создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].»
Урок обучения грамоте
Раздел: преподавание в начальной школе.
Автор: Учитель начальных классов Балушкина Александра Иннокентьевна МБОУ № СОШ №24» г. Братска.
Тема: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Цели:
создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; магнитная азбука; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
а) Приветствие.
- Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, напоминаем,
Ни минуты не теряем. (слайд 2)
Проверка готовности к уроку.
б) Психологический тренинг.
В природе есть солнце. Оно всем светит, его теплые и ласковые лучи согревают нас. (На доске картинка солнышка) Закройте глаза и представьте маленькую звезду. Луч солнца коснулся её и она стала больше. Посылаю к вашей звезде лучик добра, радости, здоровья. Теперь эта звезда в вашем сердце. Откройте глаза. Какое у вас настроение? (Хорошее).Улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы и начнем наш урок.
в) Артикуляционная гимнастика.
А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание (слайд 3) и надуем шарики для нашего гостя. А для кого, мы узнаем чуть позже. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.
У четырех черепашек четыре черепашек.
г) Составление рассказа по картине. (слайд 4)
- Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Работа по теме «Речь».
Какой бывает наша речь?
Что такое устная речь?
Что такое письменная речь?
Из чего состоит наша речь?
Что мы с вами произносим, когда разговариваем?
Какие бывают звуки?
2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».
- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)
Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.
Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?
- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).
Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)
На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)
Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)
Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)
Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)
Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)
На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)
Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие. (слайд 5)
Игра «Угадай – ка». - Посмотрите, ребята, на алфавит, буквы потерялись. Давайте отгадаем, каких букв не хватает. (слайд 6)
- Оцените свою работу (дети показывают круги: зеленый – у меня все получилось, желтый – у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь).
III. Новый материал.
1. Введение в тему урока. Целеполагание.
(Стук в дверь. Учитель открывает и показывает ребятам Фиксика.)
- Симка дала Нолику задание, но он не смог справиться и пришел к нам за помощью. Поможем?
- Отгадайте загадку: На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (Юла). (слайд 7)
Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске - предметная картинка с изображением юлы).
- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.
Вывешиваю запись слова юла – йула.
- У вас получились разные записи: Нолик написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то - йула.Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])
- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)
- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?
- Как определить тему нашего урока? (слайд 8)
- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?
2. Работа по теме урока.
- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? (В конверте у Нолика элементы буквы, собираем и получаем Ю) (Слайд 9)
- На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.
Буквы Н (эн) и О играли,
У Н (эн) палочку сломали.
О к обломкам прикреплю,
Получилась буква «Ю».
На что еще похожа? (слайд 10)
- Сконструируйте букву Ю на парте из ниток, которые лежат перед вами.
- А теперь напишите букву на спине у своего соседа. Молодцы! А в старинных летописях летописцы изображали букву «Ю» вот так. (Показ старинного начертания буквы ю на отдельном листе).
- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)
- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?
-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.
- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])
- Это первый секрет буквы. Вывод.
– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. (слайд 9 – 11- 12)
3.Физминутка (Слайд 13)
-Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутилась. А сейчас
Я прошу садиться вас.
4. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой)
- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)
А как звали девочку на картине? (Юля)
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)
- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)
(Выставляю заглавную букву Ю)
7. Чтение слогов с буквой Ю.
Девочка Юля так завертела свою юлу, что та помчалась по проселочной дороге. А навстречу ей встречаются согласные буквы. ( Р, Д, Т, Л, С, Н).
Подбегает буква «ю» к согласным – получается слог. (на доске слоги)
Читаем слоги: РЮ ЛЮ
ДЮ СЮ
ТЮ НЮ
- Какова роль буквы Ю в этих слогах? (смягчает предыдущий согласный звук) Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука, и обозначается одним звуком)
- Пришло время поселить букву Ю в свою квартиру в доме букв (выставляю букву на ленту).
8. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою - поют
играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?
Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. (Слайд 16)
Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)
- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.
- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.
- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Физкультминутка. (Слайд 18)
- Вышли мышки как-то раз («Ходьба», сидя за партой (держать осанку).) Посмотреть, который час. (Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс) Раз-два, три-четыре, (Два хлопка справа, два хлопка слева) Мыши дернули за гири. (Руки вверх-вниз) Вдруг раздался страшный звон, (Четыре хлопка над головой) Убежали мышки вон.
4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)
- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)
(Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.
5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука. (слайд 20)
- Оцените себя.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель была на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
- Почему она особенная (хитрая)?
- Что интересного узнали об этой букве?
- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? (слайд 21)
- Оцените свою работу на уроке.
-Спасибо, ребята, вы хорошо поработали! Нолик благодарит вас за ваши правильные ответы, ему урок очень понравился. Теперь он с легкостью справится с заданиями Симки.