kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЧУДО ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНТЕРЕСНЕЙНИЕ СТИХИ - ХОККУ.Как много в них таинственного, интересного, на уроке учитель и обучающиеся окунутся в атмосферу японской философии.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями японской поэзии.

Задачи урока:

  • дать представление о понятии  «японское хокку», раскрыть особенности жанра;
  • формировать  навыки  выразительного чтения и монологической речи учащихся;
  • вызвать интерес у учащихся к японской культуре; 

развивать творческую деятельность воспитанников.

Оборудование:

 - презентация «Чудо японской поэзии»

- раздаточный материал ( чашечки и чайнички)

- иллюстрации и гравюры

- выставка предметов - сувениров  японской  тематики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чудо японской поэзииКОНСПЕКТ»

Чудо японской поэзии

Цель урока:

  • познакомить учащихся с особенностями японской поэзии.

Задачи урока:

  • дать представление о понятии «японское хокку», раскрыть особенности жанра;

  • формировать навыки выразительного чтения и монологической речи учащихся;

  • вызвать интерес у учащихся к японской культуре;

развивать творческую деятельность воспитанников.

Оборудование:

- презентация «Чудо японской поэзии»

- раздаточный материал ( чашечки и чайнички)

- иллюстрации и гравюры

- выставка предметов - сувениров японской тематики



Ход урока:

_Здравствуйте, ребята!

Садитесь на свои места.

Сегодня мы с вами вновь прикоснемся к миру прекрасного – миру поэзии. Это будет поэзия самой загадочной и неповторимой страны – Японии. Наш урок наз. Чудо японской поэзии, но чудо представляет вся страна, с её обычаями, традициями, людьми, культурой…


Мне очень нравится эта страна, и даже хочу вам признаться, я мечтаю побывать в Японии. И мне будет приятно, если сегодня кто – то из вас тоже заинтересуется этой чудесной страной.


- А что вы хотели бы получить от урока? Чему научиться?

( ученики формулируют цели и задачи урока)


Я просила вас почитать о Японии доп. Материал.

***Объявляется конкурс на Лучшего знатока Японии ( приз –тетрадь с иероглифами)

Называйте по одному интересному факту, кто назовёт последний, тот и выиграл!!!


Япония – это: 
• цветущая ветка сакуры - символ Японии; 
• кимоно – национальная одежда, дорогие парадные кимоно-это настоящие произведения искусства; 
• гэта – обувь японцев; 
• бонсаи – карликовые деревья, выращенные с заботой и любовью. Это крохотная копия обычного лесного гиганта, которая может расти в теплице или в горшке на подоконнике, это занятие требует времени и терпения; 
• икебана – искусство составления композиций из цветов; 
• оригами – фигурки, сложенные из бумаги, которые японцы используют как в повседневной жизни, так и в праздники; 
• кокеси - японская деревянная кукла, покрытая росписью, состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке; 
• сумо – национальная борьба, поединок борцов-тяжеловесов; 
• пагоды – сооружения, имеющие вид башни, часто многоярусной; 
• гейша – профессиональная танцовщица, певица, развлекающая посетителей чайных церемоний; 

САД камней

Многие едут в Японию лишь для того, чтобы полюбоваться на Сад камней.

В Саду камней вы ни увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. Однако это место неизменно притягивает к себе туристов и паломников со всего мира, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяющее. Почему?    Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное.

Японцы и симметрия ( не любят, обязательно поправят вазу, если она по центру стола!!)


Молодцы, как много вы узнали!!

(НАГРАЖДЕНИЕ ЗНАТОКА ЯПОНИИ)

А чтобы ещё лучше представить культуру Японии, мы посмотрим танец девочек.

Будем созерцать, наслаждаться, тем самым оздоравливаться –ведь это арт – терапия.

Японцы недаром долгожители!!


***Танец с веерами в исполнении девочек


***Составление кластера ЯПОНИЯ ( НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ УРОКА)

Но такое условие: ЗАПИСЫВАТЬ ТОЛЬКО ЧИСТО ЯПОНСКИЕ СЛОВА, напр. КИМОНО (3- 5 минут на это задание)

Пятёрка тому, кто напишет больше слов!


Представим, что мы – японцы. Как и многое другое, система жестов у японцев совершенно своеобразна


***Динамическая пауза «Мимика и жесты японцев».

(Дети встают около парт)

.

1) Если человек, соединив указательный и большой палец в виде кружка, желает показать, что у него все в порядке «окей», то в Японии это выражает желание получить деньги.

2) Жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом прощания – ладонь обращают от себя и раскачивают ею вперед и назад.

3) А наш жест приветствия – ладонь, обращенная к собеседнику раскачивается влево-вправо – понимается японцами как жест прощания.

4) Говоря «я», европеец укажет на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу.

5) Поза задумчивости в европейской традиции – ладонь у лба. Японец в задумчивости скрещивает руки на груди.

6) Аплодируют японцы ладонями, не направленными по диагонали одна к другой, а вытянутыми прямо.

7) Когда мы хотим намекнуть, что кто-то не в своем уме, то вертим пальцем у виска. Японец в этой ситуации подносит к виску кулак и внезапно разжимает пальцы.

8) Когда японец приставляет указательные пальцы к голове наподобие рожек, то это значит, что кто-то третий, например начальник, зол, как черт.

А теперь проверим, как вы были внимательны, друзья!!! Я называю, а вы – показываете!!!

_Вы хотите получить ДЕНЬГИ…

Аплодируете…

Прощаетесь..

Приглашаете…

Задумались..

Хотите намекнуть, что кто – то не в своём уме..

Говорите о себе я

Ну и что не прозвучало? (зол как черт кто –то третий)


** возникновение и Особенности хокку


- Ребята, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?

(Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают.

Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану.

На каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. И даже к словам!)

Возникновение хокку связано с развитием в XVI веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Более древним видом японской поэзии являются пятистишия – танка. Начальная строфа – хокку " – постепенно обособилась и приобрела самостоятельное значение. Первые такие хокку ценились за техническую изощренность, неожиданность образов, умелую игру слов. Уже во второй половине XVII века произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую. Это превращение связано с именем великого японского поэта Басе (1644–1694).

Басё много странствовал по дорогам Японии, зажигая в сердцах людей любовь к поэзии.

Он говорил своим ученикам: «Учись сосне у сосны, бамбуку – у бамбука. Истину не увидишь, если будешь следовать за собой. «Учиться» - значит проникать в сердцевину вещи; открой её душу, переживи, тогда и родится стих».

-_Однажды его ученик сложил хокку, увидев стрекозу.

Оторви пару крыльев

У стрекозы-

И получится стручок перца.

Басё заплакал:

-Нет это не хокку, ты убил стрекозу, а надо дать жизнь.

Добавь пару крыльев

К стручку перца –

И появится стрекоза.

хокку Басё

Белый волос упал.
Под моим изголовьем 
Не смолкает сверчок.

– Какие чувства испытывает поэт?
– Что помогло вам понять стихотворение?

Ответы: белый волос – скорее седой, упал – пришла старость. Образ сверчка вызывает ассоциацию с осенью, когда поют цикады, сверчки. Осень жизни – это старость, приближение её конца.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. 
Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью , ФИЛОСОФСКИМ смыслом и лаконизмом. 

Может быть, как раз потому, что стихи были очень короткие и хорошо запоминались, знали их и стар и млад. Князья и воины-самураи, купцы и ремесленники, монахи и крестьяне – все грамотные японцы заучивали наизусть хокку, сложенные знаменитыми стихотворцами, а некоторые и сами пробовали сочинять. Любители поэзии хокку часто собирались за чашечкой чая, показывали друг другу свои трехстишия, обсуждали новые книжки. Иногда устраивали состязания: кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про кукушку или про заходящее солнце. Получалось весело и интересно.

Хокку не предназначены для быстрого прочтения. Книгу стихов хокку можно пробежать за короткое время, но в таком случае ничего не поймешь. Хокку требует внимания, размышления, тишины. Стихотворение, состоящее всего из нескольких слов, строится обычно на одной детали, но в нем всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку – это гениальная простота, за которой – постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира.

За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.

– Почему воду надо брать у соседа?

Ответ: потому что вьюнок живой, красивый. Сорвать его – значит погубить, убить.

– Какая черта японцев отразилась в этих стихах?



Рассказ о Тиё.( сообщение ученика)

Недосказанность хокку даёт возможность сотворчества, соавторства – додумать!

***Соавторство

Прошло уж десять лет,

А кажется – вчера его не стало…

Добавьте

Варианты ответов:

  1. Не утихает боль!

  2. Плакучей ивы тень!

  3. Осиротели мы!

Не будет в хокку никогда конкретного описания чувств – сравнить с Ахматовой:

Я на правую руку надела перчатку слевой руки…(волнение)

Слайд «соавторство»

***Задание «Чайная церемония» ( РАЗДАТЬ чашечки и чайнички)

Хокку разделено на 3 строки, задание – собрать

1строка – всегда у чайничка,он - главный, а 2 и 3 – у чашечек, работаем, ищем единство трёх строк! Работа в группах.

ФИНАЛ:

На рабочем листе – допишите мудрое изречение!!!

Спасибо всем за урок!



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЧУДО ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ

Автор: Крылова Елена Владимировна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства