kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотечный урок: "История библиотек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка библиотечного урока: "История библиотек" 

Библиотечный урок на тему: «История библиотек», проводился с целью ознакомления учащихся с историей, структурой и современным состоянием древнейшей библиотеки мира.

Цель библиотечного урока:воспитать информационную культуру учащихся.  

Задачи библиотечного урока: систематизировать знания учащихся о библиотеке;дать понятие о древних  и современных библиотеках .

Идея: познакомить учащихся с историей, структурой и современным состоянием древнейшей библиотеки мира.. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок: "История библиотек" »

Библиотека средней школы им.Естаяс.Жолболды















Сценарий библиотечного урока: «История библиотек»























Составитель: библиотекарь СШ им. Естая

Кривченко Ольга Александровна

Пояснительная записка

Библиотечный урок на тему: «История библиотек», проводился с целью ознакомления учащихся с историей, структурой и современным состоянием древнейшей библиотеки мира.

Цель библиотечного урока:воспитать информационную культуру учащихся.

Задачи библиотечного урока: систематизировать знания учащихся о библиотеке;дать понятие о древних и современных библиотеках .

Идея: познакомить учащихся с историей, структурой и современным состоянием древнейшей библиотеки мира..

При проведении массового мероприятия мною был подобран материал для составления библиотечного урока. Подробно изучался материал об истории древнейших библиотек, о современном состоянии библиотек, использовала интернет при составлении слайд – шоу.

Для проведения данного мероприятия мною был составлен библиотечный урок «История библиотек» (приложениеА), разработана минисценка «Госпожа Библиотека»(Приложение Б),

оформлена книжная выставка «Госпожа Библиотека»(Приложение В), эскиз пригласительного билета(Приложение Г), эскиз афиши (Приложение Д), а также присутствуют фотоматериалы (Приложение Е)


Во время проведения мероприятия были использованы следующие средства эмоционального воздействий на зрителя:

1) устные – слова библиотекаря, минисценка

2) технические – слайд – шоу

3) наглядные – книжная выставка, фотографии

4) печатные – афиша, пригласительные билеты

5) средства искусства – исполнение минисценки «Госпожа Библиотека»

При проведении данного мероприятия мне помогал актив библиотеки, которые мне с удовольствием помогали в организации минисценки «Госпожа Библиотека», подобрали себе сценические костюмы для выступления. Мероприятие прошло на высоком уровне,

Целью моего библиотечного урока было - обобщить и систематизировать знания учащихся в области зарождения истории древнейших библиотек. Урок был познавательно - игровой форме.

При проведении данного мероприятия использовала информационные технологии, слайд – шоу «История древних библиотек», с учащимися был проведен библиообзор по книжной выставке « Госпожа Библиотека »

Проведенное мероприятие достигло поставленных целей – участники узнали много нового об истории древнейших библиотек, что оказалось очень ценным в рамках параллельного изучения предмета «Библиотековедение». Наличие аудиовизуальных материалов усилило образовательный эффект, т. е. способствовало лучшему запоминанию и усвоению полученного материала, также помогло проведение минисценки.

По итогам библиотечного урока организационный комитет, проанализировав подготовку и проведение мероприятия, учёл пожелание учащихся, учителей школ, сделал следующие выводы:

  1. Подобные мероприятия должны проводиться чаще

  2. Привлекать большое количество учащихся



































«История библиотек»

Цель: воспитать информационную культуру учащихся.

Задачи: систематизировать знания учащихся о библиотеке;

дать понятие о древних и современных библиотеках .

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня наша беседа будет о библиотеках.

Без чего не может жить человек? (ответы учащихся) ( еда, вода, воздух , солнце, сердце, земля)

А без чего не может жить человек как человек? (ответы учащихся) ( прошлое, подвиг,
любовь, смех, удивление, открытие, красота, КНИГА)
В первом случае человек не выделяется из животного мира, ему также необходимо дышать, пить, питаться как любому живому существу на планете. Таким его изучает наука биология.
Во втором случае говорится о человеке, как о творении матушки-природы, наделенном разумом, волей, способностями, не свойственными другим представителям животного мира. Но почему этот вопрос я задаю на библиотечном уроке? Потому что про все это пишется в книжках.
Книги придуманы человеком и пишут о человеке и для человека. А хранятся книги в библиотеке. Библиотека – учреждение, которое собирает, хранит и распространяет книги.
Библиотеки возникли в глубокой древности как хранилища памятников и письменности. Библиотеки устраивались при храмах и были доступны узкому кругу священнослужителей (жрецов) и образованных рабовладельцев.

Великий полководец древности Александр Македонский, живший в 356-323 гг. до н. э., во время своего прославленного похода на Восток основал в Египте город Александрию. Первый управитель этого города Птолемей, умный, энергичный, образованный человек, ученик философа Аристотеля, основал Александрийскую библиотеку или Александрийский Мусей-он.

Великая Александрийская библиотека – одна из крупнейших библиотек древности. За свою историю она несколько раз подвергалась частичным разрушениям и разграблениям. И к сожалению, в 273 году нашей эры она была разрушена и сожжена окончательно римским императором Аврелианом.

Часть свитков и папирусов была сохранена в филиале библиотеки – храме Серапиуса. Но в 391-м году в результате раздора между христианами и язычниками храм так же был разрушен и разграблен.Александрийская библиотека насчитывала до 700 тысяч папирусных свитков и постоянно пополнялась. Все мореходы, прибывавшие в Александрию и имевшие при себе книги, были обязаны продать их библиотеке или дать на время для снятия копии.

Однажды царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей, желая снять с них копии. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них огромный залог (около 500 кг серебра). Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их на вечное хранение в Александрийскую библиотеку. Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя драгоценные рукописи.

Египтяне молодцы, они построили абсолютно новую, прекрасную и огромную библиотеку в Александрии, которая открыта для посещения всеми желающими. К тому же входной билет в нее стоит гораздо дешевле, чем в любую другую достопримечательность. И внутри, как это ни странно, можно фотографировать.

Здание библиотеки представляет собой объект футуристической архитектуры. Конечно, как на миниатюре здание сфотографировать не удается . Максимум что можно сделать – это сфотографировать библиотеку на большом приближении из форта КайтБэй Саму библиотеку вблизи невозможно сфотографировать целиком, настолько она огромна. Крыша библиотеки сверкает на солнце так, что иногда слепит.

Снаружи библиотека окружена бассейнами и складывается такое ощущение, что здание плавает в воде. Стены библиотеки испещрены различными символами: буквами латинского, греческого алфавита, арабской вязью, египетскими иероглифами, математическими символами и знаками. Не знаю, насколько современная александрийская библиотека хуже, чем древняя, но как минимум технологии шагнули далеко вперед. Оборудована библиотека как положено: шкафы, кондиционеры, современные компьютеры. Просмотр слайдов.

Минисценка «Госпожа Библиотека»

1 Ведущий: «Бородатый эллин и худенький смуглый мальчик шли по улицам Рокотиса, предместья Александрии, называемого также Старым городом. Ликин - так звали мальчика – служил владельцу оружейной мастерской, пока тот не решил его продать, чтобы купить сильного эфиопа.»

Ликин: «Господин!»

2 Ведущий: «Эллин шагал не обращая внимания на мальчика. Иногда он останавливался и чертил пальцем в воздухе какую-то фигуру, потом снова продолжал путь. Это был самый странный человек »

Ликин: «Господин!»

Эллин: «Никогда не называй меня господином! Я не люблю этого слова»

Ликин: «А как зовут тебя твои рабы»?

Эллин: «У меня нет рабов. Я сам раб. Да, раб Библиотеки»

1 Ведущий: «Он произнес это незнакомое Ликину слово с такой гордостью, что мальчик решил:

Ликин: «Эта Библиотека, наверное, очень знатная госпожа и, может быть, даже супруга царя Птолемея. Правда, я слышал, что жену Птолемея звали Береникой. Но у египтянина, которому я служил, было две жены, старшая и младшая. А у царя может быть и сто жен. И Библиотека, наверное, самая молодая и любимая».

Эллин: «И что ты хотел меня спросить?»

Ликин: «Я хотел спросить, далеко ли твой дом. Но если ты сам раб, скажи, где живет твоя госпожа?»

Эллин: «Она живет во дворце».

2 Ведущий: «Ликин шел и размышлял»

Ликин: ««Значит, я был прав, Она — царица. А ведь царским рабам живется лучше, чем другим. Их не обременяют работой, не бьют чем попало. Вот ведь этот эллин — раб, а держится как свободный. И одежда хорошая и сандалии не сношены».

2 Ведущий: «Они вступили в Новый город, как называли обитатели Ракотиса район Александрии, примыкающий к морю и заселенный эллинами. Улица была такой широкой, что на ней могли разъехаться две пароконные повозки и еще оставалось место для пешеходов, которые шествовали по обе стороны улицы. Слышалась разноязыкая речь — греческая, еврейская, египетская. А какое разнообразие лиц и одежд! Не выезжая из Александрии, можно было увидеть все народы земли »

1 Ведущий: «Площадь перед дворцом была вымощена гладко отесанными камнями. По ней можно было бегать босиком, не опасаясь поранить ступни. Но босым был один Ликин. Остальные люди были в сандалиях с красивыми застежками или в сапогах из тонкой кожи. Они шли, медленно и почтительно, словно опасались нарушить покой тех, кто живет в этом огромном и прекрасном доме. Его можно было бы назвать не дворцом, а храмом.Стражник, охранявший дворцовые ворота, был в золоченых доспехах. Но эллин вошел в ворота так, словно они не охранялись, а стражник кивнул ему дружелюбно. И вот они за стеной, огибавшей со всех сторон Царский мыс, так называлось это место. Справа было большое здание, слева — поменьше. К нему-то и направил свои стопы эллин. Он толкнул дверь, и они оказались в огромном, обрамленном колоннами зале. Посреди зала стоял круглый стол, окруженный стульями. Их спинки были так высоки, что сидевшие на них люди были почти не видны. Однако можно было разглядеть длинные листы». Один из сидевших высунул голову из-за спинки стула и спросил: 2 Ведущий: «Кого ты нам привел, Эратосфен?»

Эллин: «Тебе все надо знать, Зоил! — Мальчика зовут Ликином. Он будет бороться с пылью.- Пойдем, Ликин, — Я объясню тебе твою службу ».

Эллин: « Твоя задача в том, чтобы протирать шкаф и футляры влажной тряпкой. Начнешь снизу со шкафа Альфы. Потом перейдешь к шкафу Беты. Затем к третьему шкафу. Его зовут Гаммой. Потом примешься за Дельту и Эпсилон, Дзету и Эту.- И помни, футляры надо держать закрытыми и ставить их на место. Библиотека требует аккуратности. Вот тебе вода и тряпка. Принимайся за дело, а у меня другие дела ».Ликин: « Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Эпсилон, Дзета, Эта. Слово Дельта мне знакомо. Оно означает треугольник. Но почему Дельтой называется квадратный шкаф? Этого я понять не могу».

1 Ведущий: «Намочив тряпку в воде, Ликин тщательно выжал ее и принялся за уборку, или за борьбу с пылью, как выразился Эратосфен. Пыли было действительно много. В некоторых местах она лежала сплошным слоем, в других на ней были отпечатки пальцев и ладоней».

2 Ведущий: «Прошло несколько дней».

Ликин: «Я понял, Библиотека не госпожа, а помещение для хранения книг. Статуи перед мраморными колоннами изображают покровительниц наук и искусств, которых эллины называют музами. Отсюда и название этого дворца — Музейон. Люди, которых я поначалу считал рабами Библиотеки, оказались учеными мужами, приглашенными в Александрию из разных частей эллинского мира. Все они находились на содержании у царя Птолемея, считавшего себя покровителем наук».«А у шкафов такие имена, потому что это греческие буквы. В шкафу Альфа были сочинения тех писателей и ученых, имена которых начинались на первую букву алфавита, да и само слово «алфавит» произошло от соединения двух первых букв — альфы и беты».

2 Ведущий: «Мальчик вскоре научился различать буквы алфавита, а с помощью Эратосфена и читать. В свободное от работы время Ликин доставал свитки тех писателей, которых Эратосфен называл наилучшими. Ликин просмотрел книги самого Эратосфена. Оказалось, что господин, не выезжая из Александрии, измерил размеры Земли и составил доску с чертежом всех материков, островов, морей и рек, что он занимался астрономией, геометрией, историей и многими другими науками.»

1 Ведущий: «Однажды мальчик отправился в Ракотис, чтобы повидать старых друзей. Они засыпали его вопросами, как ему живется, не обижают ли его эллины.Он коротко рассказал им о своей жизни. Но, кажется, они не поняли его, и он добавил:

Ликин: «Меня не бьют. Только один раз на меня подняли руку».

1 Ведущий: « Вот видишь, возмутились египтяне - эллины остаются эллинами! Давно пора поджечь их дворец и выкурить их всех огнем».

Ликин: «Не смейте так говорить! Там Библиотека».

Библиотекарь: «Дорогие ребята спасибо за внимание».





Литература

1.Бергер, А. К. Александрийская библиотека [Текст] / Из истории человеческого общества: Детская энциклопедия / А. К. Бергер том 8.– М: Педагогика, 2003. С. 81–82.

2. Карташов, Н.С. Общее библиотековедение.-Ч.2.-М.,1997.

3. Интернет сайт: http://timegate.ru

  1. Интернет сайт: http://www.kettik.kz

































Книжная выставка «Госпожа Библиотека»





Эскиз пригласительного билета






















Уважаемый (ая)_____!

Приглашаем вас в школьную библиотеку 30.10.14г.в 14.00. на библиотечный урок

«История библиотек»






















Эскиз афиши



30.10.14г. в 14.00

Уважаемые ученики!

Библиотека приглашает вас принять участие в библиотечном уроке.

В программе:

  1. Библиотечный урок

«История библиотек»

  1. Минисценка: «Госпожа Библиотека»

  2. Библиообзор по книжной выставке «Госпожа Библиотека»

Ждем Вас!















Фотоматериалы из мероприятия

«Госпожа Библиотека»

















9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Библиотечный урок: "История библиотек"

Автор: Кривченко Ольга Александровна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект библиотечного  урока"
    ["seo_title"] => string(30) "konspiektbibliotiechnoghouroka"
    ["file_id"] => string(6) "299006"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456423243"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Библиотечный урок "Путешествие в Книгоград." "
    ["seo_title"] => string(51) "bibliotiechnyi-urok-putieshiestviie-v-knighoghrad-1"
    ["file_id"] => string(6) "206518"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430205424"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) ""ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!" : Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям для учащихся 3-4 классов "
    ["seo_title"] => string(136) "oni-znaiut-vsio-bibliotiechnyi-urok-posviashchiennyi-spravochnoi-litieraturie-entsiklopiediiam-slovariam-dlia-uchashchikhsia-3-4-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "184488"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426060638"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Библиотечный урок для учащихся 1-2 классов на тему:  «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы»:  Путешествие по журнальным страницам  для детей "
    ["seo_title"] => string(171) "bibliotiechnyi-urok-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassov-na-tiemu-knigh-koniechno-iest-niemalo-tol-ko-ia-liubliu-zhurnaly-putieshiestviie-po-zhurnal-nym-stranitsam-dlia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "102748"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402549486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Твои первые словари, энциклопедии, справочники» Библиотечный урок"
    ["seo_title"] => string(63) "tvoipiervyieslovarientsiklopiediispravochnikibibliotiechnyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "305613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457967795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства