Урок имеет целью обобщить сведения о жанровом своеобразии басни, закрепить умение отличать басню от других стихотворных жанров, определять актуальность прочитанного.В ходе занятия учащиеся выполняют словарную работу,позволяющую проверить знание литературоведческих понятий и умение их писать.Чтение наизусть, инсценировка басен направлены на формирование умений выразительного чтения как средства постижения идеи произведения и характеров персонажей. Учащиеся становятся участниками ролевой игры: с учеником волшебных наук совершают путешествие в Петербург 1831, приходят в гости к Крылову,беседуют с ним о его творчестве.Подобная игра способствует развитию творческого воображения.Учащиеся участвуют также в викторине, анализируют иллюстрации к басням своих одноклассников, работают над "крылатыми" выражениями,смотрят м/ф "Стрекоза и Муравей",что позволяет им сделать вывод о современном звучании басен.Подарок "Крылова" (закладки для книг с изображением персонажей басен) помогает завершить урок радостным настроением всех уч-ся. Урок имеет место во 2 классе, работающих по любой программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- У вас начался урок чтения. А нужны ли уроки чтения?
(Хором: Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела).
Басня.
- Сегодня на уроке вы так же будете отрабатывать навыки чтения, учиться понимать смысл прочитанного, продолжите знакомство с жанром –
- На прошлом уроке вы познакомились с басней. А что же такое басня?
(Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи; рассказывается об их жизни)
Баснописец
- Кто пишет басни? (Баснописцы)
портрет
- С каким баснописцем вы познакомились на прошлом уроке? И.А.Крыловым.
- Вам сегодня несказанно повезло. К вам пришли гости и даже сам Крылов, автор басен посмотреть на вас и послушать как вы будете работать на уроке и в конце урока вас ждут награды.
- Что вы о нём узнали?
- С какой басней познакомились? (Лебедь, Щука и Рак). (картинка).
- Вы готовились читать выразительно с соблюдением знаков препинания и правильной постановкой ударения.
(По желанию 2-3 человека)
После чтения задавать каждому читающему вопросы:
- Что общего между героями басни? (Все они живут в воде. Но оказалось, что все они упрямы)
- Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы свезти? (Это слово «товарищи»)
- Для чего или для кого написана эта басня? (баснописец подсказывает человеку, как надо поступать, учит жить, учит видеть чужие ошибки. Когда делают общее дело, а между героями идёт раздор. В итоге ничего не получается.
3. Знакомство с новым материалом.
- Чтобы узнать с какой басней вы сегодня познакомитесь, вам придётся собрать по частям её название, так как оно рассыпалось.
ко
за
Стре
и
вей
ра
Му
Картинка стрекозы
Картинка муравья
- Перед тем, как прослушать басню, разберём значение некоторых слов, чтобы вам был понятен смысл.
Встретится такое слово: - Зима кати в глаза. (Неожиданно наступила зима).
- Удручена. Злой тоской удручена.
На доске: - Как вы понимаете? (огорчена, опечалена, подавленное состояние).
Вешние дни – весенние дни.
Резвость –веселье.
Голову вскружило – сильно увлеклась, потеряла здравый рассудок.
Мурава – молодая трава.
- Послушайте эту басню и ответьте на вопрос. – Кто из героев басни вам понравился и почему?
(Звучит фонограмма)
4. Анализ прочитанного.
– Кто из героев басни вам понравился и почему?
- Что муравей посоветовал стрекозе? (Так поди же, попляши)
- Как вы думаете, к чему приведёт совет муравья? (К голодной смерти Стрекозы)
- Чего ждала Стрекоза? (помощи)
- Можно ли Муравья назвать другом?
- Почему?
- Он мог помочь. Почему не помог? (Стекоза бездельничала, ничего не делала, только кружилась и не готовилась к зиме, развлекалась, она не думала о будущем – сама виновата)
- Как можно охарактеризовать Стрекозу? (легкомысленная, беспечная)
- Справедливо или нет поступил Муравей, отказав в помощи Стрекозе?
- Сочувствуете ли вы Стрекозе?
5. Подготовка к чтению по ролям.
- Посмотрите на доску. Потренируемся читать трудные слова для чтения.
(после чтения)
- Возьмите простой карандаш. Читаем вместе, ставим знаки ударения в каждом слове и отмечаем роли. А – атор. С – стрекоза. М – муравей.
6. Чтение по ролям
- Стихотворные строчки Крылова певучие, складные, поэтому их легко читать и запоминать. (читают в костюмах: стрекозы и муравья)
Сообщения. - Мы сказали, что стрекоза и муравей такие, расссякие. А какие они в жизни. Сообщение о насекомых.
- Как мы с вами знаем, басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне.
(Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), чёрствость и эгоизм)
Пословицы. - Какие пословицы о труде вы подготовили?
-Какие пословицы подходят к басне.
Проверочная работа. Общая картинки в учебнике. Что исправить? Учебник. С. 103 Индивидуальная тетрадь. с. 30 -31 распечатать.