«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно».
Конфуций (551 — 479 г. до н.э.)
Эти слова сегодня отражают состояние многих учителей, которые прошли курсы третьего базового уровня в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики. Что же заставляет педагогов размышлять над процессом обучения?
Модуль «Новые подходы в преподавании и в обучении» дает большие возможности для вовлечения учеников в процесс обучения. Первоклассник это особый народ, они открыты для общения, так как очень любят поговорить. Раньше, я думая, что лучше объяснить новый материал самой, строила свой урок на монологической речи, а затем просила повторить учеников. Принцип « Повторение – мать учения!» не всегда срабатывал. Механическое заучивание текста приводило к неумению применять эти знания на практике. Поэтому, своих первоклассников учу размышлять и говорить уже с первых уроков.
Детей нужно учить не просто говорить, а рассуждать по аналогии так как; «Рассуждение по аналогии представляет собой навыки более высокого порядка, позволяющие успешно работать с проблемами; способность переносить знания в новую ситуацию и обучение с использованием разнообразной информации, полученной в разном контексте» [1].
Для того, чтобы мои учащиеся умели рассуждать, а язык мышления стал ясным, попробовала включить его в планирование и обсуждение в классе. Так на первом уроке, при ответе на вопросы: « Которая дочь сейчас гостит у Земли? Почему вы так считаете?» - ввела фразы «Я подумал, я считаю что …» Детям было интересно отвечать, используя новые слова. В тоже время для себя отметила, что не все дети могут повторить эти фразы. Для некоторых учащихся это стало барьером. Причину неуверенности детей вижу в слабом словарном запасе детей и непониманием предложенного варианта ответа. Преодоление этого барьера – это задача на перспективу.
Новый видом работы для меня стала работа в группе, потому что раньше я не могла ее применить из-за малого количества детей. Так что на данном этапе работы – учились не только дети, но и я. Дети через диалог учились общаться друг с другом, а я училась наблюдать за ними, анализировать и делать рефлексию. Проводя данную форму работы, я увидела, что дети активно включаются в данный вид деятельности, создают продукт и могут презентовать его. Но нельзя сказать, что нет трудностей. Не все дети принимают участие в обсуждении. Карина, Руслан, Яна, Диана пока находятся в роли наблюдателя. В перспективе работы предполагаю при делении на группы учесть этих детей и включить их в работу. Вторая проблема это распределение ролей в группе, более активные дети часто выполнение работы берут на себя и не слушают других. Третья проблема – это выбор спикера. Все хотят защитить свою работу, но есть дети (Айдана, Ира, Артем, Карина. Диана), которые стесняются. Приходится иногда вмешиваться и говорить: «Ты уже защищал работу. Пусть Айдана попробует». В этот раз пробовала свои силы Айдана. Пусть она сделала это очень тихо и половина класса не слышала ее ответ, но она преодолела свой страх, она смогла это сделать, и я искренне рада. Пусть не всегда работа в группе проходит гладко, иногда возникают конфликты внутри группы (как и на этом уроке Паша и Лиза не могли поделить лидерство), но такая форма работы имеет место быть в моем классе, она нравится моим детям. Мои дети только учатся этому и свою задачу я вижу в том, чтобы помочь детям раскрыть свой талант.
Проанализировав урок, можно с уверенностью сказать, что использование идеи Программы по внедрению семи модулей Программы на уроке, действительно дает положительные результаты. Трудности, которые возникают при реализации идеи Программы, я знаю как преодолевать. Этому меня научила сама Программа, а коллеги родители и учащиеся помогут мне в этом.