kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое лексическое значение слова?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лек­сическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать 1'тн- мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое лексическое значение слова?»

Урок 22. Что такое лексическое значение слова?

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лек­сическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать 1'тн- мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II, Актуализация знаний

I. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.) ('пег, деревья, пушистый, накрыл.

— Составьте предложение из слов. Запишите его. (Пушистый снег накрыл деревья.)

— Назовите знакомые орфограммы. (Пушистый — ШИ пиши с буквой И, снег — парные согласные на конце слова, деревья разделительный мягкий знак.)

— Найдите подлежащее и сказуемое.((''Уто 9 снег ~ это под­лежащее, подчеркиваем одной чертой. Снег (что сделал?) на­крыл — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

— Выпишите пары слов. (Снег (какой?) пушистый. Накрыл (что ?) деревья.)

2. Словарная работа

(На доске запись.) ......

ХБЧЕШРПЕФЗЦА ' • .. . ;

— Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы, обо­значающие глухие согласные звуки, и узнаете слово, с ко­торым мы познакомимся. (Береза.)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безудар­ную гласную, которую нужно запомнить.

Береза - любимое дерево в России. Свое название оно по­лучило от иностранного слова, которое означает «белый». Так можно запомнить букву Е.

— Как ласково называют березу? (Березка, березонька.)

— Как называют сок березы? (Березовый.)

— Лес из берез? (Березняк.)

— Гриб, который растет под березой? (Подберезовик.)

— Подчеркните во всех этих словах букву Е.

III. Самоопределение к деятельности Игра «Отгадай слово»

— Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса.)

— Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Ко­рова.)

— Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока.)

— Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)

— Загадайте любое животное и опишите его.

— Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о значении слов.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова...)

— Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться,

— Прочитайте тему урока.

— На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое лексиче­ское значение слова ?) Упр. 48 (с. 42). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте задание.

— На что нужно обратить внимание? (Дети читают названия групп и слова в них.)

— Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу? (Дети самостоятельно составляют и записывают предложе­ние в тетрадь.)

— Какое предложение записали? О чем говорится в предло­жении? (Несколько учащихся читают свои варианты.) Упр. 49 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка.) Упр. 50 (с. 43). (Фронтальная работа.)

— Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно.

— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)

V. Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто из нас вот так шагал — Не споткнулся, не упал.

VI. Закрепление изученного материала

(«Страничка для любознательных» (с. 44).)

— Прочитайте самостоятельно.

— Что общее у слов лопух, лопата, лопоухий'? (Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает «широкий лист».}

— Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить и безударную гласную в этих словах О.

— Какое лексическое значение имеет слово лопух'? (Травяни­стое растение с большими листьями и цветами с крючочками.} Упр. 51 (с. 44). (Устное выполнение.)

VII. Рефлексия

— Определите слово по его значению.

1) Часть дерева, которая находится под землей и питает ра­стение. (Корень.)

2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш.)

3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год. (Ель.)

4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека. (Мышь.}

5) Время года после лета. (Осень.)

— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли новую

тему.

Зеленый — хорошо понял. Желтый — почти все понял. Красный — не понял.

VIII. Подведение итогов урока

— Какое новое слово узнали на уроке?

— Что такое лексическое значение?

— Как думаете, все л и слова имеют лексическое значение? (Да. Каждое слово что-то обозначает.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 52 (с, 44).



Урок 24. Что такое однозначные и многозначные слова?

Цели: познакомить с понятием многозначные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать одно­значные и многозначные слова; аргументирование отвечать, до­казывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ—ЩУ.

— Прибор для измерения времени. (Часы.}

— Кислое травянистое растение. (Щавель.)

— Хищная речная рыба. (Щука.)

Очень мало. (Чуть-чуть.)

— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)

— То же самое, что еда. (Пища.)

— Подчеркните в словах орфограмму.

— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)

— Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните ос­нову предложения.

2. Словарная работа

— Разгадайте шараду.

Начало - нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе — место оживленного движенья. (Дорога)

— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните ее.

— Запишите, как дорогу называют ласково. (Дорожка.}

— Как называется знак, который стоит на дороге? (Дорожный.)

— В этих словах тоже пишется буква О. Подчеркните ее.

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение Андрея Усачева. Как назовете это стихотворение?



Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь — носуха, У носухи нос до уха. А огромный носорог Вместо носа носит рог. Нос у лешего сучком, А у свинки пятачком. Но и свинка, и матрос Вытирать должны свой но'с!

— Как озаглавите стихотворение? («Разные носы». «Нос».)

— О каких носах говорится в стихотворении? (Нос — клюв, нос — передняя часть корабля, нос — орган обоняния у человека и животных.)

— Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке. (Что такое однозначные и многозначные слова?)

Упр. 58 (с, 47).

— Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.

— Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уко­лоть.)

— Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)

— Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)

— Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)

— Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или мно­гозначные?

— Какие слова называются многозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений.)

— Составьте предложение с любым из этих слов.

— Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово? (Несколько учащихся читают свои варианты пред­ложений.)

V. Физкультминутка

Две веселые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки,



Только брызги вверх летят.

(Дети кладут руки ладонями на парту

и изображают прыжки лягушек.)

Пальцы в парту упираем,

Потихоньку нажимаем.

Если же сильней нажмем,

Дырку в парте мы проткнем.

(Дети ставят на парту подушечки пальцев,

нажимают ими на парту.)

VI. Закрепление изученного материала Упр. 59 (с. 48).

(Работа в парах.)

— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.

— Почему слова так называются — многозначные и однознач­ные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно зна­чение.)

— Объясните значение любого многозначного слова из упраж­нения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная при­надлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) ост­рый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)

Упр. 60 (с. 48).

— Прочитайте стихотворение.

— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тек­сте? (Семь.}

— Какие это значения? (Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.}

— Придумайте свое предложение со словом дорога.

— Запишите его. Подчеркните основу. Начертите схему пред­ложения.

— Скажите, слово дорога однозначное или многозначное? (Многозначное, значений много.}

VII. Рефлексия

— Укажите стрелочкой, какое значение имеет многозначное слово свежий в каждом из данных предложений.

Вкусно пахнет свежим хлебом. новый

Утром подул свежий ветер с моря. только что испеченный

Подай мне свежую газету. прохладный

(Проверка, самооценка с помощью «светофора».)





VIII. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке? (Слова бывают однозначные и многозначные.)

— Для чего в речи нужны многозначные слова? (Чтобы мы могли точнее высказывать свои мысли.)

1. Выполнить упр. 61 (с. 49).

2. Написать 10 многозначных слов, используя толковый словарь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Что такое лексическое значение слова?

Автор: Юшаева Айзанат Магомедовна

Дата: 20.08.2019

Номер свидетельства: 518029

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое лексическое значение слова?""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_po_teme_chto_takoe_leksicheskoe_znachenie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "588474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634108479"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Лексическое значение слова 2 класс"
    ["seo_title"] => string(37) "lieksichieskoieznachieniieslova2klass"
    ["file_id"] => string(6) "263291"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449507875"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок на тему "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "165713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422861872"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Лексическое значение слова" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-lieksichieskoie-znachieniie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "232791"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442922161"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Что такое лексическое значение слова?"
    ["seo_title"] => string(39) "chto_takoe_leksicheskoe_znachenie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "518028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566327919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства