"Что такое хвоинки?" (конспект урока по окружающему миру)
"Что такое хвоинки?" (конспект урока по окружающему миру)
Тема: Что такое хвоинки?
Планируемые результаты:
Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов, способность к самооценке.
Познавательные УУД:-способность и умение учащихся производить простые и логические действия(анализ, сравнение); извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; выдвижение предположений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: -формирование умения объяснять свой выбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Что такое хвоинки?" (конспект урока по окружающему миру)»
Предмет: Окружающий мир
Тема: Что такое хвоинки?
Планируемые результаты:
Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов, способность к самооценке.
Познавательные УУД:-способность и умение учащихся производить простые и логические действия(анализ, сравнение); извлечение необходимой информации из увиденного; осознание и самостоятельное построение речевого высказывания; выдвижение предположений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: -формирование умения объяснять свой выбор.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
II. Актуализация знаний.
а) – На какой вопрос Муравьишки мы отвечали на прошлом уроке? (Что это за листья?)
– Как по листьям можно определить деревья? (Нужно внимательно рассмотреть лист.) Чем различаются листья разных деревьев? (Размерами, формой, а осенью еще и цветом.) Какие деревья растут возле нашей школы? (Береза, тополь, клен американский, вяз, черемуха, ива, дикая яблоня.) А какие кустарники ? (Сирень, бузина красная, шиповник.)
На прошлом уроке мы с вами учились узнавать листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. Предлагаю вам сыграть в игру.
Игра “ С какого дерева листок?”.
Класс делится на несколько групп. У каждого ребенка коробочка с листьями. Учитель показывает ветку какого-то дерева. По команде: “Раз, два, три-с какого дерева лист покажи!” – все группы учащихся должны найти нужный лист и поднять его.
б) – Мудрая Черепаха хочет сама проверить, как вы научились определять листья деревьев.
На экране с помощью видеопроектора проводится тест “Что это за листья?”.
III. Мотивация учебной деятельности
– Сегодня мы продолжим разговор о деревьях. О каких именно – вы узнаете, отгадав загадки. Прежде, чем дать ответ, посовещайтесь в группах.
Что же это за девица Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год? (Ель.)
У меня длинней иголки, чем у елки, Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна.)
– Эти деревья отличаются от всех других. Чем? (У них нет листьев.) А что же растет на их ветках? (Хвоя.)
Вопрос нашего урока – что такое хвоинки? (Вопрос записан на доске. Дети читают.)
IV. Открытие нового знания.
– Рассмотрите иллюстрацию на странице 30 учебника. Найдите лишний рисунок. Почему вы решили, что он лишний? (Береза, дуб, клен – лиственные деревья, а ель – нет.)
На экране – изображения сосны и ели.
– Всем вам хорошо известны эти деревья. Их называют вечнозелеными, или хвойными. Такие ли они вечнозеленые? Почему хвойные? Вспомните, меняют ли ель и сосна цвет осенью?
Всю зиму они остаются зелеными. Значит ли это, что они вечно одинаковые и у них ничего не меняется? Бывает ли у них листопад? Да и где их листья? Попробуем во всем этом разобраться.
Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые”.
– Откройте страницу 31 в учебнике. Рассмотрите общий вид сосны и ели. Сравните расположение веток у этих деревьев.
Шумят сосновые леса, И сосны стройные, литые, Как будто стрелы золотые, Уходят словно в небеса.
Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли.
Физкультминутка.
Зайцы скачут: скок– скок– скок! Да на беленький снежок. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
Практическая работа.
Класс делится на группы. Ученикам раздают коллекции “Сосна” и “Ель”.
– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.
Наблюдение 1. “Ветки”.
Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют ,что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.
Наблюдение 2. “Хвоинки”.
Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.
Наблюдение 3. “Шишки”.
Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки али и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы.
– Молодцы! Вы все правильно заметили. Муравьишка просит еще раз объяснить ему, как отличить сосну от ели.
Дети отвечают. Затем они выполняют задание № 3 на странице 20 рабочей тетради, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг друга.
Физкультминутка.
Мы зашли в осенний лес. Сколько здесь вокруг чудес! Справа елочки стоят, Слева сосны шумят. Вот и зайка проскакал. От лисы он убежал. Ой, это серый волк рыщет. Он себе добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, Не найдет тогда он нас. В лесу такая красота! А нам за работу уже пора.
Ходьба на месте Повороты Посмотреть на елочку в классе На сосну Прыжки
Приседание
Потягивание Садятся за парты
Еще раз рассмотрите рисунок ели и сосны. Сравните эти деревья. Устно опишите по плану, данному в учебнике.
Название дерева.
Лиственное или хвойное.
Общий вид, расположение веток.
Особенности хвоинок.
Особенности шишек.
Заслушивают 2–3 описания.
– Мудрая Черепаха подготовила задание для любознательных учеников. Рассмотрите дерево, изображенное у меня на слайде. Вы видите общий вид дерева и его веточки в разные времена года. Можно ли это дерево отнести к хвойным? Как расположены хвоинки? Чем это дерево отличается от других хвойных? Какие деревья сбрасывают листья на зиму? (Лиственные.)
– Из-за этой особенности хвойное дерево получило свое название – лиственница. О ней даже сочинили загадку.
Есть у родственницы елки Неколючие иголки. Но, в отличие от елки, Опадают те иголки.
– Послушаем отрывки из проектных работ “Моя малая Родина”. Заслушиваются 3 отрывка-сообщения о лесах Крыма, о сосне, ели, лиственнице.
V. Рефлексия учебной деятельности.
– С какими деревьями мы познакомились? На какие две большие группы можно разделить все деревья? Чем они различаются? Что такое хвоинки? Как различить ель и сосну? Чем лиственница отличается от своих “родственниц”? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Прочитайте вывод на странице 31.
Учитель дает задание на самопроверку. (Тест на экране с видеопроектора.) После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывают на доске.
VI. Итог урока.
-Что нового вы узнали на уроке? Понравился ли вам урок?