Просмотр содержимого документа
«"Чтение- вот лучшее учение"»
Чтение – вот лучшее учение, следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная.
А.С.Пушкин.
Цель: проверить подготовку учащихся по внеклассному летнему чтению, ввести учащихся в увлекательный мир литературы.
Задачи:
Обучающие:
Показать, какие увлекательные открытия можно сделать, внимательно читая книги.
Развивающие:
Возбудить интерес к чтению.
Увлечь учащихся процессом работы с произведением.
Воспитательные:
Формировать культуру личности через чтение литературных произведений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-конкурс.
Технологии урока: информационно-коммуникативная, игровая, дифференцированный подход.
Эпиграф: Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». Н.А.Морозов
I Актуализация опорных знаний
Как вы понимаете смысл мудрого высказывания?
Какие еще высказывания о книге вы помните?
II Мотивация деятельности учащихся
Мы хорошо запомнили эпиграф предыдущих лет к урокам внеклассного чтения: «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь». А на самом деле так ли нужна книга в наше время?
Чем является книга в вашей жизни?
Какую цель к урокам литературы мы определим с первого же нашего занятия?
III Усвоение новых знаний
1. Анализ вступительной статьи из учебника 10 класса.
2. Литературные игровые задания:
Анаграммы.
Мот ( Единица собрания сочинений ) том
Крен ( Адресат стих. «Я помню чудное мгновенье» ) Керн
Ринг ( Русский писатель ) Грин
Выбор ( Роман Гончарова ) «Обрыв»
Остров ( Персонаж романа Толстого «Война и мир» ) Ростов
Беловик ( Персонаж рассказа Чехова Человек в футляре» ) Беликов
Башмачник ( Герой повести Гоголя «Шинель» ) Башмачкин
Фирма ( Предмет поисков поэта ) Рифма
Ос нет ( Род стих. , любимый Шекспиром ) Сонет
Пара вот ( Персонаж пьесы Островского «Бесприданница», обманувший Ларису Огудалову ) Паратов
Да + нет ( Итальянский поэт, автор «Божественной комедии» ) Данте
Вольт + ре ( Французский писатель ) Вольтер
Лоб один ( Бывшее имение Пушкина ) Болдино
Крен + сова ( Русский поэт ) Некрасов
Омон + гол ( Развернутое высказывание одного из действ. лиц ) Монолог
Познавательная викторина.
Кто основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый )
По мнению Александра Дюма-сына, имеют настоящее те книги, которые люди читают. А какие книги имеют будущее? (Те, которые перечитывают )
Какая наука занимается изучением литературы? ( Филология, литературоведение )
Как наз. специалист, изуч. устное народное творчество? ( Фольклорист )
Как называли древние греки надпись на памятнике или подарке, а мы так называем короткое сатирическое стихотворение? ( Эпиграмма )
Какой литературный прием использовал Некрасов в строках:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная. ( Антитеза )
Отгадайте стихотворную загадку. Ответ находится в самом стихотворении. Как называются такие стихи?
Елка, помнишь, под травой
Жил в траве приятель твой,
И гулял в иголочках,
Как живая елочка. ( Ежик. Акростих )
Какой вид литературы получил свое название от французского слова, обозначающего «воспоминания»? ( Мемуары )
Как называют реальное лицо, послужившее автору прообразом при создании литературного героя? ( Прототип )
Какое слово, знакомое по литературе 18 века, в словаре Даля определяется как человек, не достигший полных лет? ( Недоросль )
В какой пьесе Островского есть персонаж по имени Робинзон?
( Бесприданница )
В каком году Лермонтов написал «Смерть поэта»? ( 1837 )
Какому русскому писателю принадлежит высказывание: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…»? ( Тургеневу )
Сколькими писателями с фамилией Толстой мы гордимся? ( Лев Николаевич, Алексей Константинович, Алексей Николаевич )
Выбери ответ:
Кто из этих писателей не был декабристом? ( Бестужев, Одоевский,Радищев, Кюхельбекер )
Какой из известных поэтов был личным секретарем Екатерины II?
( Державин, Фет, Жуковский, Пушкин )
Кто из этих писателей жил в 18 веке? ( Гоголь, Лесков, Фонвизин, Чехов )
Как называется комедия Фонвизина? ( «Прораб», «Бригадир», «Мастер», «Подсобник» )
Какой из этих русских классиков родился позже? ( Лермонтов, Достоевский, Чехов, Толстой )
Кто назначил сестрой таланта краткость? ( Чехов, Грибоедов, Пушкин, Толстой )
Кто из этих писателей имел титул графа? ( Лермонтов, Пушкин, Тургенев,Толстой )
У какого московского театра находится памятник великому драматургу Островскому? ( У Большого, У Малого, На Таганке, У МХАТа )
Кто воскликнул: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»?
( Хлестаков, Онегин, Чацкий, Наполеон )
Кто, по мнению Грибоедова, не наблюдает часов? ( Влюбленные, слепые, часовые, счастливые )
Кто сказал: «Какой же русский не любит быстрой езды»? ( Гоголь, Пушкин, Чехов, Циолковский )
Чье детство прошло в Тарханах? ( Толстого, Тургенева, Пушкина,Лермонтова )
Что одиноко белело «в тумане моря голубом» в стих. Лермонтова?
( «Титаник», парус, яхта, Айсберг )
Что потеряла гл. героиня драмы Лермонтова «Маскарад»? ( Веер, платок,браслет, туфельку )
Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу? ( Винтовку, саблю, счет в банке,коня )
По произв. какого писателя режиссер Бортко поставил телесериал «Идиот»? ( Толстого, Достоевского, Чехова, Островского )
В каком романе Достоевского героиня кидает в огонь пачку денег?
( «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Игрок» )
Какой предмет мебели стал символом «обломовщины»? ( Диван, Кровать,
Кресло, Раскладушка )
В какой пьесе Шекспира звучат слова: «Прогнило что-то в Датском королевстве»? (В «Макбете», «Отелло», «Гамлете», «Короле Лир» )
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик; жил и на свет глядючи радовался». Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости». Чехов «Вишневый сад»
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите! И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба». Островский «Гроза»
IV Систематизация и обобщение полученных знаний
- Чем запомнится сегодняшний урок?
- Подведение итогов, вручение призов.
- Оформление тетрадей по литературе.
V Домашнее задание
- Написать отзыв о прочитанных произведениях по плану.
- Выучить высказывания о книге, чтении.
VI Список литературы и электронных источников
Олимпиадные задания по литературе 10 класс. Составитель О.А.Финтисова, Волгоград, Издательство «Учитель»
Второй урок внеклассного чтения в10 классе.
Тест на проверку летнего чтения.
Приведи любую цитату о чтении, о литературе.
Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Учитесь властвовать собой. Не каждый вас, как я поймет. К беде неопытность ведет».
Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Я вас люблю. К чему лукавить. Но я другому отдана и буду век ему верна».
Назови жанр произведения И.А.Гончарова «Обломов».
Назови любимое занятие Обломова.
Названия каких пьес А.Н.Островского ты можешь вспомнить?
Назови имя, отчество Тургенева.
Как называется программный роман Тургенева?
Назови имя, отчество Толстого.
Назови известные тебе стихотворения Н.А.Некрасова.
Дай название поэмы Н.А.Некрасова, которую будем изучать.
Назови жанр произведения Толстого, которое будем изучать.
Как называется художественный прием, положенный в основу названия произведений Тургенева, Толстого, Достоевского?
Из каких произведений герои: Раскольников, Наташа Ростова, Базаров?
Назовите жанр произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».
Назови имя, отчество Чехова.
Назовите жанр произведения Чехова «Вишневый сад».
Чье имя носит Малый театр?
Учитель: ≪Бумажная или электронная книга – что вы предпочитаете?≫
про-
Учитель: Прочтём несколько зарисовок, воссоздающих книжные впечатления, ассоциации взрослых, вспоминающих своё детское чтение.
Софья Ковалевская, ≪Воспоминания детства≫:
≪…Всего счастливее я бывала, когда оставалась наедине с няней. По вечерам, когда Федю уже уложат спать, а Анюта убежит в гостиную, к большим, я садилась рядом с няней на диване, прижималась к ней совсем близко, и она начинала рассказывать мне сказки. Какой глубокий след эти сказки оставили в моём воображении, я сужу по тому, что хотя теперь, наяву, я и помню из них только отрывки, но во сне мне и до сих пор, нет-нет, да вдруг и приснится то “чёрная смерть”, то “волк-оборотень”,то 12-головый змей, и сон этот всегда вызовет во мне такой же безотчётный, дух захватывающий ужас, какой я испытывала в пять лет, внимая ня-
ниным сказкам≫.
≪…Я несколько раз обегаю вокруг залы, погоняя перед собою мячик; мысли мои уносятся далеко. Как у большинства одиноко растущих детей, у меня уже успел сложиться целый богатый мир фантазий и мечтаний, существование которого и не подозревается взрослыми. Я страстно
люблю поэзию; самая форма, самый размер стихов доставляют мне необычайное наслаждение; я с жадностью поглощаю все отрывки русских
поэтов, какие только попадаются мне на глаза, и я должна сознаться – чем высокопарнее поэзия, тем она более приходится мне по вкусу. Баллады
Жуковского долго были единственными известными мне образцами русской поэзии. В доме у нас никто особенно этою отраслью литературы не интересовался, и хотя у нас была довольно большая библиотека, но она состояла преимущественно из иностранных книг; ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Некрасова в ней не было. Я никак не могла дождаться того дня, когда в первый раз досталась мне в руки хрестоматия Филонова, купленная по настояниям нашего учителя. Это было настоящим откровением для меня. В течение нескольких дней… я ходила как сумасшедшая, повторяя
строфы из “Мцыри” или из “Кавказского пленника”, пока гувернантка не пригрозила, что отнимет у меня драгоценную книгу≫.
Учитель: Обратите внимание, какая мощная сила заложена в детской памяти!
Поэт Самуил Маршак в книге прозы ≪В начале жизни (страницы воспоминаний)≫ рассказывает о начале своей читательской судьбы по-своему.
Посмотрим, есть ли в воспоминаниях математика и поэта что-то общее?
≪Постепенно и я – по примеру старшего брата – пристрастился к чтению. Доставать книги было нелегко, и читал я всё, что попадалось под руку. Не
меньше двадцати раз подряд перечёл роман Жюля Верна “Север против Юга”, где изображались подвиги, поражения и победы северных американцев в борьбе за освобождение негров. Снабжал меня книгами наш сосед, сивоусый, строгий и рассудительный красильщик, у которого был большой выбор третьесортных, изобилующих дешёвыми приключениями “романов” из приложений к мещанскому журналу “Родина”. Сосед
очень гордился своими книгами, от которых за версту несло мышами и затхлостью. И до сих пор журнал “Родина” и даже фамилия его редактора-
издателя Каспари неразрывно связаны у меня в памяти с этим едким и душным запахом.
Другим моим поставщиком литературы был молодой парень с красивым, по-девичьи нежным лицом, похожий на царевича из тех русских сказок, которые он сам же мне давал. Целые дни проводил он в лабазе своего отца или дяди за конторкой, на которой, как на аналое, всегда лежала раскрытая книга. От книги молодой Мелентьев отрывался только тогда, когда нужно было от-
сыпать покупателю-извозчику овса или ячменя.
Пощёлкав на счётах и получив деньги, он опять садился на свой высокий табурет и погружался в роман, пьесу или в сборник сказок.
Читая запоем книги, он зачастую не знал имени автора и даже заглавия, так как обложки большинства его книг были потеряны. Таким образом, не имея ни малейшего представления, что за “роман” дал мне Мелентьев,
прочёл я знаменитого “Рокамболя” и ещё десяток переводных книжек с иностранными именами героев, с тайными интригами, заговорами, погоня-
ми и убийствами… Но в том же лабазе я впервые нашёл среди книг
“Тысячу и одну ночь”, и с тех пор волшебные сказки Шехерезады овеяны для меня едва уловимым запахом овса и ячменя≫.
≪Внимательно перебирая воспоминания, связанные с первыми годами жизни, видишь, как глубоко и сильно врезается в нашу память каждое
услышанное в детстве слово. Мне было лет шесть-семь, когда я впервые прочёл или услышал басню Крылова “Волк и Кот”.
Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая...
До сих пор я отчётливо помню – будто сам, своими глазами видел – этого забежавшего в деревню волка. Помню и высокий дощатый забор, на котором сидит кот. Низко наклонив серую с чёрными полосами голову, мудрый и спокойный, он деловито разговаривает с усталым, затравленным волком, за которым по пятам гонятся охотники. И все соседи, чьи имена называет кот (Степан, Демьян, Трофим, Клим), кажутся мне знакомыми людьми, живущими на Майдане где-то поблизости от нас. Ведь в басне так и сказано: “Беги ж, вон там живёт Трофим”.
Это “вон там” придавало особую реальность словам крыловского кота≫.
Учитель: Человек не помнит, сам ли читал впервые эту басню, или ему читали её вслух, но у него осталось на всю жизнь ощущение присутствия в этом сюжете.
О том, как читал своим детям Лев Толстой, вспоминает его сын Илья:
≪Папа привозил эти книги из Москвы, и каждый вечер мы собирались, и он читал нам вслух “Детей капитана Гранта”, “80 000 вёрст под водою”, “Путешествие на луну”, “Три русских и три англичанина” и, наконец, “Путешествие вокруг света в 80 дней”. Этот последний роман был без
иллюстраций. Тогда папа начал нам иллюстрировать его сам. Каждый день он приготовлял к вечеру подходящие рисунки пером, и они были
настолько интересны, что нравились нам гораздо больше, чем те иллюстрации, которые были в остальных книгах.
Я как сейчас помню один из рисунков, где изображена какая-то буддийская богиня с несколькими головами, украшенными змеями, фантастичная и страшная. Отец совсем не умел рисовать, а всё-таки выходило хорошо, и мы все были страшно довольны. Мы с нетерпением ждали вечера
и все кучей лезли к нему через круглый стол, когда, дойдя до места, которое он иллюстрировал, он прерывал чтение и вытаскивал из-под книги свою
картинку. После Жюля Верна, уже при французе Nief’e, нам читали “Lestrois Mousquetaires” (Три мушкетера) Дюма, и папа сам вычёркивал те места, которые нельзя было слушать детям. Нас интересовали эти запретные страницы, в которых говорилось о любовных интригах героев, нам хотелось их прочесть тайком, но мы этого делать не решались≫.
Учитель: Для чего писатель, не умея рисовать, тем не менее создавал иллюстрации к книгам, которые привозил и читал своим детям? Что дают нам, читателям, иллюстрации в книге?
Прочтём о той атмосфере, в которой росли дети писателя:
≪После обеда папа опять уходит к себе читать какую-нибудь книгу, потом в восемь часов подают чай, и начинаются самые лучшие вечерние часы,
когда все собираются в зале, большие разговаривают, читают вслух, играют на фортепьяно, а мы или слушаем больших, или затеваем что-нибудь своё,
весёлое, и с трепетом ждём, что вот-вот старинные английские часы на площадке лестницы щёлкнут, засипят и звонко и медленно пробьют десять≫.
Учитель: Начало ХХ века. И вновь –детские впечатления от рассказов или чтения на ночь, подростковое самостоятельное чтение, впечатления от книги.
Владимир Набоков ≪Другие берега≫:
≪Брата уже уложили; мать, в гостиной, читает мне английскую сказку перед сном. Подбираясь к страшному месту, где Тристана ждёт за холмом
неслыханная, может быть роковая, опасность, она замедляет чтение, многозначительно разделяя слова, и прежде чем перевернуть страницу,
таинственно кладёт на неё маленькую белую руку с перстнем, украшенным алмазом и розовым рубином; в прозрачных гранях которых, кабы зорче
тогда гляделось мне в них, я мог бы различить ряд комнат, людей, огни, дождь, площадь –целую эру эмигрантской жизни, которую предстояло про-
жить на деньги, вырученные за это кольцо≫.
≪Как известно, книги капитана Майн Рида (1818–883), в упрощённых переводах, были излюбленным чтением русских мальчиков и после
того, как давно увяла его американская и англо-ирландская слава. Владея английским с колыбельных дней, я мог наслаждаться “Безглавым
Всадником” (перевожу точно) в несокращённом и довольно многословном оригинале. Двое друзей обмениваются одеждами, шляпами, конями,
и злодей ошибается жертвой – вот главный завиток сложной фабулы. Бывшее у меня издание (вероятно, лондонское) осталось стоять на полке
памяти в виде пухлой книги в красном коленкоровом переплёте, с водянисто-серой заглавной картинкой, глянец которой был сначала подёрнут
дымкой папиросной бумаги, предохранявшей её от неизвестных посягательств».
Учитель: Из раннего детства остаётся в памяти взрослого
человека жест матери, переворачивающей страницу. Подросток помнит книгу, ставшую поводом для рискованных мальчишеских игр.
Фокусируем внимание старшеклассников на смысле выражения ≪полка памяти≫.
Книги, игры на сюжеты книги, впечатления от первого прочтения, – всё
становится фактом биографии человека, впечатывается в его память.
ХХ век продолжил традиции отечественной культуры и в чтении тоже. Стоит напомнить ученикам сюжет рассказа ≪Старый мореход≫ из известной им с детства книги Виктора Драгунского ≪Денискины рассказы≫:
≪А когда пришёл папа, мама ему всё рассказала, и он подозвал меня к себе. Он снял со своей полки какую-то книгу и сказал:
–Давай-ка, брат, почитаем чудесную книжку про собаку. Называется “Майкл – брат Джерри”. Джек Лондон написал. И я быстро устроился возле папы, и он стал читать. Он хорошо читает, просто здорово! Да и книжка была ценная. Я в первый раз слушал такую интересную книжку≫.
Учитель: Обратите внимание на жест отца, взявшего книгу с полки, и затем на их общее с сыном обсуждение прочитанного: ≪И когда мы окончили эту книжку и снова стали её всю вспоминать, с самого начала, папа вдруг засмеялся и сказал…≫
Что и как помнит взрослый человек из любимой детской книги?
Чем запоминается книга – именно этот её экземпляр – читателю?
Как вы думаете, возможно ли продолжение традиции общего семейного чтения в нашей стране?
Будет ли жить традиция чтения не с бумажной, а с цифровой книгой?
Учитель: Вам придётся самим решать вопрос, будут ли ваши дети помнить запах своих любимых книг, станет ли осязаемой их книжная≪полка памяти≫, останутся ли в их доме книги с дарственными надписями и отметками на полях –всё то, что передаёт дух времени, семьи, традиции. Л