информации)

Регулятивные УУД

(оценка правильности выполнения дейстия на уровне адекватной ретроспективной оценки)

-Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и попробуем почувствовать, как на твёрдый снежный наст падают капли воды.


-Попробуйте понаблюдать, как при помощи обилия звуков [у] автор заставляет нас почувствовать переживания, муку ручья, стремящегося вырваться на волю из ледяного плена.







-Вместе с необыкновенно мягкими лирическими нотками в стихотворении явно чувствуются динамичность, радость.Как вы думаете, почему?

-Действительно , в стихотворении чувствуется присутствие двух настроений: необыкновенной нежности и любви поэтессы к всему лирическому герою, с одной стороны, и бодрого, этакой игривостью, с другой.


-Возьмите снова оценочный лист и дайте оценку своей работе.





-Можно ли по этому стихотворению создать фильм, или автор изображает застывшую картинку?



Перечитывают стихотворение с целью поиска аллитерации.

-Снег-г-г, слюд-д-да, капелл-ь-л-ль.Так и слышится: «Динь-диль-дон».

-Стяну-у-ть, у-у-мерит му-уку , протяну-у-ул ру-у-уку.







Высказывают свои предположения.











Дети осуществляют самооценку и фиксируют конечный результат своей работы по выявлению выразительных средств.

-Это не застывшая картина.Здесь можно создать несколько кадров с описанием, но здесь есть и повествование.Например, когда писательница рассказывают о ручье.

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД

(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

Личностные УУД

(формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру)

Познавательные УУД

(использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план)

-Тогда давайте попробуем смонтировать фильм к этому стихотворению.

-Итак, какие строки нам помогут создать первый кадр?

-Какое название можно дать этому слайду?


-Какие слова мы выделим голосом?


-Давайте подберём нужную картинку для этой части фильма.









Второй кадр «Ручей».

-Где в этом отрывке следует поставить логическое ударение?



Ответы детей.

-«В лощинах снег, слоистый, как слюда, от падающих капель конопатый».


-Слоистый, конопатый.


Детям предлагается для обсуждения несколько зарисовок «Снег в лощине». После обсуждения всех «за» и «против» выбирается картинка, наиболее соответствующая авторскому тексту.







Коммуникативные УУД

(оформление при ответе на вопрос своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание , рассуждение) с опорой на авторский текст)

Смотри!-ручей надбил скорлупку льда.

И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

Уже струю он протянул, как руку.

Кусок коры, хвоинку-что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку.

-Прежде чем подобрать картинку к этому сюжету, давайте определим характер ручья. Кого он вам напоминает?

-При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только «вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.
-При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.

-Автор обращается к кому-то, говоря:»Смотри!». Как вы думаете , кто этот «кто-то»:ещё один персонаж стихотворения, которого нам нужно поместить на нашем слайде, или это мы-внимательные читатели этого произведения? (Выбор картинки из предложенной серии).

ТРЕТИЙ КАДР «ПЕНЬ». «Краснеет пня сочащийся надрез».







Четвертый кадр «Лучи в ветвях».

«Лучи в ветвях плетут свои корзины».


-Надбил, спрятался, стянуть, протянул.







-«Надбил скорлупку»-вылупляющийся птенец; «хотел стянуть…что-нибудь, что первых поисков умерит муку»-несмышленый любопытный малыш.




-Скорее всего, поэтесса обращается к нам. Её преполняют эмоции, и она непременно хочет поделиться ими с читателями.



Детям предлагаются картинки, где пень изображён ранней весной, летом, зимой, осенью.Ученики объясняют, на что они ориентируются, выбирая картинку. Детям предлагаются картинки, с изображением деревьев, освещенных солнцем.Ориентируясь на содержание и настроение стихотворения, учащиеся выбирают картинку.



Пятый кадр «Мох в лесу». «Ноздрями мха свободно дышит лес».

-Здесь сначала давайте попробуем нарисовать словесную картинку, а потом выберем подходящее изображение для нашего фильма.

-Почему поэтесса выбрала слово «свободно»?.

Шестой кадр «Лёд на воде». «Лёд на воде не толще паутины».


-Опять поэтесса возвращается к воде, к ручью. Может быть, стоит повторить второй слайд?


Седьмой кадр «Бери весну, ручей».

«Я прутиком разбила лёд ручья:бери весну, ручей,-она твоя!».




-Как вы думаете, что хотела сказать Новелла Николаевна словами «разбила лёд…бери весну, ручей…?».


-Может быть, здесь мы подберём две картинки? Первую предложу вас сама:картинка с ломающимся льдом ручья.

А вот вторую придумайте сами.



-Если на всех слайдах фильма были изображения природы самой ранней весной, то последняя картинка, наверное , должна показывать весну, набирающую силу, уверенно шагающую по земле.







Ответы детей.







-Нет, не стоит.Он здесь не подходит, т.к. в первом случае делался упор на саму воду ручья, а в картинке второго слайда мы хотели показать игривое настроение любопытного малыша-ручейка.


-Лирический герой (героиня) как бы прорубила стену, распахнула окошко, впуская весну.





-Весна.Может быть, большая вода.


Дети просматривают весь созданный «фильм» под музыку П.И.Чайковского «Времена года».Апрель».































Использованная литература:

1.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чудо поэзии

Автор: Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "ЧУДО ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ "
    ["seo_title"] => string(22) "chudo-iaponskoi-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "132397"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416332089"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Быть поэтом - это значит...""
    ["seo_title"] => string(22) "byt-poetom-eto-znachit"
    ["file_id"] => string(6) "255285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447907285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Быть поэтом - это значит..." С.Есенин"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-byt-poetom-eto-znachit-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "255287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907774"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Презентация  С.Есенин-120 лет"
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-s-iesienin-120-liet"
    ["file_id"] => string(6) "255288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства