дать ученикам представление о дружелюбии Развитие навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию. Особенность воспитания уважение друг к другу и умения находить правильное решение в жизненных ситуациях Воспитывать коллективизм, дружелюбие, доброжелательность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Будьте дружелюбными»
Учитель высшей категории, старший учитель
Курганова Наталья Ивановна
г.Мариуполь, Донецкая область
Я в мире 4 класс
Тема Будьте дружелюбными
Цель: дать ученикам представление о дружелюбии Развитие навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою позицию. Особенность воспитания уважение друг к другу и умения находить правильное решение в жизненных ситуациях Воспитывать коллективизм, дружелюбие, доброжелательность
Ход урока Оргмомент
Психологический настрой
-Ребята,посмотрите к нам в класс заглянуло солнышко.И глядя на него нам так захотелось улыбнуться Улыбнитесь солнышко,улыбнитесь мне, улыбнитесь своим одноклассникам, улыбнитесь нашим гостям!
Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
-Прочитайте их.Правила лежат у вас на партах( Приложение 1)
-За активную работу на уроке вы будете получать фишки—солнышки.В конце урока мы подсчитаем фишки и определим самую активную группу на уроке
1Проверка домашнего задания
-Какую тему мы узучили на прошлом уроке.Каждая группа должна назвать по одной инструкции по аккуратности.(фишки-солнышки)
Сообщение темы урока
1.Мозговой штурм
-Подумайте над вопросом,что значит «дружба» и зачем она нужна людям?(ответы детей)-Давайте сформулируем тему нашего урока.
Первичное восприятие и осмысление нового материала
-После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
1 Работа с Толковым словарем - В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».
Ученик: Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
А кого можно назвать другом?
Друг – это тот, кто … Понимает меня; с кем мне хорошо; кто мне всегда поможет; верный человек; с кем я могу поделиться секретом).(Работа с Толковым словарем с 17.Значение слова друг)
Метод «Займи позицию»
Проблемный вопрос
Как вы думаете,каждый человек умеет быть другом?
– Какого друга можно назвать настоящим?
- Сейчас мы познакомимся с притчей. Нам ее проинсцериуют раннее подготовленные дети.(учебник с.65-66) и скажите правильное ли представление о дружбе у героя притчи.
Словарт
Притча-поучительный рассказ.
Оазис-место в пустыне,где есть растения и водоемы
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа:–Вам понравилась притча?
-Какова главная мыслы притчи?
-Какие пословицы ,на ваш вгляд.очень точно выражают смысл притчи
-.Найдите и прочтите по карточке 1(фишки –солнышки)
-Не имей сто рублей,а имей сто дузей;
-Дружба дороже золота;
-Друзья познаются в беде
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. – Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?
2 - Ребята, Сейчас мы выясним , каким должен быть друг с помощью цифрового диктанта У вас в конвертах карточка со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг, прислушивайтесь к мнению товарищей.Выберите цифры которые обозначают положительные черты характера и прочтите полученное числоЦифры нужно располагать в порядке той последовательности,которые даны у вас карточки (карточка № 2 (Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)Сверка на доске
- Какие качества вы выбрали? Почему?- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Физминутка(танец под музыку «Дружба»)
Обобщение и закрепление полученных знаний
1.Проблемная ситуация
В дружный четвертый класс пришла новая ученица Аня Петрова. Она приехала из другого региона и у нее был необычный говор. Из-за этого ребята посчитали ее неграмотной и отсталой .Все начали насмехаться над новой девочкой и открыто игнорировали ее. И даже Катя,командир класса, которая дружила со всеми не попыталась заговорить с Аней и помочь ей влиться в коллектив.
Работа по ситуации
Как вы понимаете значение слова «новичок»?
Новичок-новый ученик ,поступивший в класс позже других
-Приходилось ли вам пережить что-то подобное,что пережила Аня?
-Как вы думаете,почему Катя и ее друзья вели себя невежливо?
Упражнение «Микрофон»
В наш класс тоже пришли ребята из других регионов.Давайте послушаем,что они испытали, войдя первый раз в наш класс.Нашли ли они себе друзей?(Выступление Левченко Тимофея)
-почему с одними людьми легче бывает дружит,чем с другими?
-Нужно быть дружелюбными.Что такое дружелюбие?
Беседа о дружелюбии
Быть дружелюбным значит проявлять интерес к окружающим, радоваться присутствию людей и охотно делиться с ними всем, что у тебя есть. Это, значит, уделять людям внимание, делиться с ними своими мыслями. Дружелюбные люди радушно принимают гостей, даже если это незнакомые люди, и стараются сделать так, чтобы те чувствовали себя как дома. Проявлять дружелюбие, значит заботиться о человеке, даже если он тебя об этом не просит. Дружелюбие – лучшее лекарство от одиночества.
Работа по учебнику с 66-67
-Чтение текста учителем «Советы новичку»
-Работа по содержанию
-Какова основная мысль статьи?
-Какие проблемы создает класс для новичка, назовите их?
-Ребята прочитайте про себя 4 абзацнайдите еще один совет новичку.
-Найдите абзац,в котором выражена основная мысль ?
-Дополните советы новичку.
Рефлексия
-Вот и подошел к концу наш урок
- Давайте вспомним тему нашего урока.
-Что нового узнали,над чем задумались?
Какими новыми словами вы обагатили свой словарь?
Игра «Волшебная рука»
Предлагается на заранее подготовленных ладошках, на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
А теперь свои ладошечки подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.
Подведем итог работы на уроке
Каждая группа отчиталась о количестве фишек-солнышек.У всех одинаковое.Молодцы!Друзей находит тот,кто сам встречает их улыбкой. Улыбнитесь всем
У вас в конверте лежать законы дружбы.Запомните их и тогда вы будете настоящим другом
Сенкан
Основные законы дружбы.
Читают ученики по очереди.
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
– Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями
и никогда не потеряете друга.
Тест "Настоящий друг"
Предлагается три варианта ответов:
да - если вы полностью согласны с утверждением,
нет - если вы не согласны,
не знаю- если вы не имеете четкого ответа.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ -
1. Делится новостями о своих успехах. 2. Оказывает эмоциональную поддержку. 3. Добровольно помогает в случае нужды. 4. Стремится,чтобы другу было приятно в его обществе. 5. Не завидует другу. 6. Защищает друга в его отсутствие. 7. Терпим к остальным друзьям своего друга. 8. Хранит доверенные ему тайны. 9. Не критикует друга публично. 10. Не ревнует друга к остальным людям. 11. Стремится не быть назойливым, не надоедает. 12. Не поучает, как нужно жить. 13. Уважает внутренний мир друга. 14. Не использует доверенную тайну в своих целях. 15. Не стремится переделать друга по своему образцу. 16. Не предает в трудную минуту. 17. Доверяет свои самые сокровенные мысли. 18. Понимает состояние и настроение друга. 19. Уверен в своем друге. 20. Искренен в общении. 21. Первым прощает ошибки друга. 22. Радуется успехам и достижениям друга. 23. Не забывает поздравить друга. 24. Помнит о друге,когда его нет рядом. 25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов
За каждый ответ "да" поставьте себе по 2 балла, за ответ "не знаю" - по 1 баллу, а за ответ "нет" - 0 баллов.
Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 36 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и выплатитеим тем же.
Песня «Настоящий верный друг»
Дружба крепкая не сломается Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – Вот что значит настоящий верный друг. Мы поссоримся и помиримся – «не разлить водой!» – шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придет на помощь – Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придет на помощь – Вот что значит настоящий верный друг.