Просмотр содержимого документа
«Что такое родственные слова?»
Урок русского языка. 2 класс. УМК «Школа России»
Тема: Что такое родственные слова?
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся. II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.
1.-Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
-К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:
-«Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек» (Лес.)
-Сегодня мы совершим прогулку в лес.
По дорожке мы пойдем
В лес зеленый мы придем.
2.Беседа о правилах поведения в лесу.
3. Чистописание.
ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял
Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист
4. Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.)
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)
III. Самоопределение к деятельности (Учитель читает текст.)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница-
- О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница — гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию.) Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят.) Среди слов тоже есть «родственники».
VI. Работа по теме урока
__ Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)
-Какая тема нашего урока?
-Назовите родственные слова в минутке чистописания.
V. Физкультминутка
Мы колени поднимаем
— Шаг на месте выполняем.
Выше ноги! Стой, раз, два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
Упр. 77 (с. 58).- Прочитайте текст.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения.)
_ Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?
- Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение.)
Значение слова «корень»:
- подземная часть растения,
- часть волоса, зуба, ногтя,
-начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
Закрепление изученного материала
-А сейчас мы подошли к лесной речке.
-Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
-Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
-Кто же оказался чужаком среди родственников воды?