Просмотр содержимого документа
«Буква Ш, ш. Твердый согласный звук [ш]. Сочетание ши.»
Тема.Буквы Ш, ш. Твердый согласный звук [ш]. Сочетание ши.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.
Задачи:
Предметные:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;
- обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;
- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;
- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте» DVD, фасоль (10 штук) у каждого ученика, карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки, абаки, толковый словарь Ожегова.
Тип урока. Решение учебной задачи.
Ход урока.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем думать, рассуждать,
Слушать и запоминать.
Ноги вниз мы опустили
Руки вместе положили
Смотрим глазками вперед
Начинается урок чтения.”
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Пред вами на доске будут появляться буквы. Если в вашем имени есть эта буква вы поднимаете руку, произносите свое имя и присаживаетесь.
Итак, начинаем урок литературного чтения.
– К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.” (Солнышко) .
– Но оно какое-то невесёлое, надо ему помочь тучки и облака разогнать. Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернёте солнышку хорошее настроение. Первая тучка “ Четвёртый лишний ”
ШИ-пиши с буквой и - Послушайте сказку, почему буква Ш (ша) не дружит с Ы
2)Грамматическая сказка
Как Ш поссорилась с некоторыми буквами
Жила-была на свете буква Ш , а неподалеку жили гласные У,О,И,Ы,А. Жили они дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить Ш, а остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут. Когда их искать будут. Ш во все щели заглянула, хорошо искала, нашла уже многих. Вот только никак не может найти гласную Ы. Искала - искала, с ног сбилась, до вечера проискала.
И вот, спотыкаясь, обиженная, усталая, голодная, решила пойти домой. Проходит мимо соседнего домика и видит, что Ы, как ни в чем не бывало, сидит, смеётся, телевизор смотрит. Чай пьёт с пряниками.
Обиделась Ш, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а Ш подружилась с И.
Вывод: ШИ пиши с буквой И
- Как мы называем места, когда буквы и звуки не совпадают?(орфограммы)
3)Формулировка промежуточной задачи урока
- Наша задача – запомнить правило правописания сочетания [ШЫ] - ШИ, отрабатывать умение читать слова с данным сочетанием
Закрепление
Работа по группам
1 ряд
- Собери слово. Подчеркни орфограмму
У Даши ран-ка-да-ши. Слайд
2 ряд
-Прочитайте. Ответьте на вопрос. Подчеркните изученную орфограмму
Саша выше Миши.
Миша выше Гриши.
Кто выше:
Саша или Гриша? Слайд
3 ряд
- Получают важное, секретное задание
- Попробуйте найти новую орфограмму. Обведите кружочком
Проверка работы групп
- Проверим работу 1 и 2 рядов ( 1 отвечает) Слайды
-Кто не согласен? Дополните ответ
- 3 ряд ( 1 отвечает )
- Какую орфограмму вы нашли? Почему вы считаете, что это орфограмма?
([ ШЭ] - ШЕ)
Вывод: ШИ пиши с буквой И
ШЕ пиши с буквой Е
Работа с конвертами
-Ребята, вредные тучки испортили стихотворение. Ваша задача восстановить его и выразительно прочитать.
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Физкультминутка. «Делай так»
Работа по учебнику на с.22
Чтение стихотворения и нахождение новой буквы самостоятельно.
- Прочитайте стихотворение и посчитайте количество слов, в которых встретился звук [ш].
Физкультминутка.
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.
8. Развитие речи.
Составление текста из трёх предложений. (Работа в парах)
У детей конверты, в них карточки с разрезанными предложениями.
Из них нужно составить текст. Дети читают, составляют и сравнивают с эталоном. На экране появляется текст:
“Пришла зимушка-зима. Повалил пушистый снег. Ели одели шапки и шубки.”
Составление рассказа по слайдам. Работа в парах. Один ученик – слушатель, другой – исполнитель. Рассказывают друг другу, а затем классу. Теперь сравнивают с эталоном, смотрят на экран.
Рассказ
Пришла зимушка-зима. Повалил пушистый снег. Ели одели шапки и шубки. Вот из леса вышел дедушка-лесовичок. Он несёт мешок с подарками. Мишки и мышки ждут подарков. Машинку и хлопушку-мышке. Мишке-шары. На ёлке зажглись огоньки. Пригодились и мишуткины шары. Как хорошо у ёлки!
7. Динамическая пауза с заданием.
- Я называю слова, а вы, если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши.
.«Поиграй-ка». – Определение места звука [ ш ] в словах.
- Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова – ребята приседают, если в середине - выполняем прыжки, на конце слова - стоим на месте.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
8. Закрепление. Первичная проверка понимания.
А) Составление слов из слогов. Работа в парах.
- Ребята, вот неприятность у нас приключилась! Слоги рассыпались, накак не собрать их в слова. Выполните задание в нарах, составьте слова из слогов.
Проверка: шапка, шарфик, шахматы, шагает, шарик, шуба, шутка, шустро, шишка, широта, шина, шиповник. Слова открываются на доске.
9. Подведение итогов урока. Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке, что повторили? Чему учились?
Где вам пригодятся новые знания? Какая работа была самая трудная? Какая интересная?
Дети: Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним. Учились составлять рассказ, пересказывать по картинкам.
Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. После Ш слышится Ы, а пишется И. 10. Рефлексия. Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось прогнать тучки. Солнышко вас благодарит и улыбается, расправив лучики.
Выберите себе на память портрет солнышка, отражающее ваше настроение.
Я желаю вам дорогие ребята хорошего настроения на весь день.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа с книгой
Чтение текста с. 23 (по-цепочке).
Карточка 1 (не читающим учащимся)
1. Найди и вычеркни в строчках все буквы «ша».
(Сколько из них строчных, заглавных?)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
Карточка 2 (читающим учащимся)
Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС
VIII. Итог урока.
- Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.
- Справились мы со своими задачами?
IX. Рефлексия.
У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.
- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом
сектор с этим номером.
1. Звук [ш] – согласный. +
2. ь обозначает гласный звук. –
3. Звук [ш] – всегда твердый. +
4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –
5. Звук [ш] – глухой. +
6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –
7. В слове кошка нет звука [ш]. –
8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +
9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +
10. Звук [о] – согласный. –
- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)
- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?
(Потому что звук [ш] всегда твердый).
- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!