Воспитывать у детей интерес к чтению, а так же положительные качества харатера: дружелюбие, взаимопонимание, взаимовыручку.
Оборудование: учебник (И.Ф.Гудзик, Чтение, 4 класс), портрет И. А. Крылова; толковый словарь Ожегова С.И., диапроектор, экран, книги «Басни Крылова», иллюстрации к баням; загадки; стихотворения, рисунки учащихся
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент
Нам пора начать урок.
Всем пойти он должен впрок.
Басни с вами мы читали.
Сколько нового узнали!
Сколько басен разных есть –
Всех их нам не перечесть.
Не хотите ли опять
О баснях новое узнать?
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И. А. Крылова. На прошлом уроке мы познакомились с биографией писателя и некоторыми его баснями. Дома вам нужно было нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению. Перед нами сейчас настоящая картинная галерея.
II. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
1. Работа с рисунками учащихся. Беседа:
- Почему вы выбрали именно эту басню?
- Чем она вам понравилась?
- Почему вы именно так изобразили данного героя?
- Ребята, давайте вспомним, что такое басня. (Басня - это небольшое произведение, написанное в стихотворной форме или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.)
- В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Начинается или заканчивается басня моралью – выводом, поучением, содержащим её смысл.
- Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? (Аллегория – иносказание).
- Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
2. Игра «Угадай басню». На доске - иллюстрации к басням И. Крылова
***
«Голубушка! Как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право, сказки!» ( «Ворона и Лисица»)
***
«У сильного всегда бессильный виноват.
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем». («Волк и ягненок»)
***
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей». («Стрекоза и муравей»)
***
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Коль лает на слона». («Слон и Моська»)
***
« А ты, голубушка, мой свет,
Как тянешь важно и протяжно,-
Во всем лесу такой певуньи нет!» («Кукушка и Петух»)
3 Логическое упражнение
Катя, Люба и Маша прочитали басни И. Крылова «Кукушка и Петух», «Квартет», «Мартышка и очки». Катя прочитала басню «Кукушка и Петух», а Люба не читала басню «Мартышка и очки». Какие басни прочитали Люба и Маша? (Катя – «Кукушка и Петух»; Люба – «Квартет»; Маша - «Мартышка и очки»)
IV. Работа над темой
- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой басней. Фамилия автора вам известна, а вот название произведения вы узнаете из следующего задания. Внимание на доску: здесь вам даны имена авторов и произведения, которые они написали. Найдите несоответствия и исправьте ошибки.
Ф.И. Тютчев «Зимний вечер»
И. А. Крылов «Есть в осени первоначальной …»
А. С. Пушкин «Снежинка»
К. Бальмонт « На севере диком…»
М. Ю. Лермонтов «Лебедь, щука и рак»
Учащиеся исправляют несоответствия.
- Какую же басню И. Крылова мы будем сегодня изучать?
- Совершенно верно, это басня «Лебедь, щука и рак».
Знакомство с баснями мы продолжаем,
Но вывод их не сразу понимаем.
Внимательно басни надо читать,
Чтобы автора замысел понять.
V. Мотивация учебной деятельности
1. Работа над загадками
***
Красавица-птица плывет, не таится:
Была словно пена, в движеньях степенна.
Клюв – красным бутоном горит над затоном,
А шея – дугой над тихой водой. (Лебедь)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед.
На мели они сидят
И усами шевелят. (Раки)
У неё во рту пила.
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел упала. (Щука)
2. Рассказ учителя об авторе.
- Главных героев басни вы узнали. А что вам известно об её авторе?
(На доске - портрет Крылова)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
П. А. Вяземский
Иван Андреевич Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки выражения басенных персонажей близки и понятны и детям, и взрослым. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. Согласно воспоминаниям одного из его друзей, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площадки, кулачные бои, где соприкасался с пестрою народною толпою, прислушивался с жадностью к речам простолюдинов…». Известный русский писатель Н. Гоголь сказал: « Басни Крылова – книга мудрости самого народа». В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
3. Чтение биографии писателя И. А. Крылова (стр.36)
VI. Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Работа над басней И. Крылова «Лебедь, щука и рак» (стр.36-37)
1) Чтение басни учителем с использованием слайдов.
2) Словарная работа. (Работа со словарем С. И. Ожегова)
Поклажа – груз:
Ныне – сейчас, теперь;
Лад - согласие, мир, порядок.
3) Чтение басни учащимися.
4) Анализ произведения.
- Итак, как видим, все герои басни:
- взялись за хорошее дело – «везти с поклажей воз»;
- взялись дружно, верно – « и вместе трое все в него впряглись»;
- все трое старались –«из кожи лезут вон»;
- все трое старались и не зря – «поклажа бы для них казалась и легка».
Но почему ничего не получается? (Каждый хочет решить эту задачу своим способом, но действия не согласуются. Они не могут иначе. Против природы не пойдешь. Не стоило и браться.)
- И каков результат их совместной деятельности? ( «Да только воз и ныне там».)
- Какова мораль басни?
- Какой смысл вкладывает И. Крылов в слово согласье? (Единство целей, действий и способов действий)
2. Физкультминутка.
VII. Закрепление и осмысление знаний
Выразительное чтение басни учащимися
Упражнения в интонировании.
- Произнесите следующие слова и «отругайте» лебедя, щуку и рака:
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.
- А теперь «похвалите» их;
- Прочитайте, как диктор радио
2. Творческая работа:собрать из слов пословицу, которая отражает мысль басни.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Много захочешь – последнее потеряешь. Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.
3. Выполнение заданий к басне
Игра «Верно- неверно»
Верно ли, что басня о дружбе?
Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?