«Прекрасное рядом» по программе «Эстетическое мышление
и художественный труд» по ОС «Школа – 2100» во 2 классе.
Х О Д У Р О К А
I.Организационный момент.
Психологический настрой
Проверка готовности
II. Сообщение темы и цели урока.
III.Мозговой штурм.
IV. Работа по учебнику.
V. Работа по тетради
VI. Практическая работа.
VII. Информационная минута.
VIII. Экспресс – выставка.
IX. Итог урока. Анализ работ.
X. Задание на дом.
Архитектура на все времена.
Тема: «Начали строить храмы»
Проблема урока
Какие три ордера нам дала античная архитектура?
Какие здания строили в античный период?
Задачи
Продолжение знакомства с чертежом, линиями чертежа, разметки прямоугольных деталей с помощью линейки, совершенствовать конструктивный навык.
Развитие образного мышления, пространственных представлений, развитие эстетического, эмоционального воображения.
Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, формирование навыков самоконтроля и самооценки, воспитывать интерес к культуре Древней Греции.
Оборудование: учебник «Прекрасное рядом с тобой – 2 кл. О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» - 2 кл., (у каждого ученика есть учебник «Наша планета Земля», ч.4, с.61 «Политическая карта Европы»), альбом, клей ПВА, ножницы, кисточка для клея, карандаши.
Зрительный ряд: карта Древнего Рима, фотографии, иллюстрации.
Мы продолжаем нашу тему «Архитектура на все времена», начали строить храмы и сегодня уже увидим готовые изделия.
На прошлом уроке мы сделали крышу и основание с помощью чертежей путем разметки прямоугольных деталей.
III.Мозговой штурм.
Работать будем в группах по 6 человек. Капитаны – это те, которые могут помочь другим. Капитаны получают карточки.
Давайте вспомним для начала слова, которые часто встречаются в текстах нашего учебника. Посоветуйтесь и впишите одно слово.
Цивилизация – определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, совершенство.
Архитектура – искусство проектирования и строения зданий, стиль постройки.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.
Античный – древний греко-римский мир и его культура.
Проверка.
IV. Работа по учебнику.
Ученики зачитывают текст с. 54.
Что делают на рисунке архитектор и его помощники? (колонны, ордеры).
Где находятся государства Греция и Древний Рим? Покажите на карте.
Какое отношение к человеку нашло отражение в античном искусстве? (отношение к человеку, как к созидателю, к мыслителю, способному преобразовывать мир в соответствии со своим идеалом). (Зачитывают по книге).
Какие 3 ордера родились в Древней Греции? Как они назывались?
До сих пор современные архитекторы пользуются тремя архитектурными ордерами, законами, которые определяют соотношение деталей, - композицию.
Дорический. (Дорическая колонна напоминает ствол дерева. Она выглядит мощной, немного тяжелой и слегка приземленной. Дорический ордер формирует композицию, похожую на мужчину, сильного и крепкого).
Ионический. (Ионическая колонна стоит на небольшой подставке, поэтому производит впечатление более высокой и легкой. Разную форму имеют и их капители (верхняя выступающая часть колонны). Два завитка изящно обрамляют колонну наверху. Ионические колонны тоньше, стройней и выше дорических. Ионический ордер напоминает изящную женщину).
Коринфский. (Его крона-капитель словно ожила! Она покрылась листьями, расширилась, как колокол, прямо как настоящие ветви живого молодого дерева!)
Физминутка.
Пластический этюд «Колонны».
(Дети встают, руки вверх, изображают колонны:
1. Дорическая – руки наверху сомкнуты внутрь.
2. Ионическая – руки наверху развернуты сомкнутыми кистями наружу.
3. Коринфская – руки наверху развернуты кистями с разомкнутыми пальцами
наружу).
V. Работа по тетради с. 52
Посмотрите на панораму Акрополя, найдите главный храм.
Давайте обсудим общие конструктивные особенности больших и малых храмов.
( 1) наличие колоннады,
2) основания храмов,
3) двускатной крыши с торцом треугольной формы.)
Обсуждение конструктивных и технологических особенностей.
Вглядитесь в храмы. Какую форму имеют детали храмов? (прямоугольники, треугольники, цилиндры)
Какими известными вами способами можно было бы изготовить один из храмов? (по шаблонам, путем копирования, иглой путем прокола)
А как вы построили основание и крышу? (Размечали с помощью угольника)
VI. Практическая работа.
Физминутка.
Литературный ряд. Прежде чем начать работу, послушайте стих Олега Тарутина «Древние греки» (Читают подготовленные ученики)
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Также придумали в давние дни
Строили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
Было скульптурное их мастерство.
а) Самостоятельная работа с.55 № 9 . Разбирают по группам, делают надрезы
для склеивания.
б) Творческая работа – подбор узора для колонн.
в) Склеивают сначала колонны и крышу, затем приклеивают к основанию.
Можно выбрать другой способ.
Физминутка.
VII. Минута отдыха (Информационная минута).
Кто такой Эзоп?
В античный период люди научились не только передавать свои мысли словами, выражать их в действии, запечатлевать в изобразительном искусстве, но и создавали новый выразительный язык – эзопов язык, когда под повествованием подразумевается второй смысл. Так же как и архитектурные ордера не потеряли своего значения сегодня, так и эзопов язык жив и по сей день.
Анализ басни Эзопа «Лиса и виноград»
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла, и уходя прочь сказала сама себе: «Они еще зеленые»
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Почему лиса не смогла достать виноград?
Как она оправдала себя?
Какой вывод делает автор?
Кто виноват в наших неуспехах: мы сами или обстоятельства?
Обобщение:
- Искусство античности утверждало всесилие человека, неограниченность его возможностей. Эзоп – был рабом. Он осмелился возражать своему господину. За это был казнен, но остался несломленным. Сюжет его басен использовали многие писатели и баснописцы.
VIII. Экспресс – выставка.
По мере готовности каждая группа выставляет свой макет-храм на выставку. Обобщают, что получилось, а что нет в их задумке.
IX. Итог урока. Анализ работ.
Какой ордер вам больше всего понравился? Почему?
У какой группы храм получился лучше? Почему?
X. Задание на дом.
Прочитать басню русского баснописца «Лиса и виноград».