Ребята, сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь. Начинаем работу.(слайд 2)
II. Минутка чистописания. (слайд 3)
Образцы чистописания даны в тетрадях.
- ить, еть, ать, оть
-Строить, писать, колоть, лепить.
-Чем похожи и чем отличаются данные слова?
III. Повторение изученного материала. (слайд 4)
- Прочитайте глаголы. Поставьте в них ударения. Разделите их на две группы.
- Какие глаголы вошли в первую группу?
- Назовите вторую группу глаголов.
- Какую вы видите трудность в написании безударных личных окончаний глаголов?
- Определите тему сегодняшнего урока.
- Обоснуйте выбор гласной в безударном окончании глаголов, пользуясь алгоритмом.
Работа в тетрадях. Самопроверка. (слайд 5)
- Итак, как же определить безударную гласную в личном окончании глаголов?
(слайд 6)
IV. Отработка способа проверки безударного окончания глагола, который находится в контексте.
Продолжим работу над правописанием безударной гласной в личном окончании глаголов. (Учащиеся работают в тетрадях). (слайд 7)
- Обоснуйте выбор гласной в безударном личном окончании.
- Объясните смысл пословиц.
V. Физкультминутка. (слайд 8)
VI. Самостоятельная словарная работа с последующей проверкой.
- Мы поработали с пословицами, а теперь я предлагаю поработать еще с одним достоинством народной мудрости – фразеологическими оборотами, которые обогатят ваш словарь.
- К фразеологическим оборотам подберите глагол-синоним в том же лице и числе, объясните выбор буквы в окончании глагола. (слайд 9)
Вставляет палки в колеса – мешает.
Обведет вокруг пальца – обманет.
Клюете носом – засыпаете.
Гладите по головке – хвалите.
Сложишь голову – погибнешь.
Зарубить на носу – запомнить.
Назовите орфограммы, которые вам встретились при написании глаголов.
VII. Устная работа. (с помощью кругов-сигналов показать какая буква пишется в окончании глаголов)
Индивидуальная работа по карточкам с последующей проверкой. (слайд10)
Проверим, ребята! Исправим ошибки.
IX. Работа с учебником.
- Откройте страницу 201, найдите упражнение 466.
Прочитайте про себя, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
О каких признаках весны вы узнали из текста?
Какую пользу приносят воробьи?
Как вы думаете, все ли воробьи одинаковые?(В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное, серенькое. Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове.)
Выпишите глаголы, вставляя пропущенные окончания, выделите их.
Светит, падает, собирает, кормит.
Двое учащихся будут работать у доски. Задание: вставить пропущенные окончания.
На доске:
Весною сутки мочит, а час сушит.
И поедим, и спляшем, только пашню спашем.
Если в апреле земля перепреет, значит вовремя май посеет.
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Проверим. (Учащиеся, работающие у доски, обосновывают выбор гласной в окончании глаголов).
Предлагаю вам еще одну пословицу:
Увидишь грача – весну встречай!
Назовите глагол с безударным окончанием.
Поставьте его в неопределенную форму.
Перед суффиксом –ть гласная “Е”, но этот глагол не относится к первому спряжению, т.к. является глаголом-исключением. С глаголами-исключениями мы познакомимся завтра.
- А теперь загадка: (слайд 11)
Ласковое, доброе, а глядеть на себя не велит. (Солнце)
X. Творческая работа.
Правильно. Солнце. Но наше “солнце” пока без “лучей”. Для того, чтобы солнце засияло, заиграло, выполним задание.
Напишите в тетрадях, что изменяется с приходом весны в природе, в состоянии животных, людей и тебя самого, что вы видите, слышите, чувствуете.
Самостоятельная работа учащихся.(Тихо звучит музыкальное произведение П.И.Чайковского “Весна”).
После окончания работы включается анимация и солнышко сияет лучами.
XI. Итог урока.
- Над какой темой работали?
- Как определить безударную гласную в личном окончании глагола?
- Что понравилось на уроке?
- Урок окончен. Спасибо за работу.
XII. Домашнее задание.
- Дома, ребята, вы продолжите обосновывать выбор гласной в безударном личном окончании глаголов, работая над упражнением № 473.
- Откройте учебник, прочитайте задание. Будут ли вопросы?