Чудо японской поэзии
Цель урока:
Задачи урока:
дать представление о понятии «японское хокку», раскрыть особенности жанра;
формировать навыки выразительного чтения и монологической речи учащихся;
вызвать интерес у учащихся к японской культуре;
развивать творческую деятельность воспитанников.
Оборудование:
- презентация «Чудо японской поэзии»
- раздаточный материал ( чашечки и чайнички)
- иллюстрации и гравюры
- выставка предметов - сувениров японской тематики
Ход урока:
_Здравствуйте, ребята!
Садитесь на свои места.
Сегодня мы с вами вновь прикоснемся к миру прекрасного – миру поэзии. Это будет поэзия самой загадочной и неповторимой страны – Японии. Наш урок наз. Чудо японской поэзии, но чудо представляет вся страна, с её обычаями, традициями, людьми, культурой…
Мне очень нравится эта страна, и даже хочу вам признаться, я мечтаю побывать в Японии. И мне будет приятно, если сегодня кто – то из вас тоже заинтересуется этой чудесной страной.
- А что вы хотели бы получить от урока? Чему научиться?
( ученики формулируют цели и задачи урока)
Я просила вас почитать о Японии доп. Материал.
***Объявляется конкурс на Лучшего знатока Японии ( приз –тетрадь с иероглифами)
Называйте по одному интересному факту, кто назовёт последний, тот и выиграл!!!
Япония – это:
• цветущая ветка сакуры - символ Японии;
• кимоно – национальная одежда, дорогие парадные кимоно-это настоящие произведения искусства;
• гэта – обувь японцев;
• бонсаи – карликовые деревья, выращенные с заботой и любовью. Это крохотная копия обычного лесного гиганта, которая может расти в теплице или в горшке на подоконнике, это занятие требует времени и терпения;
• икебана – искусство составления композиций из цветов;
• оригами – фигурки, сложенные из бумаги, которые японцы используют как в повседневной жизни, так и в праздники;
• кокеси - японская деревянная кукла, покрытая росписью, состоит из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы, выточенных на токарном станке;
• сумо – национальная борьба, поединок борцов-тяжеловесов;
• пагоды – сооружения, имеющие вид башни, часто многоярусной;
• гейша – профессиональная танцовщица, певица, развлекающая посетителей чайных церемоний;
САД камней
Многие едут в Японию лишь для того, чтобы полюбоваться на Сад камней.
В Саду камней вы ни увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Собственно, весь сад - это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. Однако это место неизменно притягивает к себе туристов и паломников со всего мира, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяющее. Почему? Особый секрет таит в себе расположение камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать - последний, пятнадцатый, камень остается "скрытым". Для философа Сад камней - метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное.
Японцы и симметрия ( не любят, обязательно поправят вазу, если она по центру стола!!)
Молодцы, как много вы узнали!!
(НАГРАЖДЕНИЕ ЗНАТОКА ЯПОНИИ)
А чтобы ещё лучше представить культуру Японии, мы посмотрим танец девочек.
Будем созерцать, наслаждаться, тем самым оздоравливаться –ведь это арт – терапия.
Японцы недаром долгожители!!
***Танец с веерами в исполнении девочек
***Составление кластера ЯПОНИЯ ( НА РАБОЧЕМ ЛИСТЕ УРОКА)
Но такое условие: ЗАПИСЫВАТЬ ТОЛЬКО ЧИСТО ЯПОНСКИЕ СЛОВА, напр. КИМОНО (3- 5 минут на это задание)
Пятёрка тому, кто напишет больше слов!
Представим, что мы – японцы. Как и многое другое, система жестов у японцев совершенно своеобразна
***Динамическая пауза «Мимика и жесты японцев».
(Дети встают около парт)
.
1) Если человек, соединив указательный и большой палец в виде кружка, желает показать, что у него все в порядке «окей», то в Японии это выражает желание получить деньги.
2) Жест приглашения у японцев совпадает с нашим жестом прощания – ладонь обращают от себя и раскачивают ею вперед и назад.
3) А наш жест приветствия – ладонь, обращенная к собеседнику раскачивается влево-вправо – понимается японцами как жест прощания.
4) Говоря «я», европеец укажет на собственную грудь, японец приложит указательный палец к своему носу.
5) Поза задумчивости в европейской традиции – ладонь у лба. Японец в задумчивости скрещивает руки на груди.
6) Аплодируют японцы ладонями, не направленными по диагонали одна к другой, а вытянутыми прямо.
7) Когда мы хотим намекнуть, что кто-то не в своем уме, то вертим пальцем у виска. Японец в этой ситуации подносит к виску кулак и внезапно разжимает пальцы.
8) Когда японец приставляет указательные пальцы к голове наподобие рожек, то это значит, что кто-то третий, например начальник, зол, как черт.
А теперь проверим, как вы были внимательны, друзья!!! Я называю, а вы – показываете!!!
_Вы хотите получить ДЕНЬГИ…
Аплодируете…
Прощаетесь..
Приглашаете…
Задумались..
Хотите намекнуть, что кто – то не в своём уме..
Говорите о себе я
Ну и что не прозвучало? (зол как черт кто –то третий)
** возникновение и Особенности хокку
- Ребята, как вы думаете, почему такой жанр, как хокку, зародился именно в Японии?
(Японцы очень наблюдательны и любопытны. Они все замечают.
Они любят все маленькое: деревья, камни, икебану.
На каждого японца приходится всего несколько квадратных метров земли, поэтому они бережно относятся ко всему. И даже к словам!)
Возникновение хокку связано с развитием в XVI веке в Японии шуточной поэзии хайкай. Более древним видом японской поэзии являются пятистишия – танка. Начальная строфа – хокку " – постепенно обособилась и приобрела самостоятельное значение. Первые такие хокку ценились за техническую изощренность, неожиданность образов, умелую игру слов. Уже во второй половине XVII века произошел переход хокку из шуточной поэзии в лирическую. Это превращение связано с именем великого японского поэта Басе (1644–1694).
Басё много странствовал по дорогам Японии, зажигая в сердцах людей любовь к поэзии.
Он говорил своим ученикам: «Учись сосне у сосны, бамбуку – у бамбука. Истину не увидишь, если будешь следовать за собой. «Учиться» - значит проникать в сердцевину вещи; открой её душу, переживи, тогда и родится стих».
-_Однажды его ученик сложил хокку, увидев стрекозу.
Оторви пару крыльев
У стрекозы-
И получится стручок перца.
Басё заплакал:
-Нет это не хокку, ты убил стрекозу, а надо дать жизнь.
Добавь пару крыльев
К стручку перца –
И появится стрекоза.
хокку Басё
Белый волос упал.
Под моим изголовьем
Не смолкает сверчок.
– Какие чувства испытывает поэт?
– Что помогло вам понять стихотворение?
Ответы: белый волос – скорее седой, упал – пришла старость. Образ сверчка вызывает ассоциацию с осенью, когда поют цикады, сверчки. Осень жизни – это старость, приближение её конца.
Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения.
Хокку – это особая форма трёхсложной лирической миниатюры без рифмы со строго определённым количеством слогов в строке (5-7-5), отличающаяся выразительностью , ФИЛОСОФСКИМ смыслом и лаконизмом.
Может быть, как раз потому, что стихи были очень короткие и хорошо запоминались, знали их и стар и млад. Князья и воины-самураи, купцы и ремесленники, монахи и крестьяне – все грамотные японцы заучивали наизусть хокку, сложенные знаменитыми стихотворцами, а некоторые и сами пробовали сочинять. Любители поэзии хокку часто собирались за чашечкой чая, показывали друг другу свои трехстишия, обсуждали новые книжки. Иногда устраивали состязания: кто лучше сочинит стихотворение про стрекозу, про кукушку или про заходящее солнце. Получалось весело и интересно.
Хокку не предназначены для быстрого прочтения. Книгу стихов хокку можно пробежать за короткое время, но в таком случае ничего не поймешь. Хокку требует внимания, размышления, тишины. Стихотворение, состоящее всего из нескольких слов, строится обычно на одной детали, но в нем всегда заложена возможность более полного развития темы. Простота хокку – это гениальная простота, за которой – постоянная работа души, обостренная чуткость восприятия мира.
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.
– Почему воду надо брать у соседа?
Ответ: потому что вьюнок живой, красивый. Сорвать его – значит погубить, убить.
– Какая черта японцев отразилась в этих стихах?
Рассказ о Тиё.( сообщение ученика)
Недосказанность хокку даёт возможность сотворчества, соавторства – додумать!
***Соавторство
Прошло уж десять лет,
А кажется – вчера его не стало…
Добавьте
Варианты ответов:
Не утихает боль!
Плакучей ивы тень!
Осиротели мы!
Не будет в хокку никогда конкретного описания чувств – сравнить с Ахматовой:
Я на правую руку надела перчатку слевой руки…(волнение)
Слайд «соавторство»
***Задание «Чайная церемония» ( РАЗДАТЬ чашечки и чайнички)
Хокку разделено на 3 строки, задание – собрать
1строка – всегда у чайничка,он - главный, а 2 и 3 – у чашечек, работаем, ищем единство трёх строк! Работа в группах.
ФИНАЛ:
На рабочем листе – допишите мудрое изречение!!!
Спасибо всем за урок!