Просмотр содержимого документа
«Что такое лексическое значение слова?»
Урок22. Что такое лексическое значение слова?
Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять лексическое значение слов; аргументированно отвечать, доказывать 1'тн- мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ходурока
I. Организационныймомент
II, Актуализациязнаний
I. Орфографическая минутка
(На доске записаны слова.) ('пег, деревья, пушистый, накрыл.
— Составьте предложение из слов. Запишите его. (Пушистый снег накрыл деревья.)
— Назовите знакомые орфограммы. (Пушистый — ШИ пиши с буквой И, снег — парные согласные на конце слова, деревья — разделительный мягкий знак.)
— Найдите подлежащее и сказуемое.((''Уто 9 снег ~ это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Снег (что сделал?) накрыл — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
— Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимали ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто из нас вот так шагал — Не споткнулся, не упал.
VI. Закреплениеизученногоматериала
(«Страничка для любознательных» (с. 44).)
— Прочитайте самостоятельно.
— Что общее у слов лопух, лопата, лопоухий'? (Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает «широкий лист».}
— Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить и безударную гласную в этих словах О.
— Какое лексическое значение имеет слово лопух'? (Травянистое растение с большими листьями и цветами с крючочками.} Упр. 51 (с. 44). (Устное выполнение.)
VII. Рефлексия
— Определите слово по его значению.
1) Часть дерева, которая находится под землей и питает растение. (Корень.)
2) Школьная принадлежность, с помощью которой рисуют или чертят. (Карандаш.)
3) Хвойное дерево, которое украшают на Новый год. (Ель.)
4) Мелкий грызун, который живет в поле, но может жить и в жилище у человека. (Мышь.}
5) Время года после лета. (Осень.)
— Оцените с помощью «светофора», как вы поняли новую
тему.
Зеленый — хорошо понял. Желтый — почти все понял. Красный — не понял.
VIII. Подведениеитоговурока
— Какое новое слово узнали на уроке?
— Что такое лексическое значение?
— Как думаете, все л и слова имеют лексическое значение? (Да. Каждое слово что-то обозначает.)
Домашнеезадание
Выполнить упр. 52 (с, 44).
Урок24. Что такое однозначные и многозначные слова?
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать однозначные и многозначные слова; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Орфографическая минутка
— Запишите слова по их лексическому значению. В каждом слове есть буквосочетания ЧА-ЩА и ЧУ—ЩУ.
— Прибор для измерения времени. (Часы.}
— Кислое травянистое растение. (Щавель.)
— Хищная речная рыба. (Щука.)
— Очень мало. (Чуть-чуть.)
— Задание в математике, в котором есть условие и вопрос. (Задача.)
— То же самое, что еда. (Пища.)
— Подчеркните в словах орфограмму.
— Каким правилом пользовались, чтобы правильно написать эти слова? (Сочетания ЧА—ЩА пиши с буквой А. Сочетания ЧУ—ЩУ пиши с буквой У.)
— Составьте предложение с одним из слов. Подчеркните основу предложения.
2. Словарная работа
— Разгадайте шараду.
Начало - нота,
Потом оленя украшенье.
А вместе — место оживленного движенья. (Дорога)
— Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните букву О и запомните ее.
— Запишите, как дорогу называют ласково. (Дорожка.}
— Как называется знак, который стоит на дороге? (Дорожный.)
— В этих словах тоже пишется буква О. Подчеркните ее.
III. Самоопределениекдеятельности
— Послушайте стихотворение Андрея Усачева. Как назовете это стихотворение?
Есть носы у журавлей, Есть носы у кораблей, Носик есть у чайника, Только очень маленький. Необычный зверь — носуха, У носухи нос до уха. А огромный носорог Вместо носа носит рог. Нос у лешего сучком, А у свинки пятачком. Но и свинка, и матрос Вытирать должны свой но'с!
— Как озаглавите стихотворение? («Разные носы». «Нос».)
— О каких носах говорится в стихотворении? (Нос — клюв, нос — передняя часть корабля, нос — орган обоняния у человека и животных.)
— Сегодня на уроке мы познакомимся со словами, у которых несколько лексических значений.
IV. Работапотемеурока
— Откройте учебник на с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке. (Что такое однозначные и многозначные слова?)
Упр. 58 (с, 47).
— Прочитайте предложения, соотнесите их с рисунками.
— Чем похожи все иголки? (Они острые и тонкие, могут уколоть.)
— Почему эти разные предметы имеют одинаковое название? (Они похожи по внешнему виду.)
— Чем похожи все шляпы? (Они круглой формы и находятся вверху предмета.)
— Почему эти разные предметы названы одинаково? (Похожи по внешнему виду.)
— Как вы думаете, слова игла и шляпа однозначные или многозначные?
— Какие слова называются многозначными? (Слова, у которых несколько лексических значений.)
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— Прочитайте предложения. В каком значении употреблено слово? (Несколько учащихся читают свои варианты предложений.)
V. Физкультминутка
Две веселые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети кладут руки ладонями на парту
и изображают прыжки лягушек.)
Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.
(Дети ставят на парту подушечки пальцев,
нажимают ими на парту.)
VI. Закреплениеизученногоматериала Упр. 59 (с. 48).
(Работа в парах.)
— Пользуясь схемой, расскажите друг другу про однозначные и многозначные слова.
— Почему слова так называются — многозначные и однозначные? (Одни слова имеют много значений, а другие — одно значение.)
— Объясните значение любого многозначного слова из упражнения. (Звезда — 1) небесное тело; 2 — знаменитость (звезда эстрады); 3 — фигура (пятиконечная звезда); 4 — название морского животного (морская звезда). Игла — 1) швейная принадлежность; 2) любой предмет формы иглы и острый; 3) острый шпиль здания. Язык — 1) орган во рту; 2) металлический стержень в колоколе; 3) все, что имеет форму языка (язык пламени); 4) система звуков, слов, правил (русский язык).)
Упр. 60 (с. 48).
— Прочитайте стихотворение.
— Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте? (Семь.}