Коробейникова Н.А.
Солоновская средняя школа
Катон-Карагайский район
Восточно-Казахстанская область
Вечер-портрет
« Быть поэтом – это значит…»
/ С. А. Есенин /
Цель мероприятия:
-познакомить учащихся с биографией поэта, как одного из классиков русской литературы; -развивать чувство прекрасного, учить правильному чтению стихов;
-прививать любовь к поэзии и родному краю
Оформление: интерактивная доска, слайды/ портрет, фото, иллюстрации,/ рисунки,
Кн. выставка: «Живая душа России», свечи, цветы.
Ход мероприятия.
Биб-рь: Наша встреча посвящена 120-летию со дня рождения замечательного русского поэта- Сергея Александровича Есенина.
Но прежде чем начать мероприятие, я раздам вам анкету в которой вы выразите своё мнение о данном мероприятии.
Звучит музыка к романсу «Не жалею, не зову, не плачу.»/ проец. название мероприятия/
1 вед. Поэзия Сергея Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Она мудра - как жизнь народа; бессмертна – как история рода человеческого.
/проец.портрет С.Есенина/
2вед. Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою…
Сергей Есенин родился в 1895 году, 3 октября, в Рязанской губернии, в селе Константинове./фото дома Есениных/ Его родители были простые русские крестьяне (проец. фото родителей) С двух лет Сергея отдали на воспитание довольно зажиточному деду по матери, (фото деда) у которого было трое взрослых неженатых сыновей. Они в основном и занимались его воспитанием. Ребята, они были озорные и весёлые. В три с половиной года они посадили Сергея на лошадь без седла и пустили её в галоп. В детстве Сергей был неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой и ходил всегда в царапинах. А дед радовался и говорил: «Он так крепче будет» (фото Есенин в детстве среди друзей)
1 вед. Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор,
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтрему всё заживёт»
2 вед. Сергей любил играть в лапту, бабки и городки, целые дни летом проводил он на воле. Он любил бескрайние, поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке и душистой черёмухе, любил цветы и животных. Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет:/проец.природу родного края/
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес
Принакрытые стареньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться
И под этим дешёвеньким ситцем
Ты мила мне, родная выть.
1 вед. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки./ рис. Бабушка с мальчиком./Есенин не только с интересом слушал, но и сам начинал фантазировать и сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
Чтец: стих. «Бабушкины сказки». /проец. иллюстрации к сказке «Конёк горбунок»/
2 вед. Мать поэта, Татьяна Фёдоровна, старалась не баловать, держать в строгости детей, не любила их ласкать и нежить на людях. Наделённая от природы чудесным песенным даром она мастерски исполняла русские народные песни. Топила ли печку, пряла ли, рассказывала сказки и обязательно пела. В самые трудные минуты поэт обращался к матери, как верному другу.
Чтец: стих «Письмо матери» со слов «Я - по прежнему такой же нежный…» и до слов «…ты одна мне несказанный свет»/ ( фото Есенин с матерью, фото матери)
1 вед. Когда поэту шёл 14 год, родители отдали его в церковно- учительскую школу. Именно здесь он начал своё «сознательное творчество», мечтая всю душу «выплескать в слова». (фото школы, класса) Возле школы была берёзовая роща, туда Есенин часто ходил читать и мечтать.
Чтец: стих. «Берёза»/( проец.рис. берёза,)
2.вед. В 1912 году Есенин едет в Москву, считает серьезно заняться учёбой и творчеством. Печататься начал в московском журнале «Млечный путь» И сразу же получил оценку: «Это будет большой, настоящий поэт». В 1916 году вышла первая книга стихов Есенина. Её приняли сразу и очень горячо. С тех пор стихи его часто печатались в журналах, выходили отдельными книгами.
Чтение стих. учащимися «Я обманывать себя не стану…» «Собаке Качалова»./
1 вед. Сергей Есенин очень любил природу – она для него была чудесным и необъятным храмом, в котором всё прекрасно. Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени, нам бесконечно дороги и близки «зеленокосая» есенинская берёзка – любимый образ поэта. Черёмуха у него спит в белой накидке, вербы - плачут, тополя - шепчут, «словно белою косынкой подвязалась сосна», пригорюнились девушки -ели. Природа Есениа живая. Она - любимый герой поэта. Многие стихи Есенина положены на музыку./ романс « Отговорила роща золотая…»/
Чтение стих. учащимися. «Край любимый! Сердцу снятся…», «Зелёная прическа…» «Нивы сжаты, рощи голы…»/ (слайды:картины о природе)
2 вед.В последние годы жизни Есенин задумывает большую поэму о революции, но смерть поэта прервала работу. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам замечательное поэтическое наследие. /романс «Не жалею, не зову, не плачу»/
1 вед. Поэзия Есенина пользуется большой популярностью в Казахстане. Его произведения переводили на казахский язык Кадыр Мырзагалиев, С.Жиенбаев, Г.Орманов, К. Бекхожин и другие.
2 вед. Творчество Есенина оказало большое влияние на развитие и становление казахской поэзии. Много общего можно найти в судьбе и творчестве Есенина и казахского поэта М.Жумабаева. Как и у С.Есенина большое место в лирике М.Жумабаева занимает тема Родины, тема любви, тема одиночества.
«Кругом меня смерть, ни звука,
Один я в широкой пустыне…»
Чтец: стих.М.Жумабаева ( портрет М.Жумабаева )
1 вед. Много общего в творческой биографии С. Есенина и М. Макатаева, талантливейшего казахского поэта. Как и произведения Есенина, его стихи отличаются свежестью, ясностью мысли, большим разнообразием художественных средств. (портрет М.Макатаева)
/Чтец: стих. М.Макатаева «?й, Сергей!»
2 вед. 1925 год был последним годом жизни поэта. 28 декабря 1925 года Есенина не стало. Есенин ушёл из жизни, но живет неповторимое песенное есенинское слово. Сколько людей согрело свои души у чудесного костра поэзии Есенина.
Есенин- это чудо поэзии. О чудесах не говорят. В них надо верить. Читайте, любите, наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина!
Чтец: стих. «До свиданья, друг мой, до свиданья.»/ ( проец.памятник С.Есенину)
Обзор книг с выставки
Библ-рь:
-вот и закончилась наша встреча с замечательным русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Поэтом с большой буквы. Всего 30 лет он прожил на этом свете. Короткая жизнь, но сколько много сделано.Стихи его зовут к добру и свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине. Имя Сергея Есенина будет всегда почитаемо и любимо народом. Я думаю, что после нашей встречи вы возмёте книгу стихов Есенина и прочтете её. Спасибо всем вам за активное участие в проведении мероприятия.
Подведение итогов анкетирования.
Литература:
1. Жизнь Есенина /Сост.С.П.Кошечкина.-М.: Правда,1988.-608с.,8 л.ил.
2.Эвентов И.С. Сергей Есенин –М.:Просвещение,1987.-159с.,ил.
3. Коржан В.В. Есенин и народная поэзия- Ленинград: Наука,1969.-197с.
4.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Поэт. Человек. Кн. для учителя.- М.:Просвещение,1973
5. Кошечкин С.П. Жизнь Есенина – М.: Правда,1988
6. Век Сергея Есенина // Рудный Алтай, 3 октября 1995
7. «Мой путь» // Библиотека в школе №5 2009
8. М.Макатаев А??уды? ?анатына жазыл?ан жыр –Алматы.: Шартарап,2001 //Сергей Есенинге.стр 249
Книги Есенина:
1.Лирика. стихи.-Л.: Дет. Лит.,1982
2.Черёмуха: Стихи. -М.: Дет. Лит.,1989
3.Собрания сочинений; В 2 т. Т.2 Стихотворения,Проза. Статьи.Письма-М.: Сов. Россия: Современник, 1990
4.Стихотворения и поэмы. – Алма-Ата: Жазушы, 1982
5.Снежные ветры. Стихотворения и поэмы.- М.: Сов. Россия,1985
6.Избранное. – М.: Просвещение,1986
7.Собрание сочинений в 3 томах. Т.3 – М.: Правда,1970
8.Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения. – М.: Худ.лит.,1991
9. Собрание сочинений: В 2 т.-М.: Сов.Россия:Соврнменник,1991.-480с.