(Э) Теперь превращаемся в исследователей. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Давайте поиграем в игру «Узнай меня». Все ребята закрывают глаза. Я тихо подхожу к одному из учеников, дотрагиваюсь до плеча. Этот ученик говорит: «Узнай меня». Ребята угадывают, кто говорил. Я подвожу к мысли о том, что звуки, произносимые людьми, нам понятны. Их называют «звуки речи». Вывод. Звуки речи - это те звуки, которые произносит человек, они складываются в слова, и мы понимаем смысл этих слов. А из слов можно составить предложение. Почему мы не понимаем животных? (Они пользуются другими звуками, не похожими на речевые.) Если звуки речи человека называются «речевые», то звуки, которые издают петух, собака, дождь, машина...? (Неречевые) Какие новые слова мы сейчас для себя открыли? (речевые и неречевые звуки) Работа по учебнику (К) Задания № 1, 2. Ученики слушают стихотворение, разглядывают иллюстрации и перечисляют речевые и неречевые звуки, которые они знают. (К) Задание № 3. Обучение использованию слов речевого этикета в ситуации общения. Я предлагаю ученикам подумать, о чем могут говорить дети по телефону друг с другом. Помните, что культурный и воспитанный человек обязательно должен знать, как правильно говорить по телефону. Давайте вместе сформулируем правила разговора по телефону. Правила: Начать разговор по телефону нужно обязательно с приветствия. Разумно будет спросить, могут ли с тобой сейчас поговорить, и не отвлекаешь ли ты своим звонком собеседника от дел. Быть вежливым. Не затягивать телефонные разговоры. Неприлично звонить до 8 утра и после 9 вечера. (П) Творческое задание для развития диалогической речи учащихся. Учебно-ролевая игра «Разговор по телефону». Дифференцированное задание: в паре работают девочка и мальчик. Инсценирование ситуации общения с соблюдением речевых норм. Дети вместе с учителем делают вывод: Звуки мы слышим и произносим. Из звуков состоят слоги и слова нашей речи. Звуки нельзя увидеть, их только слышим и произносим. (И) Работа в прописи. Задание № 1. Рассматривание картинки в прописи. Учитель читает текст, подходящий к картинке. - Раскрасьте и дорисуйте предметы, которые могут издавать звуки. Задание № 2. Написание элемента «плавная линия с закруглением внизу». Интерактивная физминутка. Работа по учебнику. Задание № 4. Рассмотрев картинки и ответив на вопросы, дети еще раз объясняют друг другу, какие бывают звуки. (Г) Задание № 5. Самостоятельная работа. Читающий ребенок в группе задает вопрос ученикам. Дети подбирают нужный предмет, который издает заданный звук. Учитель организует работу с правилом. (К) Творческое задание. Игра «Мы поэты - сочиняем стихи». Я читаю стихотворение «Разные звуки». Дети добавляют звуки окружающего мира. Где-то собаки рычали:- Р-р-р! Змеи в лесу шипели: - Шшш! В стойле коровы мычали: -Мммуу! А комары все пели: - Ззз! В комнате мухи жужжали: - Жжж! Мимо машины бежали: - Тррр! Непоседа мячик днем и ночью: - Пам! Успокоиться не хочет: - Пам! Гудели от ветра все провода: - Зззнь! Капала в кухне из крана вода: -Динъ! Куклы кашляют в постели. Днем мороженое ели! - Кхх! Кхх! Перекликались в ночи поезда: - УУУ! УУУ! Листья на ветру шумели: - ссс! Формулировать свое отношение к содержанию прослушанного (нравится/не нравится). -Понравилось ли вам стихотворение, которое мы с вами сами сочинили? - Как называются звуки, которые вы добавили в стихотворение? (Неречевые звуки) Трехьязычие: дыбыс, звук, sound. |