kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Частица НЕ с глаголами (русский язык)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по теме урока с тестовым заданием 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Частица НЕ с глаголами (русский язык)»

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цель: создать условия для открытия новых знаний правописания частицы не с глаголами.

Задачи:

  • содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

  • познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не – с глаголами.

  • содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;


Ход урока
I. Оргмомент . Психологический настрой. Мотивация на успех.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

-Значит сегодня у нас урок-исследование.

-Что значит исследовать?

-знакомиться;

-внимательно осмотреть;

-наблюдать;

-подвергать научному изучению;

Результаты исследований мы будем записывать в «Листок исследований»

-Какая часть речи может о себе так сказать?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду-

Всё в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания

Цветут сады

И хлеб в полях растят. (Глагол)

-Что мы знаем о глаголе?

-Все ли мы знаем о глаголе?

-Сегодня мы продолжим исследовать глагол.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- К исследованию надо хорошо подготовиться.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
- На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.
- Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг.
Письмо буквы Ии сочетаний - или ими
-Какой темой можно объединить слова? (Дружба)
-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Какие орфограммы встречаются в словах?

III Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации
Работа в группах.
-Составьте предложение из разрезных карточек.
1.Друг в беде бросит.
2.Новых друзей наживай, а старых забывай.

4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь.
-Что это за предложения?
-Почему пословицы звучат бессмысленно?
-Как вы думаете, какое слово нужно дописать в пословицы, чтобы они стали правильными? (слово НЕ)
-Перед какой частью речи надо поставить не?
-Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц.
-А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом?
-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Итак, наше предположение:
Не с глаголами пишется раздельно.
- Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.
- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, как НЕ пишется с глаголами .

1) Исследование №1

Упр.223

-Прочитайте строчки из стихотворения С.В.Михалкова «Мой друг»

Он честен и бесстрашен

На суше и в воде-

Товарища и друга

Не бросит он в беде…


Он гнезд не разоряет,

Не курит и не врет,

Не виснет на подножках,

Чужого не берет…

-Определите тему и главную мысль стихотворения.

-Измените стихотворение так, чтобы вам не захотелось иметь такого друга?

-Что вы изменили?

-Не придает высказыванию отрицательный смысл (бросит- не бросит, любит- не любит, врет- не врет..)


- Какой частью речи является НЕ?

Мозговой штурм. Игра «Четвертое лишнее»

думать

читать

писать

бежишь

посмотрит

летит

нарисует

покормит

спешили

пела

молчал

плыло


- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (час-ти-ца)
-Наш первый вывод: НЕ – это отрицательная частица.

-Можно ли к частице НЕ задать вопрос?

-Какой вывод можно сделать?

-Запишем это в «Листок исследований»

Исследование №2
- Как пишется частица НЕ с глаголом?
(Наблюдение за правописанием глаголов с НЕ)

-Выпишите из Упр.223 глаголы с частицей НЕ.

- Проверка.

-Правило с.124 (Частица НЕ с глаголами пишется отдельно. Это орфограмма

-Предположите, всегда ли не с глаголами пишется отдельно.
1.Прочитайте предложения.
Дети не любят ходить в больницу.
Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится.
Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться.

- Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не уедешь, неволить, недомогал, недоумевал)

- Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.
Работа в парах.

1.Стрелочками правильно укажите значения глагола.

Неволить испытывать неприязнь.

Нездоровиться злиться, возмущаться.

Ненавидеть находиться в болезненном состоянии.

Негодовать заставлять, не считаясь с желанием другого.

- Проверка.
-Какой вывод можно сделать?

-Запишем это в «Листок исследований»


Вместо пропусков вставьте нужные слова.
Прочитайте, что у нас получилось?
Частица не пишется с глаголами ____________________
если употребляется без не. Если без не
не употребляется, то пишется _______________
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ

ФИЗМИНУТКА _ ТРЕНИНГ

V. Первичное закрепление.
1. Выполнение тренировочных упражнений

1.Работа с сигнальными карточками.

- Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку. Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой «Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой «С». Используйте алгоритм.

(Не)говоришь, (не)навидеть, (не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить, (не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.

2.Запишите правильно пословицы, которые вы составили в начале урока.
Письмо с комментированием – по 1 ученику от группы.

3. -Может ли книга быть другом?

Упр.226

Просьба библиотечной книги.

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне стыдно будет показаться другим.

Не делайте на мне пометок карандашами и чернилами: это испортит мой вид.

- Определите вид предложения по цели высказывания.

-Какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям?

Работа в паре.

-Составьте побудительное предложение с частицей НЕ.


Тест

Вопрос № 1 

НЕ с глаголами пишется

 слитно  раздельно  частицы НЕ перед глаголами не бывает

Вопрос № 2 
Определи правильное написание НЕ с глаголами

 Чего незнаешь, того не говори.
 Чего не знаешь, того неговори.
 Чего не знаешь, того не говори.

Вопрос № 3 
Найди правильное утверждение

 НЕ с глаголами пишется слитно, если глагол без НЕ не употребляется (НЕгодовать)
 НЕ с глаголами пишется слитно (НЕзнать)
 НЕ с глаголами пишется раздельно (НЕ знать)

Вопрос № 4 
Подумай! На каких вывесках забыли написать НЕ с глаголами

 Здесь сорить!
 Мыть руки перед едой!
 По газонам ходить!
 Входить! Стучать!

Вопрос № 5 
Подумай! На каких вывесках напрасно написали НЕ с глаголами

 Здесь НЕ сорить!
 НЕ мыть руки перед едой!
 По газонам НЕ ходить и НЕ сидеть!
 НЕ входить! НЕ стучать!

Проверка. Самооценка.
VI . Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.
-Сделаем вывод по уроку. Какую цель мы поставили в начале урока? Что такое НЕ? Как она пишется? Когда НЕ пишется слитно? Назовите глаголы-исключения.

-Поднимите руки, те кто считает, что ничего не понял.
-Встаньте те, кто всё понял.
-Помашите рукой те, кто всё понял и может помочь другим.
-Похлопайте те, кто на уроке достиг успеха.

Спасибо за урок!

Д/з стр. 124-125 правило, упр. 227


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Частица НЕ с глаголами (русский язык)

Автор: Ткаченко Татьяна Анатольевна

Дата: 10.06.2025

Номер свидетельства: 671474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "урок русского языка "Не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-russkogho-iazyka-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "178186"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424787542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа русскому языку 10 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-russkomu-iazyku-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182006"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425451601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание частицы - не- с глаголами". "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-3-m-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "227063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440593180"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок по русскому языку "Частица не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-po-russkomu-iazyku-chastitsa-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "142753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418360884"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по русскому язык "Правописание НЕ с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyk-pravopisaniie-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "200985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428943454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства