Просмотр содержимого документа
«Бумага. Свойства бумаги. Виды бумаги»
бумага. СВОЙСТВА БУМАГИ. ВИДЫ БУМАГИ
– Отгадайте загадки о предметах, сделанных из бумаги.
Посмотрите на меня –
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я – в линейку, без сомнений.
Это – лёгкая загадка:
Каждый знает, я – ... (тетрадка).
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам,
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета.)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга.)
– Что объединяет все эти загадки? (Все эти предметы сделаны из бумаги.)
– Верно, и наше занятие сегодня посвящён бумаге: её видам, её свойствам. Поговорим о том, какие изделия можно сделать из бумаги и при помощи каких инструментов и приспособлений.
– Сейчас бумага – один из самых распространённых материалов: на бумаге печатают книги, газеты, журналы, из неё делают тетради, блокноты, альбомы. На бумаге мы и пишем, и рисуем. Она бывает плотная и тонкая, белая и цветная.
– А знаете ли вы, где изобрели бумагу? Когда она появилась? (Предположения учащихся.)
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУМАГИ
Согласно летописям бумага была изобретена в 105 году нашей эры в Китае неким Цай Лунем. Учёный увидел как оса пережёвывала кору бамбукового дерева, она смачивала кору слюной изготавливая гнездо. Цай Лунь размочил в воде кору и засушил получился материал очень похожий на бумагу. В 1957 году, при исследовании гробницы в пещере Баоця в северной провинции Китая Шеньси, было подтверждено, что бумага была впервые изготовлена во II веке нашей эры.
В VI–VIII веках изготовление бумаги осуществлялось уже и в других странах Азии.
И только в IX–XII веках начинается производство бумаги в Европе. В XV–XVI веках, в связи с изобретением книгопечатного станка, повышается спрос на изготовление бумаги. Переломное значение в развитии производства бумаги произошло в XVII веке. Тогда был изобретен размалывающий древесину аппарат – ролл. В конце XVIII века благодаря этим аппаратам уже изготавливалось большее количество бумаги, но ручной отлив (вычерпывание) замедлял процесс.
Во Франции в 1799 году Роббер изобрел бумагоделательную машину, доведя до автоматизма отлив бумаги путем движущейся сетки. В Англии братья Фурдринье приобрели патент у Роббера и в 1806 году запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века аппарат по изготовлению бумаги дошел до стадии полной автоматизации.
Хронология:
105 г. – изобретение бумаги Цай Лунем в Китае.
600 г. – проникновение бумаги в Корею.
625 г. – появление бумаги в Японии.
751 г. – пришествие бумаги на Запад.
1237 г. – бумажная мельница в Испании.
1770 г. – английский бумажный фабрикант Дж. Ватман-старший ввёл новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.
1799 г. – патент на изобретение бумагоделательной машины.
1803 г. – установка бумагоделательной машины в Великобритании.
1806 г. – патент на изобретение копировальной бумаги.
1816 г. – первые бумагоделательные машины в России (Петергофская бумажная фабрика).
1827 г. – бумагоделательные машины в США.
1856 г. – изобретение гофрированного картона.
1857 г. – технология получения бумаги из древесины.
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ БУМАГИ
В бумагоделательную машину поступает масса из еловой древесины, которую измельчают, варят, а затем добавляют мел, белую глину, клей. В зависимости от того какими свойствами должна обладать бумага. Из машины непрерывным потоком откатывается бумажная полоса из неё на ходу удаляется вода. Машина окончательно уплотняет и выглаживает бумагу. Затем бумагу разрезают на более узкие полосы и сматывают в рулоны, а рулоны нарезают на листы. Бумагоделательная машина вытягивает волокна, они расположены в зависимости от назначения бумаги. Бумага легко обрабатывается и сохраняет форму, запас прочности с учётом на то, на что она рассчитана(махровая, наждачная для столярных работ, калька).
СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ БУМАГИ: резание, обрывание прокалывание, гофрирование, скручивание, смятие.
– До изобретения бумаги люди в разных странах писали на бересте (верхний слой коры берёзы; Индия, Русь), папирусе (водно-болотное растение папирус, похожее на осоку; Египет, Греция, Рим), пергаменте (специально обработанная шкура молодых животных: телят, ягнят и других; Персия, Греция). А вот настоящая бумага впервые появилась в Китае, это произошло почти две тысячи лет назад. Сейчас существует множество сортов бумаги. Какие виды бумаги вы знаете? (Ответы учащихся.)
виды БУМАГИ:
писчая: тетради, блокноты, конверты;
чертёжная – альбомы для рисования, бумага для черчения, ватман;
цветная декоративная, в том числе бархатная бумага;
обёрточная (используется для упаковки товаров и обёртывания);
газетная (газеты, брошюры);
офсетная: книги, журналы, учебники;
картон.
Примечание:здесь приведены не все виды бумаги, а только те, которые знакомы и могут быть понятны детям; классификация дана с учётом возраста первоклассников.
– Знаете ли вы, из чего делают бумагу? Какими свойствами обладает бумага? (Ответы детей.)
– Проведём небольшой эксперимент для того, чтобы узнать свойства бумаги.
Практическая работа.
– Возьмите лист бумаги. Разорвите его. Трудно ли было это сделать?
– Рассмотрите края бумаги. Что вы видите на месте разрыва? На месте разрыва видны волокна. На что они похожи? (Предположения детей.)
– Волокно - это.
– Сомните бумагу. Легко или трудно это было сделать? Попробуйте разорвать смятый лист. Какой лист было легче разорвать – гладкий или мятый?
– А теперь я подожгу лист бумаги. Как вы думаете, что получится?
– Возьмите другой лист бумаги. У вас на партах есть небольшие ёмкости с водой. Намочите бумагу. Что с ней произошло? Какими же свойствами обладает бумага?
СВОЙСТВА БУМАГИ: рвётся, можно смять, горит, в воде размокает.
– Возьмите лист картона, лист цветной бумаги и альбомный. Они отличаются по внешнему виду?
– Проделайте эксперимент с этими листами. Сравните. Что происходит с каждым из них? Что заметили? (Каждый вид бумаги обладает своим цветом, своей прочностью, своей плотностью.)
Физкультминутка
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. Одна прямая рука вверх, другая
Приседание с хлопками: вниз, рывком менять руки.
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. Приседания, хлопки в ладоши
Крутим-вертим головой, над головой.
Разминаем шею. Стой! Вращение головой вправо и влево.
Изучение правил работы с ножницами.
– Вы уже заметили, что бумагу можно разорвать, значит, её можно и разрезать. Какой инструмент для этого понадобится? Знаете ли вы правила работы с ножницами? Повторим их.
Учащиеся рассказывают о правилах безопасного труда при работе с ножницами.