Тема: "Что растет на клумбе".
Цели: познакомить учащихся с наиболее распространенными растениями клумбы, учить различать их, воспитывать бережное отношение к природе.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-С какими растениями мы познакомились на прошлом уроке?
-О каких комнатных цветах вы узнали дома?
3. Самоопределение к деятельности.
-Цветы сопровождают нас всю жизнь. Они дарят нам красоту, радость, дают утешение. В течение долгих лет человек радовался только тем цветам, которые давала ему природа. Затем он стал пересаживать цветы с полей, лугов и из лесов ближе к своему дому, создавая при этом благоприятные условия для них.
- Догадались, о чем сегодня пойдет речь?
- Сформулируйте задачу урока.
4. Работа по теме
Давайте отправимся в царство цветов.
-Послушайте стихотворение.
Чудесный гость далекого Ирана,
Любитель опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.
- О каком цветке идет речь в этом стихотворении? Какого цвета тюльпаны растут на вашем дачном участке? (изображение цветка)
- Послушайте сказку о другом цветке. Давным-давно в Греции жил юноша. Он был красивым, сильным, побеждал во всех состязаниях. Он часто любовался своим прекрасным отражением. Сердце его было недобрым, глухим к жалобам людей. Боги превратили юношу в цветок - нарцисс.
- У кого на участке растут нарциссы? Какого они цвета? (белого, желтого)
- Послушайте стихотворение о другом цветке.
Ирис, ирис мой лиловый
Ты под снегом столько сил
От ветров зимы суровой
В корневище затаил. (изображение цветка)
- Какого цвета ирисы растут на вашем участке? (желтые, сиреневые)
- В какое время года цветут тюльпаны, нарциссы и ирисы? (весной)
Учитель вывешивает табличку с надписью "весна" и изображения цветов: тюльпаны, ирисы и нарциссы.
- А сейчас, ребята из нашего класса расскажут о цветах, которые расцветают летом? Учитель по мере чтения вывешивает на доску изображения цветов.
Пионы.
Украшая свежие газоны,
К шумам привыкая городским.
Эти пышноцветные пионы
Нас нарядом радуют своим.
Пусть их яркость радует прохожих,
Веселит играющих ребят!
На цветенье роз они похожи,
Тем же ярким пламенем горят.
Лилии.
Дожди посетить нас забыли ли,
Иль впрямь загостилась жара, -
Но свежи в саду только лилии,
Головки качая с утра.
Нельзя и назвать их усталыми,
В жаре изнывают кусты,
Они же склоняясь бокалами,
Все так же свежи и чисты.
- Следующее время года - осень. Послушайте стихи о цветах осени.
Астра.
Осень над парком тенистым
Ложится золото кленов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкли все птицы.
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра - звезда.
Георгины.
Осенние стынут картины.
Давно осыпается сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь, стоят.
Гладиолус
У крылечка нашей школы
Клумбу свежую стеречь
Встал на стражу гладиолус
(По-латыни это - "меч")
И, как будто строгий воин,
В светлых латах лепестков
Поднимается, спокоен,
Неприступен и суров.
Флоксы.
Вдоль песчаной нашей дорожки,
Уводящей в тенистый сад,
Чуть касаясь на стройной ножке,
Флоксы, вытянувшись, стоят.
На одном стебельке чудесно
Разместилась семья цветков.
Хоть им вместе немного тесно,
Не помял никто лепестков.
5. Физминутка
Мы по лугу прогулялись.
И немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
6. Закрепление изученного
А) Работа в паре
Кроссворд.
Ключевое слово: растение.
Е
И
Н
Е
Т
С
А
Р
Какой цветок значит в переводе «звезда»? (астра)
Как звали юношу, которого превратили в цветок? (нарцисс)
Назовите цветы, похожие на ромашки. (космея)
Голландию называют страной …(тюльпанов)
Он стоит на ножке длинной,
В пачке словно балерина,
Как букет – цветок один
Темно-красный …. (георгин)
Многолетние цветы с крупными махровыми цветами. (пион)
Я расту в садах, лесах,
У болот и на прудах.
Я цвету почти все лето,
А зовусь я как конфета. (ирис)
Цветок с лепестками, сросшимися в трубку у основания и затем расширяющимися, как граммофонная труба. (петуния)
Б) Работа в группе.
Игра «Ромашка»
На доске цветок ромашки. На обратной стороне каждого лепестка написано задание. Выигрывает группа, которая набирает больше правильных ответов.
Задания на лепестках
Назови летние цветы.
Спой песню о цветах.
Назови весенние цветы.
Отгадай загадки о цветах
Назови осенние цветы.
Назови полевые цветы.
Нарисуй самый красивый цветок.
7. Рефлексия.
8. Итог урока.
-Для чего выращивают цветы на клумбах?
-Что надо сделать, чтобы цветов стало больше на Земле?( не рвать цветы, ухаживать за ними).
-Урок закончен. Спасибо за работу.