kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чудо поэзии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте! Мне всегда нравились стихи поэтессы. И далее буду  работать над стихами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чудо поэзии»

Монгуш Айлана Кошкар-ооловна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназии №5 г.Кызыла

Чудо поэзии, или Необычное в обычном

(по лирике Новеллы Матвеевой)

Цель урока: знакомство детей с жизнью и творчеством поэтессы Новеллы Матвеевой.

Планируемые результаты обучения:

обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять специфику стихотворного текста;

  • Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

  • Демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения;

  • Определять последовательность событий и составлять постой план текста;

  • Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;

  • Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

  • Осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Основные понятия:метафора, эпитет, олицетворение, образное сравнение, поэзия, лирический герой.

Межпредметные связи:окружающий мир, русский язык.

Ресурсы:песня Золушки «Ночь, ночь новогодняя…» в исполнении Новеллы Матвеевой; песня на стихи автора «Девочка и пластилин», П.И.Чайковский «Времена года.Апрель.»; презентация.





























Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД

(самоопределение)

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Целеполагание

Личностные УУД

(освоение личностного смысла учения, желание продолжать свою учёбу)

-Что такое чудо?

-Что испытывает человек при встрече с чудом?

-Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?

-Мы сегодня прикоснёмся к чудесному. К чуду поэзии. Какая цель урока ? Поможет нам в этом поэзия удивительного автора-Новеллы Матвеевой.


-Необычное, небывалое,чудесное,

волшебное,фантастическое и т.д.

-Восторг, радость, счастье.

-Будем учиться слышать и видеть его. Понимать, как оно рождается.

Актуализация знаний

Познавательные УУД (умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде)

Чтобы лучше понять замысел поэтессы, изучая её творчество, следует немного познакомиться с самой создательницей стихов.

-Вы узнали некоторые факты из биографии Новеллы Матвеевой. Теперь послушайте её голос, посмотрите фотографии и скажите, какими основными качествами , на ваш взгляд, будут наделены стихотворения Новеллы Матвеевой (исполнение песни Золушки «Ночь, ночь новогодняя…»).











-Наверное , это будут очень добрые, нежные и необыкновенно красивые стихотворения.

«Открытие» нового знания детьми

Познавательные УУД (осмысление способов переработки информации, преобразования её)

Личностные УУД

(эмоционально-нравственный отзыв на чувства других людей, умение сопереживать)

-Сегодня прикоснуться к прекрасному нам поможет стихотворение Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…». Давайте вспомним, какое стихотворение приоткрыло нам дверь в мир поэзии Новеллы Николаевны.

-Послушайте песню на стихи автора.

-Мы уже проводили с вами литературные исследования.

Сегодня нам предстоит продолжить эту работу.Давайте попробуем почувствовать себя настоящими литературоведами и посмотреть на стихотворение Новеллы Николаевны Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…» глазами самых внимательных читателей и ценителей искусства. В конце нашего разговора постарайтесь определить настроение этого стихотворения и понять, какие чувства хотела пробудить в читателе Новелла Николаевна.

(Чтение стихотворения).






Стихотворение «Девочка и пластилин».


Слушают песню «Девочка и пластилин».













Слушают стихотворение Новеллы Матвеевой «В лощинах снег, слоистый, как слюда…», определяют настроение этого стихотворения.


Словарная работа

Познавательные УУД (осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения:поиск фактов и неизвестных слов)

-А теперь прочитайте это стихотворение самостоятельно, чтобы понять, есть ли в нём слова, незнакомые вам.

Лощина-неизменность, низко расположенная долина.

Слюда-слоистый минерал, в чистом виде выглядит как стекло Его структура –слоистые кристаллы.

Конопатый-покрытый крапинками.

Читают текст стихотворения с целью поиска незнакомых слов.

Слова:лощина, конопатый, слюда.

Физкультминутка

Личностные УУД (проявление готовности следовать нормам здоровьесберегающего поведения).

-Закройте глаза. Попробуйте представить себе, как через мох (ваши ноздри) в легкие леса входит воздух, как лес медленно вдыхает и выдыхает.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Первичное закрепление

Регулятивные УУД

(планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей)

-Прежде всего , давайте определим, от чьего лица общается нами автор.

-То есть все, что мы видим в стихотворении , мы видим глазами лирического героя (героини? В конце урока попробуйте определить настроение лирической героини, а может быть, даже её характер.

-От первого лица: «Я прутиком разбила лёд ручья».

Самостоятельная работа с проверкой (работа в парах)

Регулятивные УУД

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно)

Коммуникативные УУД

(оформление своих мыслей в устной и письменной форме)

Коммуникативные УУД (оформление своих мыслей в устной и письменной форме)

Познавательные УУД

(уметь применять простейшие приемы анализа различных видов текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение , метафора), выражающие отношение автора к герою, событию)

Коммуникативные УУД

(применение навыков работы в группе , пооперационный контроль учебной работы, как своей , так и своего товарища).


На данном этапе проходит поисково-исследовательская деятельность

Коммуникативные УУД(построение речевого высказывания в устной форме с помощьюучителя)

Познавательные УУД

(понимание смысла текста; осмысление возможности применить первоначальные способы поиска информации)

Изобразительные средства языка.Работа в парах

-Перед работой возьмите оценочные листы и дайте диагностическую оценку тому, как вы хорошо умеете находить выразительные средства.


-Обратите внимание на особенности языка в стихотворении.Найдите высокопарное словосочетание «умерит муку». А теперь обратите внимание на характерные для разговорного стиля слова: «конопатый», «прутик» или «стянул» (вместо «взял без спроса»). Как вы думаете, для чего автор ставит рядом эти слова, явно смешивая стили?



-Какие интересные эпитеты хочется отметить, перечитывая это стихотворение?









-«Ручей виноватый».Чем необычен этот эпитет?




-Образное сравнение-сравнение, в котором присутствуют два объекта (сравниваемый и тот, с которым сравнивают).

Давайте обратим наше внимание на обилие образных сравнений. Найдите их.






-А сколько здесь интересных сравнений, связанных со льдом!Найдите их!

-А сейчас попробуем в тексте стихотворения найти метафоры.

Итак, где же в стихотворении метафора?

-Каким воображением , какой наблюдательностью должен обладать лирический герой Новеллы Матвеевой, чтобы точно почувствовать этот нежный момент рождения весны!

А ведь это не просто весна! Не просто природа.Это живой организм.Используя приём олицетворения, поэтесса заставляет нас поверить в чудо-в чудо рождения Весны. Давайте и мы сейчас попробуем вместе с Новеллой Николаевной почувствовать жизнь природы. Найдите в стихотворении моменты, где автор использует приём олицетворения.

Осуществляют предварительную оценку в оценочных листах.









-Видимо, поэтесса , любуясь природой, преклоняется перед ней, перед временем. И одновременно Новелла Николаевна чувствует природу, видит в ней своего друга.

-«Сочащийся надрез», «снег конопатый», «ручей виноватый».




Здесь о ручье поэтесса говорит, как о провинившемся ребёнке, используя приём олицетворения.

-Ручей протягивает свою струю-руку для того, чтобы «стянуть…кусок коры, хвоинку-что-нибудь, что первых поисков умерит муку».Мы видим, как ручей волнуется, испытывает чувства, словно он живой.И лес дышит «ноздрями мха».Или вот ещё:»Краснеет пня сочащийся надрез…».Создается ощущуение раны в теле живого существа.

- «Ручей надбил скорлупу льда», «лёд на воде не толще паутины».

-Лучи в ветвях плетут свои корзины». (Солнечные блики автор сравнивает с корзинками.)

Работа с текстом после чтения

Личностные УУД

(оценивают жизненные ситуации с точки зрения эстетических ценностей)

Познавательные УУД

(использование разных видов чтения:сплошного , выборочного, с комментированием)

Коммуникативные УУД

(поиск ответов на вопросы с использованием своего жизненного опыта и различной информации)

Регулятивные УУД

(оценка правильности выполнения дейстия на уровне адекватной ретроспективной оценки)

-Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и попробуем почувствовать, как на твёрдый снежный наст падают капли воды.


-Попробуйте понаблюдать, как при помощи обилия звуков [у] автор заставляет нас почувствовать переживания, муку ручья, стремящегося вырваться на волю из ледяного плена.







-Вместе с необыкновенно мягкими лирическими нотками в стихотворении явно чувствуются динамичность, радость.Как вы думаете, почему?

-Действительно , в стихотворении чувствуется присутствие двух настроений: необыкновенной нежности и любви поэтессы к всему лирическому герою, с одной стороны, и бодрого, этакой игривостью, с другой.


-Возьмите снова оценочный лист и дайте оценку своей работе.





-Можно ли по этому стихотворению создать фильм, или автор изображает застывшую картинку?



Перечитывают стихотворение с целью поиска аллитерации.

-Снег-г-г, слюд-д-да, капелл-ь-л-ль.Так и слышится: «Динь-диль-дон».

-Стяну-у-ть, у-у-мерит му-уку , протяну-у-ул ру-у-уку.







Высказывают свои предположения.











Дети осуществляют самооценку и фиксируют конечный результат своей работы по выявлению выразительных средств.

-Это не застывшая картина.Здесь можно создать несколько кадров с описанием, но здесь есть и повествование.Например, когда писательница рассказывают о ручье.

Включение в систему знаний и повторений

Регулятивные УУД

(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

Личностные УУД

(формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру)

Познавательные УУД

(использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов:устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план)

-Тогда давайте попробуем смонтировать фильм к этому стихотворению.

-Итак, какие строки нам помогут создать первый кадр?

-Какое название можно дать этому слайду?


-Какие слова мы выделим голосом?


-Давайте подберём нужную картинку для этой части фильма.









Второй кадр «Ручей».

-Где в этом отрывке следует поставить логическое ударение?



Ответы детей.

-«В лощинах снег, слоистый, как слюда, от падающих капель конопатый».


-Слоистый, конопатый.


Детям предлагается для обсуждения несколько зарисовок «Снег в лощине». После обсуждения всех «за» и «против» выбирается картинка, наиболее соответствующая авторскому тексту.







Коммуникативные УУД

(оформление при ответе на вопрос своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание , рассуждение) с опорой на авторский текст)

Смотри!-ручей надбил скорлупку льда.

И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

Уже струю он протянул, как руку.

Кусок коры, хвоинку-что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку.

-Прежде чем подобрать картинку к этому сюжету, давайте определим характер ручья. Кого он вам напоминает?

-При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только «вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.
-При выборе картинки обратите внимание на то, что ручей только вылупляется», выбираясь из-под скорлупки тонкого льда.

-Автор обращается к кому-то, говоря:»Смотри!». Как вы думаете , кто этот «кто-то»:ещё один персонаж стихотворения, которого нам нужно поместить на нашем слайде, или это мы-внимательные читатели этого произведения? (Выбор картинки из предложенной серии).

ТРЕТИЙ КАДР «ПЕНЬ». «Краснеет пня сочащийся надрез».







Четвертый кадр «Лучи в ветвях».

«Лучи в ветвях плетут свои корзины».


-Надбил, спрятался, стянуть, протянул.







-«Надбил скорлупку»-вылупляющийся птенец; «хотел стянуть…что-нибудь, что первых поисков умерит муку»-несмышленый любопытный малыш.




-Скорее всего, поэтесса обращается к нам. Её преполняют эмоции, и она непременно хочет поделиться ими с читателями.



Детям предлагаются картинки, где пень изображён ранней весной, летом, зимой, осенью.Ученики объясняют, на что они ориентируются, выбирая картинку. Детям предлагаются картинки, с изображением деревьев, освещенных солнцем.Ориентируясь на содержание и настроение стихотворения, учащиеся выбирают картинку.



Пятый кадр «Мох в лесу». «Ноздрями мха свободно дышит лес».

-Здесь сначала давайте попробуем нарисовать словесную картинку, а потом выберем подходящее изображение для нашего фильма.

-Почему поэтесса выбрала слово «свободно»?.

Шестой кадр «Лёд на воде». «Лёд на воде не толще паутины».


-Опять поэтесса возвращается к воде, к ручью. Может быть, стоит повторить второй слайд?


Седьмой кадр «Бери весну, ручей».

«Я прутиком разбила лёд ручья:бери весну, ручей,-она твоя!».




-Как вы думаете, что хотела сказать Новелла Николаевна словами «разбила лёд…бери весну, ручей…?».


-Может быть, здесь мы подберём две картинки? Первую предложу вас сама:картинка с ломающимся льдом ручья.

А вот вторую придумайте сами.



-Если на всех слайдах фильма были изображения природы самой ранней весной, то последняя картинка, наверное , должна показывать весну, набирающую силу, уверенно шагающую по земле.







Ответы детей.







-Нет, не стоит.Он здесь не подходит, т.к. в первом случае делался упор на саму воду ручья, а в картинке второго слайда мы хотели показать игривое настроение любопытного малыша-ручейка.


-Лирический герой (героиня) как бы прорубила стену, распахнула окошко, впуская весну.





-Весна.Может быть, большая вода.


Дети просматривают весь созданный «фильм» под музыку П.И.Чайковского «Времена года».Апрель».































Использованная литература:

1.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Чудо поэзии

Автор: Монгуш Айлана Кошкар-ооловна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "ЧУДО ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ "
    ["seo_title"] => string(22) "chudo-iaponskoi-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "132397"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416332089"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Быть поэтом - это значит...""
    ["seo_title"] => string(22) "byt-poetom-eto-znachit"
    ["file_id"] => string(6) "255285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447907285"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Быть поэтом - это значит..." С.Есенин"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-byt-poetom-eto-znachit-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "255287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907774"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Презентация  С.Есенин-120 лет"
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-s-iesienin-120-liet"
    ["file_id"] => string(6) "255288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907851"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства