Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Б.А. Емельянова «Мамины руки»
Цель: формирования способности к полноценному восприятию художественного текста, эмоционально откликаться на пережитое.
Задачи урока:
Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Б .А. Емельянов "Мамины руки"»
Тема: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Б.А. Емельянова «Мамины руки»
Цель: формирования способности к полноценному восприятию художественного текста, эмоционально откликаться на пережитое
Ход урока
1.Организация начала урока
Эмоциональный настрой
Я смогу выполнить все задания!
У меня все получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
- Сегодня мы будем работать коллективно, в паре, для этого необходимо соблюдать правила.
- Давайте их вспомним. Слайд 1.
Литературная игра «Ассоциация»
Высоцкий - ... (бой, павшие, один)
Страшный - ... (клад, город, мины, снаряды)
Трусиха - ... (Валя, пес, сторож)
Печенье - … ( чай, Вовка и Мишка, бабушка, мама)
Иван - ... (дозор, братья)
Киселева - ... (мальчик, Солнце, огонь)
Кузьмин - ... (Матвей, старик, фашист, смерть)
Неизвестный - ... (парень, белая кепка, знак ГТО, подвиг)
Лекарство - … ( доктор, дочка, болезнь)
- Какова тема раздела, над которым мы работаем?
Слайд 2. (Кто родителей почитает, тот вовек не погибает).
–Как вы объясните пословицу?
– Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)
Слайд 3. - Исследуйте записи, что это, ваше мнение, посоветуйтесь друг с другом.
- Попробуем собрать предложение.
Слайд 4. Проверим.
Слайд 5 Картинка. Мать с ребёнком. Говорят, так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.
Знакомство с пословицами:
А) Тому, кто в юности своей Не чтил отца и мать, Почёта от своих детей Не суждено узнать.
Б) Чему в гнезде училась птица, То ей в полёте пригодится.
– Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей) – Что создают родители? (Семью)- Найдите ассоциации к слову семья.
Семья - ….( любовь, папа, мама, дети, уют)
II Проверка домашнего задания.
- Какое задание вы готовили к уроку? Рассказ «Печенье»
– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин? – Как начинался ужин? Прочитайте. - Почему рассказ так называется?
- Кто действует в рассказе?
- Оцените поступок, который мальчики совершили. Почему они так поступили?
- Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? ( Они молчали)
– Почему молчали мама и бабушка? – Что было на душе у них?
Автор ни слова не говорит о своих персонажах, но описанная картина молчания ярко отражает внутреннее состояние мамы и бабушки.
- Найдите эти строки.
– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье? – Какими растут мальчики? – Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих) – Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? – Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)
- Как на их месте поступили бы вы?
1. Пересказ рассказа.
Рассказ «Лекарство»
– В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет»)
– Почему Осеева так назвала рассказ? (Лекарство для мамы - внимание дочки, и для дочки - это лекарство от равнодушия)
– Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа? (Самостоятельной) – Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?
3. Работа над рассказом Бориса Емельянова «Мамины руки»
Слайд 6. – Отгадайте название следующего произведения.
Слайд 7. Проверка. - Кто автор этого произведения?
Слайд 8.Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Вот некоторые его книги: «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме».
- А вы помогаете маме дома? - Покажем, как вы это делаете.
Физминутка.
Дружно маме помогаем – Двери настежь открываем,
Пыль повсюду вытираем. Маму крепко обнимаем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Слайд 9. Словарная работа.
- А как вы понимаете выражение «никакого сладу нет»?
«за языком поглядывай» сноровиста?
- А вот какое определение этому слову дается в толковом словаре.
Чтение рассказа. Стр.53 - 56
Анализ произведения.
- Огорчили или обрадовали маму слова Маши?
- Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте.
-Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала.)
-А что сказала ей бабушка? Прочитайте.
-Какой совет бабушка дала Маше?
( Словом можно обидеть, ранить.)
-Чему учит этот рассказ?
Слайд 10. Пословицы.
Если позволит время!
Работа в группах. Решение проблемных ситуаций.
-Ребята, а только ли маме необходимо говорить добрые, безобидные слова? ( Нет, всем окружающим.)
-То, что произошло с Машей, могло случиться с каждым из вас.
- Достойно выйти из сложной ситуации должен уметь каждый. Мы попробуем сейчас сделать это.
-Для этого поработаем в паре, обсудим ситуацию и найдём правильное решение.
Решение ситуаций.
Прозвенел звонок на урок, и Сережа спешит в класс. В коридоре он наскочил на девочку.
Что бы вы сделали на месте Сережи?
Мама попросила Катю вымыть посуду. Катя увлеклась чтением книги и забыла о посуде. Мама вернулась с работы, увидела, что ее поручение не выполнено.
Что делать Кате?
- Что помогло героям выйти из трудной ситуации?
( Прежде, чем сказать, надо хорошо подумать.)
- Не забывайте, ребята, слово наше в сердце отзовется.
Итог урока.
Творческая работа. Рабочая тетрадь.
- Подвести итог нашей работе поможет синквейн.
Слайд 11, 12
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное;
вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме. 1 строчка - основное слово - Что это будет за слово?
2- два прилагательных к нему
3- три глагола
4- фраза из четырех слов, выражающих отношение к этим словам
5- слово, выражающее отношение к предмету.
Мама
Ласковая, добрая
Помогает, любит, заботится
Не оставит в беде
Счастье
- Мама – это всегда для нас счастье!
Слайд 13.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
- Мне было приятно работать с такими думающими, понимающими, знающими цену слову детьми. Спасибо.