Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие Эмоциональный настрой | - Здравствуйте, ребята. -В школу мы пришли учиться Не лениться, а трудиться. Работаем старательно А слушаем внимательно. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Проверка готовности к уроку | - Проверьте свою готовность к уроку – на столах у вас должны лежать учебник русского языка, рабочая тетрадь, дневник и письменные принадлежности. - Не будем забывать о правилах посадки: спина касается спинки стула, между животом и партой помещается кулак, ноги под партой под прямым углом, а руки сложены на парте. |
II. Минутка чистописания (5-7) Цель: содействовать выработке каллиграфических навыков письма. | Пальчиковая гимнастика | -Ребята, сегодня мы с вами будем писать, а чтобы буквы были ровными и красивыми выполним пальчиковую гимнастику, внимательно слушайте и повторяйте за мной. Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.) Мы морковку трём, (Пальцы рук сжаты в кулак, движения кулаков к себе и от себя.) Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепоти.) Мы капусту жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.) | Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь |
Оформление рабочей страницы в тетради | - Откройте свои тетради и запишите число (18) классная работа. - Помним, что в слове «классная» удвоенная буква «с» |
Упр. в написании букв и их соединений с другими буквами | - Посмотрите на доску. Что на ней написано? (Слоги мя, ме) - Назовите виды соединений в буквосочетаниях. - В слоге «мя» - нижнее. - В слоге «ме» - среднее. - На новой рабочей строке запишите эти буквосочетания, чередуя до конца рабочей строки. - Составим слова с этими буквосочетаниями, я буду называть лексическое значение слова, а вы ответ. 1)Шар из упругого материала, отскакивающий при падении от твердой поверхности-это мяч. 2)Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами-это время. 3)Мягкий белый известняк, употребляемый для окраски, писания-это мел. - Запишите слова, чередуя до конца рабочей строки, подчеркните орфограммы. | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, выполняют графические действия. |
Словарная работа (обобщение изученных словарных слов) | - Теперь, с красной строки, с большой буквы запишите слово «Словарь», поставьте двоеточие. - А сейчас мы с вами повторим написание ранее изученных словарных слов. (альбом, пшеница, овес, ракета, погода, восток, понедельник, заря) - Записывайте словарные слова в тетрадь, подчёркивая непроверяемые буквы одной чертой, ставьте ударение. (Ученики с комментированием записывают слова) Альбом- ударение падает на 2-ой слог на гласную «о», непроверяемая безударная гласная «а» в 1-ом слоге, её нужно запомнить. Пшеница- ударение падает на 2-ой слог на гласную «и», непроверяемая безударная гласная «е» в 1-ом слоге, её нужно запомнить. Овёс- ударение падает на 2-ой слог на гласную «ё», непроверяемая безударная гласная «о» в 1-ом слоге, её нужно запомнить. Ракета- ударение падает на 2-ой слог на гласную «е», непроверяемая безударная гласная «а» в 1-ом слоге, её нужно запомнить. Погода- ударение падает на 2-ой слог на гласную «о», непроверяемая безударная гласная «о» в 1-ом слоге, её нужно запомнить. Понедельник-ударение падает на 3-й слог на гласную «е», непроверяемые безударные гласные в 1-ом и во 2-ом слоге «о», «е», их нужно запомнить. Заря- ударение падает на 2-ой слог на гласную «я», непроверяемая безударная гласная «а», её нужно запомнить. | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым словарным словом | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически;iu Читают новое сл. Слово, определяют его лексическое значение, выделяют орфограмму, составляют словосочетания и предложения с новым словарным словом. |
III. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы. | -Итак, мы получили огромный мешок, из которого посыпались слова.(мороз, лесной, парта, идти, снег, ночной, пришел.) Что делать? Конечно, наводить порядок! -А как? (Надо их как-то сгруппировать). -Но можно ли на одну «полку» положить слова мороз и лесной, на другую парта и идти. -Будет ли порядок?(нет) - Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам). - Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы. - На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя сущ., имя прилаг., глагол). - Как можно назвать все эти группы? (Части речи) | Актуализирует знания и создает проблемную ситуацию. Ставит перед учащимися проблемную ситуацию; подводит учащихся к формулированию целей урока | Формулируют цели урока вместе с учителем; понимают социальную и практическую ценность изучаемого материала. |
Определение темы и задач урока | -Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока (части речи.) - Правильно ребята, тема нашего урока- Части речи. -Какую цель поставим перед собой ?(закрепить умение определять части речи.) | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
IV. Изучение нового материала. (10-15) Цель: обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Работа по таблице на стр.131. | -Откройте учебники на стр. 131-й. Рассмотрите таблицу на этой странице. -На какие вопросы отвечают имена существительные, прилагательные, глаголы? (кто? что? какой, какая, какие? что делать, что сделать?) - Приведите свои примеры слов разных групп? -Какие еще части речи вам известны? (служебные) К каким частям речи относятся: А) слова в, на, о, к; Б) слово не; В) слова и, а, но? -Все части речи в русском языке делятся на самостоятельные (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение) и служебные (предлог, союз, частица и междометия). В предложении самостоятельные части речи выполняют роль членов предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании или вносят дополнительные значения в предложение. -Составьте сообщение на тему «Что я знаю о частях речи?». (ответы учащихся) | Ставит учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала | Выполняют учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание |
Работа в учебнике «Упр. 239, стр. 132» | -Посмотрите на упр. 239. Прочитайте задание. -Вам необходимо распределить слова по частям речи. Записывать слова каждой речи вы будете с новой строки, вставляя пропущенные буквы. Сущ-е: долина, желание, объявление, счастье, коллектив. Глагол: желать, зеленеть, объяснить, прилететь, говорить. Прил-е: далекий, зеленый, радостный, разговорчивый. Числ-е: четыре, восемь, шестнадцать. Мест-е: он, они, ты. Предл: около, над, к, за, по -По каким признакам вы определили часть речи? | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий; выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
ФИЗМИНУТКА | -Ребята, я вижу вы устали, встаньте немного разомнемся. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: 1, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. -А теперь, тихо сели мальчики, тихо сели девочки. | Осуществляет показ упражнений учащимся | Смотрят, выполняют упражнения |
V. Закрепление изученного материала Цель:обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые необходимы им для самостоятельной работы. | Упр. 240, стр. 132(самостоятельно) | -Прочитайте задание упр. 240. -Прочитайте стихотворение. Повеяло черемухой. Проснулся соловей. Уж песнью заливается Он в зелени ветвей. К. Романов -Прочитайте еще раз стихотворение и будьте готовы записать его по памяти. -А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и выполните самопроверку по учебнику. -Назовите знакомые части речи (существительное, глагол, местоимение, предлог.) | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
| Упр.241 стр.132 (самостоятельно) | - Прочитайте упр. 241. - Как вы поняли последние строки? -Какую часть речи не употребил автор? Почему? (глагол, потому что такой стиль рифмы в стихотворении) -Приготовьтесь записать по памяти первое предложение стихотворения. И выполните самопроверку. Солнце в окошке, Тень на дорожке, Крик петушиный, Мурлыканьекошки. | Определяет учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку, подводит детей к выводу | Находят упражнение в учебнике, выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль. |
VI. Итог урока Цель:обобщение и систематизация знаний; рефлексия и самооценка учебной деятельности. | Обобщающая беседа, | -Какая тема нашего урока? (части речи) -Какую цель мы ставили в начале урока? ( закрепить умения определять разные части речи) -Достигли ли мы ее? (да) -Чему научились на уроке? (определять части речи, писать текст по памяти) -Какие части речи вы знаете? | Формирует у обучающихся целостную систему знаний | Анализируют свою деятельность на уроке |
Домашнее задание | -Откройте дневники, запишите домашнее задание упр. 242 с.133 | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают домашнее задание |
Рефлексия. Выставление оценок | -Также отдельно отмечу учеников, активно работавших на протяжении всего урока….. -Ребята, на партах у вас лежат круглые чистые листики, я вам предлагаю нарисовать смайлик, который охарактеризует ваше настроение после урока и ваши успехи. | С помощью вопросов, побуждает учеников к высказыванию своего мнения; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. | Соотносят цель и результаты учебной деятельности. Формулируют и аргументируют мнения. |