Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31
Конспект библиотечного урока
«Знакомство с библиотекой»
Адресат – учащиеся 1-х классов МОУ СОШ №31
Составитель: Коваева Оксана Викторовна,
педагог-библиотекарь
г. Комсомольск-на-Амуре
2019г.
Пояснительная записка
Цель мероприятия:
Ознакомить с базовыми понятиями библиотечно-библиографических знаний (библиотека, абонемент, читальный зал и т.д.)
Ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке» и правилами обращения с книгой»
Оборудование и технические средства:
Видеопроектор, видео презентация «Физкультминутка», мультфильм «Гришкины книжки»(Режиссёр:Ефрем Пружанский, Музыка: Мирослав Скорик), книжные выставки, плакат «Правила обращения с книгой», «Правила поведения в библиотеке».
Ход мероприятия
Библиотекарь
Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы проведем экскурсию в библиотеке. Давайте вспомним, что означает слово «библиотека»? (Ответы детей)
Правильно «Библио» в переводе с греческого означает «книга», а «тека» хранилище, т.е. библиотека-это хранилище книг.
Библиотекарь:
Как-то раз возник вопрос,
Да не в шутку, а всерьез:
Книг так много издают,
Где же все они живут?
Растерялись мы в начале:
Неужели дома нет?!
Но словарь (конец печали!)
Дал на это нам ответ.
Со слов находчивого грека,
Есть дом у книг-библиотека!
Библиотекарь:
А вы знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - нацарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из них сохранились до наших дней. Их теперь бережно хранят в некоторых самых крупных библиотеках и музеях мира.
Итак, библиотека - это дом книги. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом, свою квартиру.
Библиотека состоит из следующих отделов:
Абонемента
Читального зала
Книгохранилища
Абонемент-это французское слово, которое означает правило пользоваться чем-нибудь на неопределенное время.В библиотеке - это место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. Но в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.
А вот это, ребята, читательский формуляр, в него библиотекарь записывает все книги, которые вы будете читать.
Библиотекарь:
У книг с абонемента
Работавыездная.
Они получше всех других
Читателей узнают.
В командировках частых,
Полезных и опасных.
Библиотекарь:
Полезных и опасных.Все книги библиотеки называются одним словом – библиотечный фонд. Их расставляют на стеллажах. На полках стеллажей книги ставятся слева направо. Расставляются книги по отделам ББК (библиотечно-библиографической классификации), внутри отделов в алфавитном порядке авторов книг и названий. Книги одного отдела отделяются от другого с помощью разделителей. На разделителях указывается индекс отдела и его название. (Библиотекарь показывает разделитель).
Библиотекарь:
Читальный зал -здесь собранны наиболее ценные книги, которые есть в библиотечном фонде в единственном экземпляре. Книги из читального зала на дом не выдаются. Работать с этими книгами вы можете только в читальном зале.
В читальном зале, ну и ну!
У книг работа на дому.
Читателей бескрайний ряд,
И с каждым книги говорят,
И каждому помогут
Хотя бы понемногу.
В читальном зале есть книжные выставки. Книжная выставка оформляется для того, чтобы полнее раскрыть фонд по определенной теме. (Знакомство с выставками).
Библиотекарь: Существуют правила поведения в читальном зале. Ребята, а вы знаете правила поведения в библиотеке, в читальном зале?(Ответы детей)
Чтец:
В работе с книгой нам нужна
Всегда, запомни, тишина!
Коль надобность возникнет в споре
Иль разберет внезапный смех,
Идите, смейтесь в коридоре!
Книги - как люди, рождаются, живут, стареют. Как и люди, они могут болеть. А, заболев, нуждаются в лечении. И врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь. Давайте запомним с вами, что с книгами делать нельзя.
1. Нельзя книги перегибать.
2. Нельзя загибать книжные страницы.
3. Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
4. Нельзя писать и рисовать в книгах.
5. Нельзя читать во время еды.
Физкультминутка «песенка колобка» (5 мин.):
Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность
Библиотекарь:
Ребята, молодцы, а сейчас пришло время отдохнуть(показ видеопрезентации физкультминутка «песенка колобка»), повторяйте движения за колобком. (ученики повторяют движения, которые делает на экране сказочный персонаж.)
Библиотекарь:
Есть еще отдел книгохранилище, где хранятся книги и учебники. Для каждого класса есть своя полка. На этой полке хранятся учебники для 1-го класса, а на этой полке для 2-го, и так далее (дети проходят вдоль стеллажей, осматривая полки с учебниками). За учебниками тоже нужно следить, не писать в них, даже карандашом. Обязательно обернуть в обложку. Ребята, а сейчас давайте пройдем в читальный зал. (Дети проходят в читальный зал и рассаживаются за парты).
Библиотекарь: Ребята, а сейчас мы посмотрим мультфильм «Гришкины книжки».
Показ мультфильма (10 мин.) «Гришкины книжки»
(В мультипликационном фильме показана история мальчика, который не аккуратно обращается с книжками):
Обсуждение мультфильма:
Вопросы для обсуждения:
Опишите мальчика Гришу.
Как вы думаете, почему книги ушли от Гриши?
Что сделал Гриша, чтобы книги к нему вернулись?
Напомните, пожалуйста, правила обращения с книгами.
В беседе с детьми необходимо сформулировать правила обращения с книгами.
Цель: выявить имеющиеся представления об обсуждаемой теме.
Библиотекарь:
Ребята, а чтобы закрепить тему сегодняшнего урока, я проведу с вами викторину (прием рефлексии«Заверши фразу»):
Задание: Завершите фразу, с которой библиотекарь обращается к вам.
Вопросы:
В библиотеке книги стоят на ….(на стеллажах)
Книжные выставки в библиотеке нужны для того, чтобы … (раскрыть фонд)
Отдел в библиотеке, где можно взять книги на дом называется…(абонемент)
В классе ты ученик, ученица, а в библиотеке? (читатель)
Рефлексия «Дерево настроения» (Л.С. Кожуховская):
Цель: фиксация уровня эмоционального состояния после занятия.
Задания:
1. Выберите листочки (стикеры, в форме листьев разные по цвету, оранжевые, голубые) и закрепи их на дереве.
2.Если у тебя хорошее настроение после урока, то закрепи на дереве оранжевые листочки, а если плохое, то синие. Прокомментируй свой выбор.
Заключительная минута тишины.
Библиотекарь:
А сейчас я предлагаю вам сесть ровно, выпрямить спинку, закрыть глазки. Сделать вдох-выдох и постараться вспомнить все хорошее, что было у нас сегодня на уроке. Подумайте, о чём мы вели разговор, что вы поняли сегодня на уроке, может вам что-то понравилось, подумайте, чем вы поделитесь дома. Посидите в тишине минуточку. Откройте глазки. Урок окончен.
Список литературы:
1. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие.- М.: Книжная палата, 1987.- 256с.
2. Петровский М. Книги нашего детства.- М.: Книга, 1986.- 288с.
4. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку.-М.: Книга, 1987.- 255с.
5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. Рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю.- М., 1987.- 145с.
6. Чулкина Г.В. Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» // Школьная библиотека.- 2001.- № 1.- с. 8-14.