Просмотр содержимого документа
««Чем интересно мыло и как оно «работает»»»
Конспект урока по функциональной грамотности на тему:
«Чем интересно мыло и как оно «работает»»
ФИО: Ташбулатова Кристина Артаваздовна
Класс: 3
Цель: изучить различные свойства мыла.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД - умение добывать информацию из текстов и иллюстраций;
Регулятивные УУД - формирование умений определять цели и задачи, проводить итоги проведённой работы, коллективно обсуждать и оценивать ее;
Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные УУД - умение использовать полученную информацию в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: мыло (жидкое, туалетное, хозяйственное, самодельное), ёмкость с водой, растительное масло, салфетки, соломка, ручка для фиксирования, рабочие листы.
Ход занятия
Организационно - мотивационный.
Ребята, сегодня мы с вами выполним важную и интересную работу, поэтому настройтесь на то, что знания, которые вы получите вам обязательно пригодятся в жизни.
Актуализация знаний.
Начнём мы наше занятие с выступления Никиты и Насти. Ребята вам прочтут отрывки из стихотворений Корнея Ивановича Чуковского «Майдодыр» и Григория Остера «Вредные советы».
- «Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять».
- Скажите, пожалуйста, к чему призывает отрывок из стихотворения Григория Остера?
Ответы детей.
- «Надо, надо умываться По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок!»
Постановка цели и задач урока.
- А к чему призывает стихотворение Корнея Чуковского?
Ответы детей.
- Скажите, пожалуйста, а чем люди моются? Ответы детей (водой, мылом, шампунем, гелем и тд.).
- А для чего вообще люди используют мыло? Для чего мы им пользуемся? Ответы детей.
- Много ли вы знаете информации о мыле?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Ответы детей.
- Я для вас приготовила вопросы, связанные с мылом (на доске вопросы: Что такое мыло? Откуда появилось? Для чего нужно? Каким бывает?). Дети читают вопросы. Учитель предлагает вместе ответить на поставленные вопросы.
- Кто готов со мной работать покажите, пожалуйста, зелёный сигнал светофора. Отлично. Спасибо за то, что вы со мной. Опустите сигнал.
Первичное усвоение новых знаний.
На доске вывешены изображения разного вида мыла.
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы видите перед собой? Ответы детей.
- Ребята, мыло не всегда выглядело так, как мы с вами привыкли его видеть. Учёные до сих пор спорят кто м когда создал мыло. История возникновения мыла уходит корнями в прошлое. Существует легенда, рассказывающая о появлении мыла. Считается, что мыло впервые появилось примерно 3000 лет назад у подножья древнеримской горы Сапо. Люди случайно заметили, что при первых дождях после жертвоприношений, вода в реке Тибр, в которую дождь смывал золу и растопленный жир животных, пенилась, а белье отстирывалось заметно быстрее и лучше. В это же время в Греции люди использовали вместо мыла песок. А в Древнем Египте использовали воск, разведённый в воде. Вы, наверное, хотите узнать, а что же делали наши с вами предки? Они тоже не отставали от древних римлян.Как вы думаете, что они использовали? Наши предки использовали растения, которые способны образовывать пену, например ягоды бузины, солодка, мыльнянка лекарственная.
- Постепенно люди научились варить мыло. Как вы думаете, как называется профессия? (Мыловар).
- Раньше мыло было дорогим, простые крестьяне не могли его себе позволить.
- Предлагаю вам сегодня узнать чем же интересно мыло и как оно «работает». Тема урока вывешивается на доске.
А поможет нам сегодня рассказ мальчика Ромы (на рабочих листах). Читают рассказ дети.
- Что же такое мыло? Кто может объяснить своими словами? Ответы детей.
- Нам поможет узнать словарь Ожегова. Ученик читает определение.
- Скажите, пожалуйста, какое мыло бывает? Ответы детей. (Учитель достаёт различные виды мыла).
- Сейчас попрошу вас достать рабочие листы и выполнить первое задание. Вам необходимо соединить рисунки мыла с названием его видов. Даю минуту на задание. Если вы готовы то подайте зелёный сигнал.
Один ученик выходит к доске и соединяет название мыла с изображением. Остальные проверяют себя и показывают сигнал.
Опыт 1.
Дети берут туалетное мыло.
-Скажите, пожалуйста, какое оно по консистенции? (твёрдое, гладкое). А теперь попрошу вас опустить мыло в ёмкость с водой. Какое оно стало? (скользкое). Что образуется? (пена).
Подводим итог и фиксируем наблюдение в рабочие листы. По готовности показываем зелёный сигнал светофора.
Опыт № 2. Для чего нужно мыло.
- Попрошу вас налить подсолнечное масло в ёмкость с водой. Что происходит с маслом? Ответы детей.
-Теперь берём жидкое мыло и капнем его на масло. Что теперь происходит? (Мыло растворяет масло).
То же самое происходит с грязью, когда мы моем руки с мылом. Молекулы мыла окружают частички грязи и жира. Мыло удаляет не только видимую грязь с водой, но и невидимую. Бактерии и микробы умирают.
Учитель наглядно показывает в презентации как молекулы мыла окружают частицы грязи и жира.
Дети фиксируют в рабочих листах наблюдение. (Мыло растворило масло в воде).
Опыт № 3. Что происходит с мылом в воде.
- Перед уроком я положила мыло в воду. Понаблюдаем что произошло. Трое учеников вызываются к доске.
- Скажите, пожалуйста, что произошло с водой? Какая она стала? Ответы детей (стала мутной).
- Как вы думаете, какое мыло стало на ощупь? (стало мягким). Давайте проверим.
- А теперь помешайте воду. Что образовывается? (появляется пена). Молодцы! Теперь зафиксируем наблюдения в рабочие листы.
(Мыло увеличилось в воде. Вода стала мутной. Образовалась пена).
Опыт № 4. Хочу мыльные пузыри.
На столе два стакана. В одном стакане вода, смешенная с туалетным мылом, а во втором вода, смешенная с жидким мылом. Детям предлагается взять соломку и попробовать надуть пузыри из первого стакана.
- Ребята, получается надуть пузыри? Нет.
- А теперь попробуйте надуть пузыри из второго стакана с жидким мылом. Получается? Да, получается.
Дети делают вывод из опыта, что мыльные пузыри можно получить только из воды, разведённой с жидким мылом. Фиксируют в рабочие листы и показывают зелёный сигнал светофора.
Подведение итогов.
- Итак, ребята, подведём итоги из нашего занятия. Что вы нового узнали? Ответы детей.
- Мы смогли ответить на поставленные мною вопросы? Что такое мыло? Кто знает поднимаем сигнал светофора. Когда оно появилось? Для чего нужно? Каким бывает? Молодцы, ребята!
Заключение.
- Есть такая поговорка: «Чистота залог здоровья». Вашему вниманию хочу предложить правила личной гигиены, которые мы должны выполнять. На перемене я узнала у детей и родителей как же они моют руки. Оказывается не все делают это правильно.
На слайде включается изображение как правильно мыть руки. Дети читают правила.
- Ваша задача прийти домой и рассказать как правильно мыть руки.