Тип урока: Урок нового знания.
Цель урока: сделать текст личностно – значимым для ребенка: разбудить мир его переживаний, создать условия для сравнительного анализа себя с героями произведения.
Задачи урока:
- Развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение о поступках главного героя и подтверждать свои выводы текстом, обогащать словарный запас учащихся.
- Эмоционально вовлечь детей в пространство литературного произведения на основании сравнения мира их собственных ценностей и ценностей героев рассказа, отстаивать свою точку зрения, давать оценку прочитанному, обобщать, делать выводы, умение выстраивать отношения.
- Воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал.
Ход урока.
- Организация урока. Мотивация учащихся. (Слайд 1)
- Начнём урок литературного чтения, улыбнемся, ведь мы все друзья!
- А раз мы друзья, мы будем работать вместе.
- Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой)
(Слайд2)
Осмысливать задания;
Выслушивать мысли каждого;
Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
Не перебивать друг друга;
Соблюдать правило поднятой руки.
1.Прогнозирование темы урока (работа в парах) (Слайд3)
- На слайде фразы. В левом столбике начало, а в правом продолжение. Соберите так, чтобы получились пословицы.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Материнская ласка конца не знает.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
- Как вы понимаете смысл 3 пословицы?
- Так о ком пойдет речь на уроке? Конечно, о маме.
- Первичное восприятие и осознание нового материала.
а) Вступительная беседа.
Звучит музыка, учитель читает слова. (Слайд4) с музыкой и изображение женщины и ребенка.
- Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов.
…Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в самих вас, такой знакомый, родной.
- Как вас ласково называет мама?
- А бывает так, что вы огорчаете маму, даже, если этого не хотели?
- Мы сегодня выясним, героиня одного рассказа обрадовала или огорчила маму?
- Работа над рассказом Б. Емельянова «Мамины руки».
- Игра «Собери название» ( Слайд 6)
- Название нашего рассказа написанно на цветах, но ветерок перемешал все слоги. Помогите собрать название. Поработаем в парах.
МАНЫМИ КИРУ (слоги на цветах)
- Догадались, как называется рассказ?
б) Составление предвидения.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Верны ли ваши предположения, узнаем, прочитав рассказ.
- А автор этого произведения Борис Александрович Емельянов. (Слайд 7)
- Расскажет о нем Александра.
в) Рассказ 1 ученика об авторе, показ портрета.
Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Вот некоторые его книги: «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме».
- А вы помогаете маме дома?
- Покажем, как вы это делаете.
Физминутка.
г) Словарная работа.
- Сразу видно, что вы с мамой дружно живете или можно сказать ладно.
- А как вы понимаете выражение
«никакого сладу нет»? (Слайд 8)
«за языком поглядывай»
сноровиста?
- А вот какое определение этому слову дается в толковом словаре. (Показываю словарь.)
Слайд - 1 ученик читает всем вслух.
д) Выразительное чтение рассказа учителем.
е) Беседа по первым впечатлениям о прочитанном.
- А теперь настало время почитать рассказ.
- Откройте учебники
- Оправдались ли наши предположения, о чем шла речь в рассказе?
- Кто действующие лица? Какой мы ее видим в начале рассказ
ж) Повторное чтение.
- Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем еще раз.
- Читаем по предложениям «цепочкой».
- А теперь «жужжащее чтение».
- Встаньте и дочитайте текст про себя.
з) Анализ произведения.
- Огорчили или обрадовали маму слова Маши?
- Какие слова Маши обидели маму? Зачитайте.
-Маша сразу осознала, что обидела маму? ( Нет, бабушка сказала.)
-А что сказала ей бабушка? Прочитайте.
-Какой совет бабушка дала Маше?
( Словом можно обидеть, ранить.)
-Чему учит этот рассказ?
Творческая работа
Сочинение на тему «Мамины руки.»
Авторский стул. Дети читают свои сочинения
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Дома нарисуйте иллюстрацию к рассказу или вспомните похожую ситуацию из своей жизни, из которой вы вышли достойно.
Рефлексия.( Слайд16 )
- А теперь посмотрите на слайд и закончите фразу:
- Теперь я знаю…
- Было интересно…
- Хочу узнать больше…