1. Воспитывать самостоятельность, любознательность, интерес к чтению.
Оборудование: В.Г. Горецкий «Русская азбука» - М.: Просвещение, 2008; О.Е. Жиренко, Л.А.Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте в 1 классе» - М.: ВАКО, 2008; Счётные палочки для конструирования буквы М; картинки с изображением цифры 7 и дома для фонетического разбора; задание на соотнесение картинки и предмета на него похожего; игра «Найди букву моего начала»; конверты со звуковыми схемами слов для индивидуальной работы.
Ход урока:
Организационный момент.
- Посмотрите на «ленту букв». Там открыты все буквы, которые мы с вами изучили. Назовите гласные буквы. Почему их так называют? Перечислите те из них, которые превращают твёрдый согласный звук в мягкий.
- Перечислите согласные буквы. За что они получили такое название? Перечислите звонкие согласные, глухие.
- Сегодня на уроке вы узнаете согласную букву, с которой начинаются три главных слова на земле.
II. Повторение пройденного материала.
- Но прежде, чем начать изучать новую букву, вспомните те, которые мы с вами уже изучали.
1. Задание на развитие ассоциативного мышления.
Игра «Найди букву моего начала».
- Соедините букву и картинку, рисунок на которой начинается с этой буквы.
С А К Р У Л
III. Изучение нового материала.
Фонетическая зарядка.
- Как мычит корова? (М –у –у)
- Какой звук нам знаком? С каким ещё не работали?
1. Выделение звуков [м], [м,] из слов «дом», «семь» (слого-звуковой анализ слов).
2. Артикуляция (положение губ, языка, зубов, прохождение воздуха, голос).
М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда… молчанье!
Вывод: звук согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким.
Определение позиции звука в словах.
мох карман молоток Матвей
муравей медведь сом магазин
самовар трамвай ватман армия
мама Мурка метро мастер
Знакомство с буквами М, м.
- На что похожа буква М, м?
Палочка и палочка, Вот качели – буква М.
А между ними галочка. Здесь качаться можно всем!
И понятно сразу всем: (Е. Тарлапан)
Получилась буква М!
(Г. Ванюхина).
- Чем отличается заглавная буква от строчной? А чем они схожи?
- Выложите из счётных палочек новую букву.
- Запишите себе в тетрадочки буквы М, м.
IV. Физкультурная минутка.
Взявшись за руки, мы встали,
И на М похожи стали.
(В. Степнов)
- А давайте попробуем изобразить другие буквы: Л, Р, С, Т, К, У.
Дети изображают буквы, тем самым развивая координационные способности.
V. Закрепление изученного материала.
- Итак, мы познакомились с буквой М, научились её писать, а теперь будем учиться читать слоги, слова и предложения с этой буквой.
- Но прежде нам нужно подготовить ротик, язычок к произношению нового звука.
1. Упражнения на развитие речевого аппарата.
2. Чтение с доски открытых и закрытых слогов.
АМ – МА ИМ – МИ
ОМ – МО ЫМ – МЫ
УМ – МУ ЕМ – МЕ
Чтение тихим голосом.
Тихим + громким голосом.
Отрывистое чтение.
Чтение на распев.
Чтение по рядам, индивидуально, хором.
Составление рассказа по иллюстрации («Русская азбука» В.Г. Горецкого,
стр. 88) «Москва – столица России».
- Что такое Москва? (город, столица России)
- А что такое Россия? (наша страна, где все мы проживаем).
Эвристический рассказ учителя о Москве, Кремле, Красной площади.
- А кто знает, почему площадь называется Красной?
- После войны, ребята, Москва была разгромлена, и строители отстраивали Москву почти заново. В Москве проживает много народа, и поэтому там очень много высоких домов, районов, расстояние между которыми такое большое, что люди пользуются метро.
- Кто знает, что такое метро?
- Ребята, в Москве много театров, библиотек. Это очень красивый город! Есть такая пословица: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
4. Чтение по цепочке слов на странице 89.
Чтение, объяснение смысла некоторых из них.
Чтение текста на странице 89.
Первичное прочтение текста учителем.
Чтение текста детьми.
Разбор по вопросам:
- Кто писал слова на доске?
- Какие слова написал Рома?
- Кто из вас сможет придумать предложение с одним из этих слов?
- Какие три главных слова на земле начинаются с буквы М? Почему именно они?
VI. Индивидуальная самостоятельная работа.
Дети работают с индивидуальными конвертами. В конверте картинка, несколько карточек со словами и звуковыми схемами. Учащиеся соотносят изображённый на карточке предмет с написанным словом и подходящей для него схемой.
VII. Итог урока.
- С какой буквой познакомились сегодня на уроке?
- Охарактеризуйте мне звуки, которые обозначает эта буква?
- Какие три главных слова на земле начинаются на букву М?
- Молодцы.
- А сейчас встаньте те, кто считает, что работал сегодня на уроке очень хорошо, был внимательным, слушал и запоминал, всё, что говорила учитель.