- формировать стремление к познанию нового, совершенствовать
все виды речевой деятельности;
Воспитывающие: - воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
воспитывать уважительное отношение к товарищам,
прислушиваться к мнению коллектива.
8. Тип урока: ознакомление с новым материалом.
9. Форма организации урока: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
10. Методы: словесный (беседа, дискуссия, работа с книгой); наглядный, практический.
11. Средства: учебник, карандаши.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Мы у парты тихо встали, глазки все мне показали.
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие.
- Что мы с собой возьмём в дорогу? (наши знания, память, смекалку, внимание).
- Что каждый из вас ждёт от этого путешествия? (узнать много полезного и интересного).
Занимайте свои места, садитесь удобно, красиво. Наш поезд проследует со всеми остановками, можно выходить для ответа, но не опаздывайте – работаем быстро!
2. Актуализация знаний. Станция.
( На доске буквы Л З У К )
- Дайте задание. Найди лишнюю букву, объясни, почему она лишняя?
(На доске слоги - НЕ РА ТИ СЯ)
- Дайте задание. Найди лишний слог, объясни, почему он лишний?
- Что указывает на твёрдость или мягкость согласного звука?
Мы с вами договорились, что мягкие звуки будем обозначать зелёным цветом. Сегодня мы поедем в мягком вагоне, и он зелёного цвета.
- Какие гласные возьмём с собой? (крепим на вагончик).
Развитие речи: Про что ещё можно сказать «мягкий, «твёрдый»?
Помогите разобраться, ваше предположение.
Почему про одних людей говорят, что у них мягкий характер, а у других - твёрдый? Какой характер у вас?
3.Сообщение темы и цели урока.
1) - Посмотрите, у нашего состава остался ещё один зелёный пустой вагончик. Как вы думаете, почему?
- Что-то ещё может указывать на мягкость предшествующего согласного.
- Правильно, сегодня нам и предстоит это узнать. Отправляемся на следующую станцию за новыми знаниями.
ФИЗПАУЗА
Было – угол, стало – уголь.
Было – мел, а стало – мель.
Догадаться вы сумели, почему случилось так? Кто виновник?
(Мягкий знак!)
– Верно. Скажите, о чем мы будем говорить на уроке?(О букве Ь). – Сегодня вы узнаете об особенностях мягкого знака. 4. Работа над темой
Показ буквы Ь. – Это буква Ь. Как вы думаете, почему буква одна: строчная (нет слов, которые могли бы начинаться с этой буквы).
Работа с алфавитом. Найдите место буквы в алфавите. Соседи. Какой звук обозначает эта буква? (особенная буква, которую назвать можно, а произнести нельзя) Для чего служит мягкий знак?
Мягкий знак, мягкий знак – без него нельзя никак.
Без него не написать тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим шест, вместо «есть» напишем, ест,
Станут пенками «пеньки», уголками «угольки»,
«Банька» в банку превратится, вот что может получиться,
Если будем забывать мягкий знак в словах писать.
1) Чтение слов
кон конь шест шесть
– Прочитайте данные слова про себя. Значения, каких слов вам непонятны? (Шест, кон) – Попробуйте объяснить значение слов. (Дети отвечают)
– Заглянем в толковый словарь.
Шест - длинная тонкая палка, используемая в спорте в качестве опоры для прыжков в высоту на 3 м и выше. Кон - отдельная партия какой-либо игры.
– А теперь прочитаем слова парами: кон– конь и.т.д. – Что вы заметили? (меняется смысл слова, в словах I столбика буквы н, т, обозначают твёрдый согласный звук, а в словах II столбика – мягкий согласный звук.) – Почему это происходит? – Какой вывод следует из вышесказанного? (Ь изменяет смысл слов; ь обозначает мягкость согласного). – Мягкий знак (ь) обозначает мягкость согласного.
ФИЗПАУЗА
2) Звуко-буквенный анализ слов.
– А теперь узнаем еще об одной особенности мягкого знака.
Определите количество букв и звуков в словах: конь, шесть.
Конь – 4б., 3зв. Шесть – 5б., 4зв.
– Что заметили? (В словах букв больше, чем звуков.) – Почему? (Ь не обозначает звука) – О какой особенности ь можно сделать вывод? – Ь не обозначает (не образует) звука.
5. Реализация и закрепление изученного.
- Мы прибыли в Царство мягкого знака. Нас встречают сказочные герои: Карандаш, Буратино, Незнайка. Они приглашают нас в гости, но чтобы попасть туда, нужно произнести заклинание.
Грамматика, грамматика, наука очень строгая!
Пусть трудна, но без неё, плохое было бы житьё!
Дети хором читают «заклинание»
Чтобы свободно продвигаться по этому царству, нужно знать правила написания слов с мягким знаком, с которыми вы сегодня познакомились.
Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Физминутка: Я буду называть слова, если вы определите, что в каком - то слове пишется мягкий знак, вы будете хлопать, а если нет – топать.
Буратино рад встрече с вами и предлагает поиграть.
Отгадайте его загадки, а отгадки запишем на доске.
Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим. (Конь-ки́)
Сани возит он в мороз, а в жару — телегу, воз, Любит сено и траву ну и как его зову? (Ко́нь)
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу. (Мед-ве́дь)
- В каком числе стоят имена существительные медведь, конь, коньки?
-А интересно, чем занимается медведь в это время года? Как он зимует?
(Ответы детей)
Учебник с.86(работа в парах)
- Прочитайте текст. Найдите слова с мягким знаком.
Работа в учебнике «Азбука», стр. 86, задание 2.(работа в парах). Напиши эти слова в единственном числе. Какие слова относятся к женскому роду, какие к мужскому? Почему вы так считаете?
- Посчитайте количество букв и звуков в словах. Что заметили?
Карандаш тоже желает с нами поработать.
- Какое задание необходимо выполнить? (вставить пропущенные буквы).
У Незнайки сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем.
Угол, мел, ел, брат, шест.
Прибежал Буратино. Как только Незнайка отвернулся, он попросил …(ученик) написать ь и появились новые слова.
- Давайте их прочитаем.
- Какую роль играет ь в словах?
А Карандаш попросил … помочь выполнить следующее задание.
Спрячьте ь в середине слов: день, пень, уголь, окунь, зверь.
- Для чего нужен мягкий знак?
6.Обобщение знаний. Что мы узнали о мягком знаке?
7. Итог урока.
8. Релаксация. Наше путешествие подошло к концу. Вы отлично справились с заданиями наших героев. Какое настроение у вас? Показать с помощью смайликов.