- Рассмотрите изображение томата в учебнике и на таблице. Найдите на них листья и покажите. Дети работают по учебникам, один ребёнок - у доски. - Какие части растений вы знаете? Познакомимся с ними подробнее. К чему прикрепляются листья у томата? Прочитайте название. Какого цвета стебель? Сравните стебли томата и яблони. У томата стебель прямой, он растёт вверх. - Что ещё, кроме листьев, есть на стебле? Сколько цветков на стебле у томата? А сколько на стебле у яблони? Количество цветков может быть разным, но они есть. Спускаемся по стеблю вниз. Зелёная часть растения заканчивается. Какого цвета следующая часть растения? Прочитайте её название. Корень — подземная часть растения. С помощью корня растение держится в земле и не сдувается ветром, получает из почвы воду, полезные вещества, а часто и размножается. Мы с вами назвали корень, стебель, лист и цветок. Что ещё есть у растений? Сравните плоды с семенами у томата и яблони. Они разные. Но оба они появились на месте цветка после того, как у цветка завяли и опали лепестки. С помощью семян растения размножаются. Плоды могут быть крупные или мелкие, сочные или твёрдые. На многих растениях, например на дубе, вырастают твёрдые плоды. Каждый плод имеет прочную оболочку — скорлупу, которая защищает находящийся внутри орех. Эти орехи и есть семена дуба. Семена томата созревают внутри плода – томата - помидора. — Семена растений могут быть заключены в плоды, стручки или коробочки. Рассмотрите плоды на с. 15. Количество семян в них может быть от одного до нескольких тысяч. Например, у кокосовой пальмы вырастает несколько очень крупных, тяжёлых семян. А у орхидеи образуется несколько тысяч крошечных, лёгких семечек. Плодовые деревья такие, как вишня и слива, содержат внутри своих плодов по одному семечку, которое заключено в прочную, словно каменную, скорлупу. А арбузы и бананы содержат в мякоти своих плодов множество семян. Практическая работа. На столе корзину с плодами. — Что у меня в корзине? Как это всё назвать одним словом? Что внутри у этих плодов? Давайте посмотрим. Учитель разрезает яблоки, дети самостоятельно раскрывают стручки гороха и коробочки мака. — Разложите семена рядом с изображениями плодов. Сравните их по форме, величине, цвету. А теперь — сюрприз! Показать арбуз, предварительно разрезанный на дольки. — Мы с вами знаем, что арбуз — это тоже плод. А внутри у него — семена. Дети кладут семечку арбуза в квадратик. Дольку арбуза на блюдце отодвигают и оставляют до конца урока. — У разных растений есть одни и те же части — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. А есть ли все это у деревьев? На доске плакат с изображением дерева. — Рассмотрите изображения деревьев на плакате и в учебнике. Найдите у них все названные нами части. Стебель у дерева — это его ствол с ветвями. Они толстые и твёрдые. Остальные части у лиственного дерева такие же, как у других растений. Обратите внимание на то, что я сказала «у лиственных деревьев». Что это значит? Это значит, что у хвойных деревьев что-то не так. Что? У хвойных деревьев нет плодов. Вместо плодов у них шишки, состоящие из множества жёстких чешуек. Шишка растёт долго — два года. Вначале она зелёная, а когда семена в ней полностью созреют, становится коричневой. Чешуйки раскрываются, и семена выпадают. Мы знаем, что почти у всех растений есть цветки. Рассмотрите рисунок клевера. Вы видите, как выглядит один цветок. Множество таких мелких цветочков собрано в соцветие. В центре большого цветка подсолнечника находятся сотни мельчайших цветочков. Из каждого такого цветочка образуется семечко. Физкультминутка Мы листики осенние, на ветках мы сидели. Присесть. На ветках мы сидели, дунул ветер – полетели, Легкий бег по кругу. Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. Присесть. Ветер снова набежал и листочки все поднял. Легкий бег по кругу. Закружились, полетели и на землю тихо сели. Присесть. |