Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Тема | Что такое хвоинки? |
Цель урока | создать условия для знакомства учащихся с особенностями хвойных деревьев |
Задачи | Обучающие: познакомить ребят с хвойными деревьями и их отличительными признаками; Развивающие: формировать у учащихся умение отличать ель от сосны, обосновывать свою точку зрения, активизировать познавательную активность, развивать внимание, память, мышление; Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры, воспитывать самостоятельность, бережное отношение к природе. |
Оборудование | Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация |
Тип урока | Урок изучения нового материала. |
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте настроимся на хорошую работу на уроке окружающего мира, будьте внимательны, не забывайте при желании ответить, правильно поднимать руку.
II. Повторение изученного
- Урок мы начнём с задания, которое приготовила для вас Мудрая Черепаха. Я буду называть утверждения, если вы согласны с ним - поднимаете солнышко, если не согласны – тучку, подсказку вы можете найти на доске.
ковш Большой Медведицы – это созвездие
солнце имеет форму квадрата
из кремня можно высекать искры
известняк состоит из раковин морских животных
бегония – это растение клумбы
саньсевьеру в народе называют «щучий хвост»
на кактусе растут мягкие пушинки
название «гладиолус» означает «меч»
календула – это лекарственное растение
осенью листья деревьев приобретают зелёную окраску
III. Актуализация полученных знаний о листьях
- На предыдущих уроках мы ходили на экскурсию, рассматривали листья на деревьях, собирали опавшие листья, сравнивали их по форме, по размеру, по цвету.
- Сейчас мы поработаем в группах. Задание называется «Мозаика». Я даю каждой группе конверт, в котором лежит, разрезанный лист. Вы должны соединить все фигурки так, чтобы получился целый лист, и определить с какого он дерева.
Физминутка «Бабочка»
- Вы замечали, что осенью листья, опадая с деревьев, кружатся в воздухе и напоминают нам порхающих бабочек?
Давайте отдохнём и выполним физкультминутку «Бабочка»
IV. Целеполагание
- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Чем, деревья, изображённые справа, отличаются от деревьев, изображённых слева (на иллюстрациях лиственные деревья и хвойные)
- У деревьев слева мы видим листья в форме пластинок, а у деревьев справа листья – это иголки, которые правильно называют «хвоинки», а деревья, у которых есть хвоинки, называют хвойными.
- Итак, о каких деревьях мы будем сегодня говорить? (о хвойных)
V. Работа по изучению новой темы
- Давайте посмотрим видео о хвойных деревьях и попробуем потом ответить на вопрос, что такое хвоя.
- Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки, которые помогут назвать хвойные деревья:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Ель)
На экране картина с изображением елового леса
- Как называется еловый лес? (Ельник)
- Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю, зимой не умираю,
Похожа я на ёлку,
Но длинней иголки. (Сосна)
На экране картина с изображением соснового бора
- Как называется сосновый лес? (Бор)
- Обратите внимание на высоту этих деревьев. Чем отличается сосновый лес от елового?
VI. Практическая работа
- Веточки каких деревьев я вам раздала?
- Кто может показать ветку ели, сосны?
- Чем отличается ветка сосны от веточки ели?
- Не все знают, как отличить сосну от ели, поэтому мы сейчас внимательно рассмотрим веточки, найдём их сходство и различие.
- Что у веточек общего (листья-хвоинки)
- Почему о ели и сосне говорят «зимой и летом одним цветом» (хвоинки осенью не желтеют и не опадают)
- Чем хвоинки ели отличаются от хвоинок сосны (у ели короче, цвет темнее)
- Посмотрите внимательно, как располагаются хвоинки у ели и сосны? (У ели по одной, а у сосны по две)
- Ещё одна отличительная особенность – это шишки. У ели она длинная, чешуйки плотно прилегают друг к другу, а у сосны маленькая шишка.
VI. Закрепление изученного. Работа с учебником
- Давайте ещё раз с помощью учебника скажем, чем сходны и в чём различие ели и сосны? Откройте учебник на с. 16. Рассмотрите рисунки ели и сосны.
- Чем сходны ель и сосна? (шишки, иголки)
- В чём различие ели и сосны?
- Дорисуйте веточки. От каких они деревьев?
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо выше, выше, выше
VII. Знакомство с другими хвойными деревьями
- Ребята, а вы можете назвать другие хвойные деревья, кроме ели и сосны?
- Я про одно из таких деревьев загадаю загадку:
Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
- У лиственницы хвоинки мягкие, неколючие и в отличие от ели и сосны осенью они желтеют и опадают. У лиственницы тоже есть шишки.
- Ещё хвойные деревья – это пихта и кедр. Наверное, многие щелкали кедровые орешки.
VIII. Рефлексия
- Что нового для себя узнали на уроке?
- Наверное, вы все радуетесь новогоднему празднику, который не обходится без нарядной ёлки или сосны. И хотя до нового года ещё далеко, сейчас мы с вами нарядим нашу ёлку настроения. Если у вас на уроке было хорошее настроение повесьте на ель жёлтый шарик, если настроение не очень хорошее, потому что были трудности – повесьте синий шарик, ну а если ваше настроение было совсем плохим – чёрный шарик.
6