Урок по предмету «Окружающий мир»
2 класс
Аннотация
Материал урока позволяет актуализировать знания о природе, расширяет кругозор учащихся, способствует формированию коммуникативных навыков и создает условия для воспитания бережного отношения к природе.
Использованная литература
Крылов, Г. В. Деревья, травы жизни, заповедные места... (текст)
Шабанова , О. Загадки про растения (текст)
Видео про растения-хищников- http://www.youtube.com/watch?v=1s6SsQ6Ib1w
Тема: Части растений
Тип урока: изучение и закрепление нового материала (с использованием ИКТ )
Цель урока: расширить представление детей о природе.
Задачи урока:
развивающие:
способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно – следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
способствовать формированию культуры речи
стимулировать самостоятельно – поисковую деятельность;
повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.
образовательные:
актуализировать знания детей о природе, её составляющих;
расширить кругозор учащихся по теме «Растения» путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
воспитательные:
Оборудование: тесты, презентация, видео «Растения-хищники», распечатка «Сказка для детей про подсолнух», картинки с изображением овощей , таблица для самостоятельной работы.
Структура урока
1 | Организация класса. | 5 мин |
2 | Мотивация учебной деятельности | 8 мин |
3 | Изучение нового материала | 15 мин |
4 | Закрепление изученного | 10 мин |
5 | Итог урока | 5 мин |
6 | Рефлексия | 2 мин |
Ход урока.
Организация класса.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро солнцу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
I. Актуализация опорных знаний
– Ребята! Сегодня, нам предстоит знакомство с удивительным миром. Мир, который кормит нас, одевает, лечит, защищает от неблагоприятных воздействий. Во время знакомства постарайтесь узнать интересные и поучительные факты о природе, растениях, о том, как сохранить прекрасную природу Земли.
-А что это за мир, вы отгадаете пройдя тест (на повторение домашнего задания)
( Ключевое слово –РАСТЕНИЕ)
– Что такое растения? Еще называют Зелёной одеждой Земли”.
-Это предмет живой или неживой природы?
– Какое значение имеют растения для людей?
Обобщим на доске
Питание
Кислород
Красота
Лекарства
Одежда
Предметы пользования
2. Мотивация учебной деятельности
– Какие органы есть у большинства растений? Ответим мы на этот вопрос после прослушивания сценки «Спор частей растения»
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.
3.Изучение нового материала
Презентация
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Кто вторым вступил в спор? (Листья)
– У всех растений листья одинаковые по форме, размеру?
– Вспомните, какую основную функцию выполняют листья растений? (Выделяют кислород)
– Что ещё можете сказать о листьях?
– Хотите узнать ещё интересное о листьях? (Рассказ о растениях хищниках.)
(Видео)
Физкультминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Мы по лесу погуляем, за природой наблюдаем.
Вверх на солнце поглядим,
Ягодку съедим
4.Закрепление изученного
– К нам в гости пришла Королева Флора. Давайте заглянем к ней в корзинку и определим, какую часть растений мы употребляем в пищу?
(Флора загадывает загадки, показывает овощи-отгадки)
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свекла – корнеплод)
Все узнают молодца,
Что растет на грядке:
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий. (Кабачок – плод)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук – видоизмененный побег)
Нарядилася Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её?... (Капуста – листья)
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
(Подсолнух)
-Почему природа так назвала подсолнух?
Прослушайте легенду- сказку о происхождении названия подсолнуха.
Сказка для детей про подсолнух
Когда-то давно на земле начали появляться разные цветы. Сначала они были маленькими, потом становились всё больше и больше, и, наконец, появились совсем большие. Все они, независимо от размера, жили в мире и согласии.
Каждый цветок имел свой характер, а в зависимости от него и цвет.
Роза была очень романтичная, поэтому она стала красной. Василёк был мечтательным и часто смотрел в небо — и цвет он получил небесно-голубой. Ландыш был очень стеснительным и скромным, не любил выделяться, поэтому цвет его был белым.
Все цветы были разного цвета. Если кто-то смотрел на поле, где они росли, он восхищался многообразием красок и пестротой узора.
И только один цветок был незаметен.
Бедный подсолнух часто менял свое настроение — вчера он был грубым, сегодня — милым и приветливым, а на следующий день мог стать стеснительным или грустным. Из-за такого переменчивого характера матушка-Природа так и не смогла придумать, какой же цвет подарить этому странному цветку. Так и остался подсолнух какого-то непонятного бледного цвета.
Как-то раз летом была гроза. Все цветы радовались ей и пили воду, которая попадала под их корни с неба. Один только подсолнух не разделял общего веселья. С грустью смотрел он на весёлые цветы и не понимал, чему они так радуются — ведь небо затянуто тучами, и всё вокруг становится мокрым.
Вдруг тучи расступились, небо посветлело и выглянуло солнце. Оно осветило всё цветочное поле и согрело каждый цветок, каждый листочек этих растений.
Подсолнух подставлял свои намокшие лепестки под лучи солнца и улыбался. Впервые за долгое время у него было хорошее настроение. Он смотрел на доброе солнце и безмятежно улыбался ему, греясь под теплыми лучами.
Солнце обратило внимание на этот бледный цветок, который так выделялся на фоне остальных. Подсолнух так искренне улыбался и выглядел таким счастливым, что оно решило сделать ему подарок.
Солнце спустилось на землю и обняло цветок своими руками-лучиками. А когда оно поднялось обратно на небо, подсолнух увидел, что он стал ярко-жёлтым.
С тех пор ярко-жёлтый цветок, похожий на маленькое солнце, всегда выделяется среди других цветов. И с солнцем они дружат
Учитель:
О люди, мыслю я, у всех, у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.
Работа над цитатой
“Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. (М. Пришвин)”.
– Как вы понимаете эти слова?
Да велико значение природы для жизни человека. С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, распахивают луга, вырубают леса. Всё это необходимо. Но продолжая разговор о растениях, нельзя забывать, что по вине человека многие растения становятся редкими, а иные исчезают совсем из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов или заготавливают как лекарственные средства.
На уроках природоведения вы уже знакомились с Красной книгой . Почему она названа Красной?
– Это памятка, предупреждающая, что растения, занесённые в неё, требуют охраны.
Вдумайтесь, ребята, в строки из стихотворения С. Островского “Красная книга”:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего
И ползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды,
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
Растения существуют на Земле с давних времен, они появились гораздо раньше, чем человек. В настоящее время существует большое количество видов различных растений.
Каково их количество? (500 тыс. видов).
Но с развитием человеческого общества количество растений на Земле очень быстро снижается.
Приведем факты
До появления человека на Земле один вид исчезал за 1000 лет.
С 1950 года по 1980 год – 1 вид – за 1 год. ( 30лет назад)
Сейчас – 1 вид – за неделю
К 2050 году будет исчезать 1 вид за 1 час.
- Каковы основные причины исчезновения растений?
(Беседа с учащимися с записью в тетрадь).
1) Распашка земель.
2) Вырубка лесов.
3) Осушение болот.
4) Выпас скота.
5) Строительство городов, дорог.
6) Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы).
7) Пожары (10 % - от природных явлений, 90 % - по вине человека).
8) «Любовь» людей (массовый сбор растений).
Все эти причины приводят или к гибели самых растений, или к необратимым изменениям среды их обитания, в которой они живут.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер
У меня на ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
Самостоятельная работа .
Значение
Плод с семенами | |
Цветок | |
Лист | |
Стебель | |
Корень | |
5.Итог урока
_Закончи предложения:
Я узнал…
Я повторил…
Я удивился…
Я запомнил…
6.Рефлексия ( просмотр видео «Красота растений»)
9