Мы все сумеем Все трудности преодолеем Учитель читает стихотворение О. Высотской «Весёлая грамматика»: Существительное «школа», «Просыпается» глагол. С прилагательным «весёлый» Новый школьный день пришёл. Мы наречием «отлично» На уроке дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья «ох» да «ах»! Встали «мы» - местоименье, Бьёт числительное «семь». За ученье, без сомнения, Приниматься нужно всем. «Ни» и «не» - у нас частицы, Нам их надо повторять И при этом не лениться И ни часу не терять! А потом у тёплой печи Повторяем части речи! (все вместе) а) Массаж рук. Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.) Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. (Массируем пальцы левой руки.) Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! (Массируем пальцы правой руки.) Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.) Огонь зажжен. (Потираем ладони.) Кочерыжка, выйди вон! б) Работа в тетради. От топота копыт пыль по полю летит. в) Работа со скороговоркой. Ладони поочерёдно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной. а) Запишите отгадки: *Два берёзовых коня Вихрем с горки мчат меня, Ну а на гору опять Мне их надо поднимать. (Лыжи.) *Лежат поросятки, Привязаны к грядке. Хороши зелёные, А зимой солёные. (Огурцы.) *В поле из роз отдохнуть я прилёг, Розу сорвать ни одну я не мог. . Розы цвели, но секрет их таков: В каждом цветке по сто узелков. (Ковёр.) *На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град.) *Когда сухо - клин, Когда мокро - блин. Одна нога - И та без сапога. (Зонт.) - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что?) - Что они обозначают? (Предмет.) - К какой части речи эти слова относятся? (К имени существительному) б) На доске записаны слова: СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ОСТРЫЙ, СВЕТЛЫЙ, МЯГКИЙ. Запишите слова, противоположные по смыслу. (Голодный, веселый, пой, темный, твердый.) На какой вопрос отвечают эти слова? (Какой?) Что они обозначают? (Признак предмета.) К какой части речи относятся? (К имени прилагательному.) в) Упражнение «Кто что делает?» На доске написаны слова. Напишите, кто что делает. ХУДОЖНИК, БАЯНИСТ, ПОРТНИХА, ВРАЧ, ОГОНЬ. (Рисует, играет, шьёт, лечит, горит.) - На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?) - Что обозначают слова? (Действие предмета.) - Какая часть речи? (Глагол.) г) Работа по учебнику. Расскажите о частях речи, по плану. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем как зайки Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вздохнули. Отдохнули? Отдохнули! - Ребята, как вы думаете, почему медведь получил такое название? Учитель читает рассказ Н.Сладкова «Сорока и медведь»: - Эй, Миша-медведь, на вопрос ответь. - Какой вопрос, Стрекотуха? - А почему тебя медведем зовут? Глухаря - понятно: он весной глухой. Зайца -беляка понятно: он зимой белый, а вот медведь не понятно! - Хе-хе! Бестолковая ты птица. Медведь — значит мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан...» Упр. из учебника 1 ряд – выписывает им. Сущ. 2 ряд – им. Прилаг. 3 ряд – глаголы И 3 ученика у доски от каждого ряда. Упр. По данным признакам определи части речи. |