kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буква Ш, ш. Твердый согласный звук [ш]. Сочетание ши.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буква Ш, ш. Твердый согласный звук [ш]. Сочетание ши.»

Тема. Буквы Ш, ш. Твердый согласный звук [ш]. Сочетание ши.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.

Задачи:

Предметные:

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;

- обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;

- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;

- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте» DVD, фасоль (10 штук) у каждого ученика, карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки, абаки, толковый словарь Ожегова.


Тип урока. Решение учебной задачи.







Ход урока.

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать,

Слушать и запоминать.

Ноги вниз мы опустили

Руки вместе положили

Смотрим глазками вперед

Начинается урок чтения.”

Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Пред вами на доске будут появляться буквы. Если в вашем имени есть эта буква вы поднимаете руку, произносите свое имя и присаживаетесь.

Итак, начинаем урок литературного чтения.

– К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его надо отгадать загадку.

“Доброе, хорошее на всех глядит

На себя глядеть не велит.” (Солнышко) .

– Но оно какое-то невесёлое, надо ему помочь тучки и облака разогнать. Выполняя каждое задание правильно, работая дружно вы вернёте солнышку хорошее настроение. Первая тучка “ Четвёртый лишний ”

II. Подготовка к работе на основном этапе.

1) Индивидуальные задания. Игровое упражнение «Четвёртый лишний»

а о у и

т б з д

ма си ру но

ча пе ти рю



III. Усвоение новых знаний и способов действий.

3) Упражнение для дикции.

2) Вторая тучка “Повторяй-ка, Называй-ка”. Послушайте скороговорку и скажите: Какой звук часто повторяется в словах?

Учитель произносит скороговорку

«Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?».( Дети произносят скороговорку размеренно хором.)

- Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)

– Дайте характеристику этому звуку.

- Сформулируйте тему урока.

(на доске вывешивается тема урока)

IV. Постановка цели и задачи урока

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?

– Как вы думаете какой у нас будет урок “повторения” или “открытия нового знания”?

(На доске запись: Закрепить знания о звуке … и букве, ….

Учиться отличать …

Учиться читать….)



1. Закрепить знания о звуке [ш] и букве, которая его обозначает.

2. Учиться отличать звук [ш] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.

3. Учиться читать слоги, слова с буквой Шш.

- Это и будет планом нашего урока.

- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?

(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать слова с новой буквой).

- Какие знания и умения нам потребуются?

(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).



V. Реализация построенного проекта.

1)Создание проблемной ситуации.
На доске слова, которые нужно поставить в форму множественного числа.

Карандаш-карандаш_
шалаш-шалаш_
камыш-камыш_
малыш-малыш_
ландыш-ландыш_

– Почему на конце слова вы написали И?

ШИ-пиши с буквой и - Послушайте сказку, почему буква Ш (ша) не дружит с Ы

2)Грамматическая сказка

Как Ш поссорилась с некоторыми буквами

Жила-была на свете буква Ш , а неподалеку жили гласные У,О,И,Ы,А. Жили они дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить Ш, а остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут. Когда их искать будут. Ш во все щели заглянула, хорошо искала, нашла уже многих. Вот только никак не может найти гласную Ы. Искала - искала, с ног сбилась, до вечера проискала.

И вот, спотыкаясь, обиженная, усталая, голодная, решила пойти домой. Проходит мимо соседнего домика и видит, что Ы, как ни в чем не бывало, сидит, смеётся, телевизор смотрит. Чай пьёт с пряниками.

Обиделась Ш, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а Ш подружилась с И.


Вывод: ШИ пиши с буквой И

- Как мы называем места, когда буквы и звуки не совпадают?(орфограммы)

3)Формулировка промежуточной задачи урока

- Наша задача – запомнить правило правописания сочетания [ШЫ] - ШИ, отрабатывать умение читать слова с данным сочетанием

  1. Закрепление

  1. Работа по группам

1 ряд

- Собери слово. Подчеркни орфограмму

У Даши ран-ка-да-ши. Слайд

2 ряд

-Прочитайте. Ответьте на вопрос. Подчеркните изученную орфограмму

Саша выше Миши.

Миша выше Гриши.

Кто выше:

Саша или Гриша? Слайд

3 ряд

- Получают важное, секретное задание

- Попробуйте найти новую орфограмму. Обведите кружочком

Проверка работы групп

- Проверим работу 1 и 2 рядов ( 1 отвечает) Слайды

-Кто не согласен? Дополните ответ

- 3 ряд ( 1 отвечает )

- Какую орфограмму вы нашли? Почему вы считаете, что это орфограмма?

([ ШЭ] - ШЕ)

Вывод: ШИ пиши с буквой И

ШЕ пиши с буквой Е

  1. Работа с конвертами

-Ребята, вредные тучки испортили стихотворение. Ваша задача восстановить его и выразительно прочитать.

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.



Физкультминутка. «Делай так»


  1. Работа по учебнику на с.22

Чтение стихотворения и нахождение новой буквы самостоятельно.

- Прочитайте стихотворение и посчитайте количество слов, в которых встретился звук [ш].


Физкультминутка.

Первоклашки дружно встали,

И зверятами все стали.

Потоптались как лисята,

Поскакали как зайчата.

Как жирафы потянулись

И друг другу улыбнулись.

Вперевалочку, как мишки

Дружно сели все за книжки.

8. Развитие речи.

Составление текста из трёх предложений. (Работа в парах)

У детей конверты, в них карточки с разрезанными предложениями.

Из них нужно составить текст. Дети читают, составляют и сравнивают с эталоном. На экране появляется текст:

Пришла зимушка-зима. Повалил пушистый снег. Ели одели шапки и шубки.”

Составление рассказа по слайдам. Работа в парах. Один ученик – слушатель, другой – исполнитель. Рассказывают друг другу, а затем классу. Теперь сравнивают с эталоном, смотрят на экран.



Рассказ

Пришла зимушка-зима. Повалил пушистый снег. Ели одели шапки и шубки. Вот из леса вышел дедушка-лесовичок. Он несёт мешок с подарками. Мишки и мышки ждут подарков. Машинку и хлопушку-мышке. Мишке-шары. На ёлке зажглись огоньки. Пригодились и мишуткины шары. Как хорошо у ёлки!

7. Динамическая пауза с заданием.

- Я называю слова, а вы, если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши.

Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.

. «Поиграй-ка». – Определение места звука [ ш ] в словах.

- Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова – ребята приседают, если в середине - выполняем прыжки, на конце слова - стоим на месте.

Шуба крыша карандаш шалаш хорошо

Ушки крошка шутка шиповник крылышки



8. Закрепление. Первичная проверка понимания.

А) Составление слов из слогов. Работа в парах.

- Ребята, вот неприятность у нас приключилась! Слоги рассыпались, накак не собрать их в слова. Выполните задание в нарах, составьте слова из слогов.

Карточки:

ША ШУ ШИ

-пка -хматы -ба -шка -тка -гает - повник стро -рик -рота -на -рфик



Проверка: шапка, шарфик, шахматы, шагает, шарик, шуба, шутка, шустро, шишка, широта, шина, шиповник. Слова открываются на доске.





9. Подведение итогов урока.
Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке, что повторили? Чему учились?

Где вам пригодятся новые знания?
Какая работа была самая трудная?
Какая интересная?

Дети: Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова с ним. Учились составлять рассказ, пересказывать по картинкам.

Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
После Ш слышится Ы, а пишется И.
10. Рефлексия.
Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось прогнать тучки. Солнышко вас благодарит и улыбается, расправив лучики.

Выберите себе на память портрет солнышка, отражающее ваше настроение.

Я желаю вам дорогие ребята хорошего настроения на весь день.


VII. Включение в систему знаний и повторение.

  1. Работа с книгой

Чтение текста с. 23 (по-цепочке).



Карточка 1 (не читающим учащимся)

1. Найди и вычеркни в строчках все буквы «ша».

(Сколько из них строчных, заглавных?)


ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ


Карточка 2 (читающим учащимся)

  1. Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?


ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС


VIII. Итог урока.

- Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.

- Справились мы со своими задачами?



IX. Рефлексия.

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.

- Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом

сектор с этим номером.


1. Звук [ш] – согласный. +

2. ь обозначает гласный звук. –

3. Звук [ш] – всегда твердый. +

4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

5. Звук [ш] – глухой. +

6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

7. В слове кошка нет звука [ш]. –

8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

10. Звук [о] – согласный. –


- Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

- Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?

(Потому что звук [ш] всегда твердый).

- За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.

- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буква Ш, ш. Твердый согласный звук [ш]. Сочетание ши.

Автор: Масикова Анна Юрьевна

Дата: 21.06.2020

Номер свидетельства: 553783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Тема:"Звук [ж] и буквы Жж" "
    ["seo_title"] => string(26) "tiema-zvuk-zh-i-bukvy-zhzh"
    ["file_id"] => string(6) "155795"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421325721"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-sochietaniiami-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "125305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414948409"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока письма "Строчная буква э" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pis-ma-strochnaia-bukva-e"
    ["file_id"] => string(6) "133436"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416505280"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Согласные звуки [ г ], [ г, ]. Буквы Г,г""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt_uroka_na_tiemu_soghlasnyie_zvuki_gh_gh_bukvy_g_gh"
    ["file_id"] => string(6) "379020"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484322978"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок обучения грамоте на тему «Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘]. Письменные буквы Гг» "
    ["seo_title"] => string(112) "urok-obuchieniia-ghramotie-na-tiemu-bukvy-g-gh-oboznachaiushchiie-soghlasnyie-zvuki-gh-gh-pis-miennyie-bukvy-ggh"
    ["file_id"] => string(6) "110947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406814622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства