Ход урока I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
-Значит сегодня у нас урок-исследование.
-Что значит исследовать?
-знакомиться;
-внимательно осмотреть;
-наблюдать;
-подвергать научному изучению;
Результаты исследований мы будем записывать в «Листок исследований»
-Какая часть речи может о себе так сказать?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Всё в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания
Цветут сады
И хлеб в полях растят. (Глагол)
-Что мы знаем о глаголе?
-Все ли мы знаем о глаголе?
-Сегодня мы продолжим исследовать глагол.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- К исследованию надо хорошо подготовиться.
Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. - Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. Письмо буквы Ии сочетаний - или ими -Какой темой можно объединить слова? (Дружба) -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Какие орфограммы встречаются в словах?
III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации Работа в группах. -Составьте предложение из разрезных карточек. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай.
4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь. -Что это за предложения? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ) -Перед какой частью речи надо поставить не? -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока. - Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, как НЕ пишется с глаголами .
1) Исследование №1
Упр.223
-Прочитайте строчки из стихотворения С.В.Михалкова «Мой друг»
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде-
Товарища и друга
Не бросит он в беде…
Он гнезд не разоряет,
Не курит и не врет,
Не виснет на подножках,
Чужого не берет…
-Определите тему и главную мысль стихотворения.
-Измените стихотворение так, чтобы вам не захотелось иметь такого друга?
-Что вы изменили?
-Не придает высказыванию отрицательный смысл (бросит- не бросит, любит- не любит, врет- не врет..)
- Какой частью речи является НЕ?
Мозговой штурм. Игра «Четвертое лишнее»
думать
читать
писать
бежишь
посмотрит
летит
нарисует
покормит
спешили
пела
молчал
плыло
- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (час-ти-ца) -Наш первый вывод: НЕ – это отрицательная частица.
-Можно ли к частице НЕ задать вопрос?
-Какой вывод можно сделать?
-Запишем это в «Листок исследований»
Исследование №2 - Как пишется частица НЕ с глаголом? (Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ)
-Выпишите из Упр.223 глаголы с частицей НЕ.
- Проверка.
-Правило с.124 (Частица НЕ с глаголами пишется отдельно. Это орфограмма
-Предположите, всегда ли не с глаголами пишется отдельно. 1.Прочитайте предложения. Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.
- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал)
- Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д. Работа в парах.
1.Стрелочками правильно укажите значения глагола.
Неволить испытывать неприязнь.
Нездоровиться злиться, возмущаться.
Ненавидеть находиться в болезненном состоянии.
Негодовать заставлять, не считаясь с желанием другого.
- Проверка. -Какой вывод можно сделать?
-Запишем это в «Листок исследований»
Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами ____________________ если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется _______________ Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ
ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ
V. Первичное закрепление. 1. Выполнение тренировочных упражнений
1.Работа с сигнальными карточками.
- Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С». Используйте алгоритм.
2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока. Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы.
3. -Может ли книга быть другом?
Упр.226
Просьба библиотечной книги.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне стыдно будет показаться другим.
Не делайте на мне пометок карандашами и чернилами: это испортит мой вид.
- Определите вид предложения по цели высказывания.
-Какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям?
Работа в паре.
-Составьте побудительное предложение с частицей НЕ.
Тест
Вопрос № 1
НЕ с глаголами пишется
слитно раздельно частицы НЕ перед глаголами не бывает
Вопрос № 2 Определи правильное написание НЕ с глаголами
Чего незнаешь, того не говори. Чего не знаешь, того неговори. Чего не знаешь, того не говори.
Вопрос № 3 Найди правильное утверждение
НЕ с глаголами пишется слитно, если глагол без НЕ не употребляется (НЕгодовать) НЕ с глаголами пишется слитно (НЕзнать) НЕ с глаголами пишется раздельно (НЕ знать)
Вопрос № 4 Подумай! На каких вывесках забыли написать НЕ с глаголами
Здесь сорить! Мыть руки перед едой! По газонам ходить! Входить! Стучать!
Вопрос № 5 Подумай! На каких вывесках напрасно написали НЕ с глаголами
Здесь НЕ сорить! НЕ мыть руки перед едой! По газонам НЕ ходить и НЕ сидеть! НЕ входить! НЕ стучать!
Проверка. Самооценка. VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. -Сделаем вывод по уроку. Какую цель мы поставили в начале урока? Что такое НЕ? Как она пишется? Когда НЕ пишется слитно? Назовите глаголы-исключения.
-Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял. -Встаньте те, кто всё понял. -Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим. -Похлопайте те, кто на уроке достиг успеха.