Урок по самопознанию для третьего класса, цель которого расширить представление о ценности Родины на примерах истинных патриотах.Формы работы урока коллективная. индивидуальная, групповая.Урок начинается с круга радости, далее приём наедине с собой, работа с пословицами, беседа. К уроку добавляется презентация , видео-аудио сопровождение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Быть патриотом своей страны»
Урок по самопознанию «Быть патриотом своей страны» 3 класс
Учитель Максименко Галина Алексеевна
ГУ «Джалтырская СШ№4»
Цель: расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.
Задачи: - раскрывать значение понятия «патриотизм»; - развивать стремление быть патриотом своей страны; - воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.
Круг радости - Хорошо, что солнце светит!(поднимаем руки вверх) - Хорошо - Хорошо, что дует ветер! (машем на себя) - Хорошо - Хорошо в краю родном! (разводим руками) - Хорошо - Хорошо там, где наш дом! (показываем на себя) - Хорошо
Введение в замысел урока. Наедине с собой То, о чём сегодня на уроке пойдёт речь, вы мне скажите сами, посмотрев небольшой сюжет, и послушав песню Марка Бернеса. - Прошу вас, подумайте, что хотел сказать нам автор песни, какой глубинный смысл стремился донести до нас?
ВИДЕО СЮЖЕТ «С чего начинается Родина?» - О чём же этот сюжет? (О Родине)
- Что значит Родина для автора песни?
- О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских пословицах (прочтём их)
Отанды сүю – от басынан басталады
Любовь к Родине у семейного очага зарождается
Отансыз адам- ормансыз бұл-бұл.
Человек без Родины,что соловей без леса Отан оттан да ыстық. Родины тепло – огня жарче.
Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.
Родину предать – себя заживо схоронить
Родина-это наш общий дом.
- А что для вас значит слово Родина? ……….
Напишите слова –ассоциации к слову Родина
Давайте посмотрим что у нас получилось Ведь так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый что- то подскажет так, как каждый понимает по- своему, но каждый обязательно произнесёт: «семья, дом, родной город,село»
- А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриот)
- Какого человека мы можем называть патриотом? (Дети дополняют……)
- А вот какое определение патриота даётся в словаре…… Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины (толковый словарь) - Хотелось познакомить вас с устаревшими словами, которые обозначали то же самое, что и слово патриот(слова синонимы) • Отечественник • Отчизник • Отчизнолюб • Усердный защитник
- Давайте попробуем составить портрет патриота
Вам надо разделиться по парам и на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (внимание на экран) Патриот–человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________
СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА
-Расскажите, что у вас получилось…. - Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится…., помогает….
- Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
- Посмотрите, пожалуйста, на фотографии этих людей. - Что вам о них известно? - Можно ли их назвать патриотами своей страны?
Токтар Аубакиров Родился в Карагандинской области, окончил высшую школу лётчиков – испытателей по профессии лётчик – испытатель, лётчик- космонавт и лётчик- исследователь, генерал майор. 2 октября 1991 г стартовал в космос и пребывал 7 дней 22 часа. - Можно ли назвать патриотом своей страны? Почему?
Абай Кунанбаев родился в Семиполатинской области. Казахский поэт, просветитель, основоположник казахской письменной литературы. - Можно ли назвать патриотом?
- 15 февраля мы отмечали 27 – летие вывода войск из Афганистана.
Как вы считаете можно ли назвать парней которые выполняли свой долг в Афганистане патриотами?
Маншук Маметова (с.72-73) Рассказ учителя
Хрупкая на вид, Маншук была живой и крепкой девушкой. Ее упорству в овладении боевым оружием удивлялись опытные пулеметчики. Маншук не удовлетворяла служба при штабе и она снова рвалась на передовую. Пулеметчики фактически являлись смертниками, так как противник в первую очередь уничтожал пулеметные гнезда. В письме домой она пишет: " Я сначала работала в штабе бригады старшим писарем, но пожелала лично участвовать в боях с оружием в руках. Скоро получу значок "отличный пулеметчик". Ей предлагали быть медсестрой, телефонисткой, радисткой, но Маншук упрямо рвалась на передовую... "Я хочу быть чапаевской Анкой, хочу помериться силой с пулеметчиками фронта" твердила она. И здесь командиры оказались бессильны перед её даром убеждения. Она страстно хотела испытать упоение боем. Однако на войне бывает и такое: бойцы, как бы привыкшие к смерти, словно невзначай вспоминают о ней.
Нежная душа Маншук раскрывается в письмах на родину. 22 сентября 1943 года она получила посылочку из далекой Алма-Аты из дома, от матери. "Дорогая Мамочка! - пишет она 22 сентября 1943 года.... Я была рада, хотя мне и досталось всего одно яблочко, так как наши бойцы и командиры так же , как и я, ожидали маленький подарок. Большое Вам спасибо. Была счастливая дорога. А сейчас я нахожусь на передовой и зорко слежу за фрицами. Ночью почти не приходится спать, а днем отдыхаем чуть-чуть". В своем последнем бою огнем своего "максима" Маншук уничтожила более 70-ти вражеских солдат и офицеров, обеспечив продвижение наших основных сил. Этот бой, в котором она, не смотря на тяжелое ранение, продолжала бить по врагу из пулемета и сорвала вражескую контратаку на важнейшем участке наступления. Маншук Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза
- Во всех приведённых примерах – патриот это взрослый человек. - А вы считаете себя патриотами? - Как можно проявить свою любовь к Родине?
СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА
Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «армянка». Как ты поступишь? Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь прав учитель или не прав? - Итак сделаем вывод: - Каким должен быть патриот страны?
Патриот-это человек который
– осознаёт свою роль в жизни государства;
– любит свою Отчизну;
– предан своему народу;
– гордится историческим прошлым и настоящим Родины, заботится о её будущем;
– знает и уважает государственные символы и традиции народа;
– отличается активной гражданской позицией;
– проявляет интерес к общественным и политическим событиям, жизни республики;
– должен защищать Родину и её государственные интересы;
– знает государственный язык, русский и один из мировых языков;
– проявляет толерантность и уважение к представителям других национальностей и религий;
– испытывает чувство гордости за достижения своих земляков Круг «От сердца к сердцу» Учитель предлагает учащимся по строке прочитать стихотворение, представленное в учебнике; (с.75)
Учащиеся по очереди читают памятку.
Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества: 1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная. 2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие. 3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку. 4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь. 5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных. 6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность. 7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь. 8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе. 9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. 10. Гордись тем, что ты – гражданин великого многонационального Казахстана!